Торговая — одна из старейших, если не самая старинная, улица Мариуполя. И назвал ее так сам народ, а 28 сентября 1876 года, когда городские власти присвоили улицам собственные имена, изустное наименование Торговой чиновникам осталось только закрепить официально.
С незапамятных времен на ней было сосредоточено большое количество разнообразных торговых заведений — магазинов, лавок, лабазов и погребков, в которых обыватели разных сословий могли приобрести от иголки и смазных сапог до шикарного платья «последнего парижского фасону» и свежайших устриц. Говаривали, что их каким-то неисповедимым способом доставляли в наш благополучный Мариуполь из Франции.
В одних погребках можно было пропустить стаканчик- другой доброго вина, в других — утолить жажду в июльскую жару кружкой бузы — мутного слабохмельного питья из растертого и перебродившего проса. Здесь же местные гурманы лакомились чир-чиром — пирожками, известными в наше время как чебуреки, или пылающими жаром сальниками — давно забытыми произведениями местного поварского искусства, состоящими из мелконарубленного ливера, обильно сдобренными острыми специями, обернутыми в баранью жировую «сетку» и изжаренными в чугунном казане с кипящим подсолнечным маслом.
Все это существовало, как говаривали старые люди, в «мирное время», то есть до революции, затем на короткое время возродилось в годы нэпа, чтобы исчезнуть вместе с нэпом теперь уже навсегда.
В сентябре 1924 года исполнилось шестьдесят лет с момента создания I Интернационала. Это выдающееся событие мариупольские власти решили отметить переименованием одной из улиц. И переименовали улицу Торговую в улицу …III Интернационала. Нет, мы не ошиблись, именно III Интернационала, в честь годовщины Интернационала Первого.
Однако новое имя не прижилось. Указатели на угловых домах поменяли, владельцы частных домов завели новые резиновые штампы, где значилось новое название улицы, в паспортах граждан сделали соответствующие записи о прописке с «новыми» адресами. И все-таки старожилы упорно продолжали применять в разговорах привычное «Торговая» вместо желаемого властями «III Интернационала».
Более того, отправляя письма родственникам и знакомым в иные города и веси, они упорно в обратном адресе писали старое название улицы. Естественно, что по этому адресу шли и ответные послания. Но это обстоятельство нисколько не обескураживало почтальонов: они хорошо знали, куда нужно нести письма и открытки.
Пора расцвета Торговой осталась в далеком прошлом, а сегодня воспоминания о ее достопримечательных объектах и личностях хранятся в памяти тех поколений мариупольцев, представители которых один за другим тихо уходят в мир иной.
Что ж, давайте, пока не поздно, совершим мысленное путешествие по местам, где сквозь наслоения многих десятилетий можно еще разглядеть полустертые черты ремесленно-купеческого Мариуполя и следы эпохи социализма на разных стадиях его построения.
Торговая, как известно, начинается у обрыва, под которым все пространство, вплоть до моря, усеяно крышами домишек под кронами постаревших деревьев Слободки. От обрыва до Итальянской улицы простирался в прошлом живописный бульварчик, образованный стройной аллейкой из акаций и кленов и окаймленный с двух сторон бордюром из тщательно подстриженного кустарника. Вдоль бульварчика стояли садовые скамьи. Увы, сегодня бульварчик имеет жалкий вид, если вообще так можно назвать клочок земли с несколькими изломанными стихией и людьми деревьями.
Под номером «два» значится особняк старинной постройки. Здесь был военкомат. С началом Великой Отечественной войны сюда собирались те, кому предстояло уйти на фронт. Их родители, жены и дети ожидали на бульварчике, о котором только что шла речь. Сюда приходили, чтобы узнать о судьбе пропавшего без вести близкого человека.
На углу Итальянской и Торговой возвышался костел. При постройке этого храма юный Архип Куинджи принимал кирпич, зарабатывая свой сиротский хлеб. В тридцатые годы костел взорвали, а незадолго до этого, как вспоминал один из старейших мариупольских архитекторов Михаил Васильевич Флорищевский, ему поручили переделать это культовое здание в Дом пионеров. Проект реконструкции был выполнен в установленный срок и представлен заказчику — горисполкому, но это не спасло костел от разрушения. Как часто бывает, идеологическая доктрина преодолела практическую пользу. Через короткое время на освободившемся месте возвели двухэтажный детский сад, перестроенный недавно для нужд одного из отделов милиции.
В сентябре сорок третьего года гитлеровцы, отступая под ударами Красной Армии, сожгли почти всю центральную часть города, в том числе жилые дома и магазины, стоявшие по обе стороны Торговой, от Георгиевской до Николаевской улиц. О своеобразной прелести магазинов, сооруженных на рубеже веков в стиле «модерн», с широкими окнами-витринами, сейчас можно судить лишь по старинным почтовым открыткам.
