Мы не раз уже подробно рассказывали о боях 8 октября 1941 г. частей 395-й Шахтерской стрелковой дивизии, 57-го отдельного зенитного артдивизиона ПВО с эсэсовской пехотной моторизованной дивизией «Лейбштандарт СС «Адольф Гитлер» на подступах Мариуполя. Сегодня мы еще раз вернемся к тому дню и вспомним, что происходило 8 октября 1941 года в самом городе.
В Мариуполь «Лейбштандарт» (ЛАГ) заходил двумя группами. После третьего утреннего боя с двумя батареями советских зенитчиков из 57-го озад ПВО на западной окраине города передовые подразделения эсэсовской дивизии «Лейбштандарт» («группа Вонторра» и 1-я мотоциклетно-стрелковая рота Бремера), усиленные двумя батареями артиллерийского полка Штаудингера, 8 октября1941 г. к 10.00 первыми подошли к Мариуполю. Вторая часть передовой группы – 3-й взвод во главе с Зеппом Маалем и 2-я мотоциклетно-стрелковая рота Вайзера при поддержке пехотных орудий и 88-мм зенитной батареи подавили батарею 714-го стрелкового полка 395-й сд и ПВО аэродрома и вошли в Новоселовку.
Командиру разведбатальона ЛАГ штурмбаннфюреру СС Курту Мейеру не терпелось взять Мариуполь, ведь еще 7 октября 1941 года немецкий самолет-разведчик сбросил ему сообщение, что силы противника в городе немногочисленны и представляют собой колонны войск, отступающих через Мариуполь. С подачи Мейера в послевоенных мемуарах до сих пор существует мнение, что Мариуполь взят только разведбатальоном. Но действительность такова: авангард дивизии, достигнув Мариуполя, остановился на окраине и ждал подхода четырех пехотных моторизованных батальонов СС Виша, Витта, Фрея и Янке, сводного дивизиона CC штурмовых орудий-штуг и САУ Шенбергера, артиллерийского полка СС Штаудингера, тяжелого батальона CC Штейнека, зенитного дивизиона CC Краузе. Только тогда, когда все силы дивизии подтянулись, с 12.00 начали дальнейшее продвижение по городу все батальоны и дивизионы «Лейбштандарта». Военный журнал боевых действий 1-й танковой армии Клейста, хранящийся в Национальном архиве США и выложенный в электронном виде на сайте Инета, содержит запись времени окончательного захвата города – 16.05.
Окраина города 1941 года удивила захватчиков своими высокими многоэтажными зданиями. Сейчас это район перехода в центре города. Некоторые дома сохранились с тех времен. Но эсэсовцев не радовали эти высотные дома, а вызывали только беспокойство: они угрожающе нависали над ними. Поэтому сначала авангард дивизии стал продвигаться вперед в пешем порядке, используя, как щит, штурмовые орудия, артустановки и бронеавтомобили. На перекрестке улиц перед центром передовая группа Вонторра неожиданно встретила автомашину, которая шла им навстречу. Это был автомобиль Юдахина Сергея Михайловича, командира 692-го отдельного зенитного артиллерийского дивизиона 395-й стрелковой дивизии, который с 5 октября1941 г. дислоцировался в Старом Крыму под Мариуполем. Капитан Юдахин вместе со своими бойцами ждал-ждал неприятеля утром 8 октября в Старом Крыму, не дождавшись, поехал вместе с шофером в Мариуполь узнавать, где враг. А враг встретил его в городе. Так командир попал в плен, всю войну находился в офлагах Германии – концлагерях для военнопленных офицеров.
Вот как описывает его пленение в своем отчете Вонторра: «…На первом пересечении мы спрыгиваем с мотоциклов и спрашиваем – где находимся? Тут нам навстречу спокойно идет автомобиль со штабным русским офицером. Мой 1-й стрелок, Зерр Аухтер, хочет его остановить пулеметом. Офицер выходит с удивлением и поднимает руки. Зепп берет его оружие, а я планшет. Этот планшет я использую сегодня в моем автомобиле в качестве рабочей сумки…». Военный корреспондент СС Франц Рот, сопровождавший Мейера, сфотографировал эту ситуацию. Есть два фото пленения Юдахина.
Яков Иванович Захаров, комсорг 692-го озад, вспоминает в своей книге «Атакуют шахтеры»: «…Командир дивизиона поехал в город и оказался между тремя фашистскими танками, занявшими перекресток. …Снимаемся с позиций, отходим, без дороги, по полю. Общее направление – на восток… Остановились в селе Чердаклы, километрах в двадцати от Мариуполя. Командование взял на себя старший политрук Федоренко».
Вскоре, к 12.30, передовые подразделения ЛАГ вышли к центру города, снова сели на мотоциклы и бронемашины и при поддержке штуг и САУ выехали на «круглую площадь» (теперь – Театральная). Навстречу двигались трамваи. Город жил повседневной жизнью в условиях военного времени, хотя слухи о падении Бердянска и близком нахождении противника у города просочились. Шла плановая эвакуация заводов и их работников, но она осталась незавершенной.
В здании горкома партии (на этом месте сейчас – дом со шпилем, где находился магазин «Светоч») шло заседание партхозактива, основным вопросом которого была организация эвакуации предприятий из города. Некоторые участники заседания неожиданно увидят из окон захватчиков и их штурмовые орудия, которые примут за танки. В перестрелке с эсэсовцами в день оккупации погибнут: заведующий военным отделом Мариупольского горкома КП(б)У Молонов Д.Н., военком города Голубенко Н.Н., секретарь Портовского райкома партии Солодилов П.С., секретарь Орджоникидзевского райкома партии Махортов И.М., о чем подробно рассказал замечательный журналист газеты Семен Исаакович Гольдберг в статье «Городской сад хранит память о войне и ее героях» в «ПР» от 05.09.2013 г.
(Окончание завтра)
Валентина ЗИНОВЬЕВА
Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 3