Если всматриваться в эти картинки на тонком бристольском картоне, можно разобрать фамилии на вывесках, прикрепленных к фасадам магазинов. Обувной магазин принадлежал братьям Брон, рядом было торговое заведение Антона Амвросиевича Бахалова — гласного городской думы. С ним соседствовали табачный магазин Нерофиди и писчебумажный братьев Голдрин. Кстати, скажем, что иждивением двух последних почтенных фирм было издано большое количество почтовых открыток с видами дореволюционного Мариуполя.
В этот период истории нашего, по определению митрополита Игнатия, благополучного города в магазине братьев Брон приказчики, встав на одно колено, с испариной на лбах силились натянуть узкую туфельку на раздавшуюся от постоянного хождения босиком ногу селянки или терпеливо перелопачивали десятки коробок обуви, чтобы удовлетворить каприз какой-нибудь чиновницы. Владельцы коммерческих и иных фирм не прятались, как сейчас, за псевдоиностранными вычурными названиями, а с гордостью выносили свои имена на видное место: был ли это фасад дома, упаковка товара или несколько строк рекламы, набранных витиеватыми литерами на газетной полосе.
На нечетной стороне, на углу Торговой улицы и Большой (так в обиходе горожане называли нынешний проспект Ленина), когда-то стояло импозантное, все в декоративной лепнине двухэтажное здание книжного магазина. Оно сгорело в начале октября 1941 года, в те несколько часов, когда регулярные части Красной Армии уже покинули город, а немецкие еще не заняли его полностью. Видимо, кто-то из предприимчивых мариупольцев, отправившихся грабить ставшие вдруг бесхозными магазины, говоря языком пожарных, «неосторожно обращался» с огнем, когда запихивал в мешок разрозненные тома сочинений Максима Горького или романы модного тогда Николая Шпанова. В дни оккупации горожане со страхом озирались на прокопченный остов бывшего книжного магазина. Они еще не знали, что скоро он станет незаметным среди сотен ему подобных руин.
В сентябре сорок третьего года — радостном, потому что пришло освобождение от двухлетнего хозяйничания фашистов, и одновременно злосчастном, потому что тысячи горожан лишились жилищ и имущества, нажитого годами праведного труда, а город-театра, школ, больниц, аптеки иных общественных строений, было уничтожено огнем и здание средней школы № 3. В нем до революции помещалось частное реальное училище Гиацинтова. Следует, наверное, объяснить, что реальное училище в Мариуполе, как, впрочем, и в иных городах Российской империи, представляло собой среднее учебное заведение для мальчиков, в котором, в отличие от классической гимназии, не преподавались древние языки (латынь и греческий), а вместо них была расширена программа по наукам естественным: математике, физике, химии.
К началу пятидесятых годов «погорелки» почти полностью исчезли в Мариуполе: одни были восстановлены, остатки стен других разобрали. Только коробка бывшего реального училища на углу Торговой и Николаевской улиц печально смотрела пустыми проемами окон на прохожих. И лишь в начале шестидесятых годов трехэтажное строение из добротного красного кирпича восстановили для своего управления строители мариупольского жилья.
Почти визави бывшему реальному училищу и поныне стоит двухэтажный дом. В его первом этаже долгие годы помещалась единственная в Мариуполе ветеринарная аптека. Острый запах карболки разносился далеко окрест. В витрине лежал гигантских размеров шприц, им пугали дошколят озорные подростки, уже вкусившие «плоды просвещения», утверждая, что, мол, именно таким «инструментом» делают уколы нерадивым ученикам в школе.
Дойдя до Митрополитской, улица, которой посвящено это скромное повествование, подчиняясь рельефу местности, несколько отклоняется от прямолинейности. Дом, занявший угловое место по нечетной стороне, вызывает некоторый дискомфорт при взгляде на него. Потом догадываешься: стены, расположенные вдоль пересекающихся улиц, как бы развернуты относительно друг друга. Этому строению, лишенному всяких украшений, можно было бы и не уделять внимания, если бы не одно обстоятельство. Некоторые краеведы утверждают, что оно принадлежало митрополиту Игнатию. Правда, при этом никаких документальных аргументов не приводят. Так, не требующая доказательств истина.
На Торговой, 33, в так называемом «буфете», в первые послевоенные годы демобилизованный разбитной солдат Илья Хайкин постигал науку торговли пивом. Да, это тот самый буфетчик Илюша, в честь которого через многие годы мариупольцы назвали троллейбусную остановку на проспекте Строителей перед семнадцатым микрорайоном.
В ту же эпоху, когда Илюша начинал свою «благородную» деятельность, в полуподвальном помещении двухэтажного дома на углу Евпаторийской улицы, орудуя правой рукой рычагом насоса и подставляя под пенящуюся струю одну из трех пивных кружек, или, по тогдашней терминологии, бокалов, удерживаемых непостижимым способом узловатыми пальцами левой руки, крупный сутулый неулыбчивый человек, под крупным носом которого выделялась черная щеточка коротких усов, терпеливо втолковывал посетителям, что лучше недоливать пиво, чем разбавлять его водой. Постоянные же клиенты, потягивая со смаком доброе пиво, только посмеивались. Речь здесь идет о дяде Сереже Акопове. Его размышления вслух о том, что всем жить хочется, а также нужно ли с общепитовской котлетой подавать еще и хлеб, до сих пор вспоминают с печальной улыбкой постаревшие мариупольские ценители древнего напитка
И дядя Сережа, и Илюша брали для себя товар на пивном заводе, построенном некогда чехом Кучером тут же, на Торговой улице. Долгие, долгие годы ни войны, ни революции не могли испортить принятую некогда технологию, придававшую тонкий вкус и приятный аромат мариупольскому пиву. И еще, в те периоды, когда столь необходимое народу предприятие останавливалось на ремонт и пиво в нашем городе становилось такой же редкостью, как лунный грунт, и у дяди Сережи, и у Илюши исцеляющая влага благородного желтого цвета, отливающего старым золотом, всегда имелась в наличии.
Не думайте, что покровителем жителей этой неординарной улицы был только бог торговли Меркурий. Были и такие аборигены, что служили Аполлону. В сборнике «Мариуполь и его окрестности» в статье, посвященной истории местного театра, сказано, что именно на Торговой находился тот амбар, где впервые в нашем городе состоялось театральное представление.
В двадцатых годах нашего уже уходящего века из окон дома номер 37, и сейчас стоящего неподалеку от Малофонтанной улицы, с утра до позднего вечера раздавались то душераздирающие визги, извлекаемые юными дарованиями из своих скрипочек-»четвертинок», то звучали пассажи с претензией на виртуозность скрипачей-подростков. В доме этом была частная музыкальная школа маэстро Давидовича.
Какое-то время в этом же дворе, но уже в послевоенные годы, жила известная во всем Мариуполе пианистка, преподавательница музыкальной школы и необыкновенной благородной красоты даже в преклонном возрасте женщина – Галина Казимировна Соболевская. Ей приходилось прилагать немалые усилия, чтобы удержать у старенького, побитого шашелем пианино своего семилетнего сына Славика. Время показало, что труды ее оказались ненапрасными: Вячеслав Соболевский окончил консерваторию, стал концертирующим пианистом, лауреатом многих конкурсов, заслуженным артистом Российской Федерации.
Если пересечь Фонтанную, пройти мимо дома со скошенными углами, где когда-то была дверь, ведущая в помещение, в котором располагались то магазин электротоваров, то парикмахерская, миновать «пятый» магазин, развалины одноэтажных домов, окажешься у «колбасни». «Колбасня» — довольно высокое строение в глубине двора, с узкими проемами. Его соорудил еще в дореволюционные годы занесенный в город неведомыми обстоятельствами чех Кара- сек. Те, кто вкушал произведения этого мастера — шпикачки, сардельки, «гамбургские» и охотничьи сосиски и колбасы забытых ныне сортов, давным-давно обрели вечный покой, пережив на пару-тройку десятилетий гибель заведения, источавшего в пору своего расцвета благоухание копченостей и тонкий аромат нежнейшей ветчины «по-венски».
Запахи эти выветрились, а название «колбасня» продолжало существовать, как некое географическое название.
Среди местных ориентиров была еще баня, наверное, одно из древнейших гигиенических учреждений нашего города. С ней в пятидесятые годы мирно сосуществовали мастерские местных художников и скульпторов.
Самая низкая точка улицы — у бывшего пивоваренного завода. Далее идет крутой подъем. Если не полениться его преодолеть, рано или поздно окажешься у хатенки, на стене которой укреплен номер «107″. Здесь прошли детство и юность знаменитого певца Михаила Степановича Гришко - солиста Киевского оперного театра и лауреата Сталинской премии, народного артиста СССР. Его бархатистый баритон пленял не одно поколение любителей вокального искусства.
Еще один адрес Торговой, связанный с именем человека, прославившего наш город. Здесь, в домишке своего старшего брата, обитал после смерти родителей Архип Куинджи, будущий гениальный художник-пейзажист. Напрасно искать на стенах упомянутых хатенок какие-нибудь при¬меты, свидетельствующие об их причастности к жизни зна¬менитости. Ревнителям местной истории недосуг заниматься такой «мелочью», как мемориальные доски, пусть даже самые скромные.
Когда-то Торговая улица заканчивалась у стен ультрамаринового завода, возле створного маяка. Ультрамаринового завода давно нет, маяка тоже, а Торговая улица возвратила былое имя. Теперь уже на законном основании.
Сергей БУРОВ
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 1