Случилось это 12 октября 1941 года, когда наши, отступая из Мариуполя, переходили Будёновку {ныне - Новоазовск). С утра стоял туман, на его защиту и надеялись сотни беженцев и отступающих. Но к полудню он рассеялся, и вскоре в небе появились немецкие Ю-87, которые стали бомбить и расстреливать беззащитных людей. Одна бомба разорвалась у штабной повозки батальона. Раздались крики: «Санитара, санитара...» Девушка, из беженцев, оказавшаяся в канаве недалеко от повозки, бросилась к ней. Рядом с одним из убитых лежала санитарная сумка. Схватив её, девушка стала бинтовать раненых.
- Ты кто, дочка? - раздался голос. За спиной стоял командир со «шпалой» в петлицах,
- Я ...я артистка, - ответила она.
- Где научилась этому? - командир показал на перевязанных.
- Так до театра я училась в медицинском...
- Возьми шинель, - командир показал на лежащую рядом с убитым санитаром скатку. - Теперь ты военный санитар батальона. Звать-то как?
- Люда... - и, поднявшись, четко ответила: - Родионова Людмила.
Так начался героический путь простой русской девушки, родившейся в 1917 г. под Владивостоком, учившейся в Киеве, скачала в мединституте, затем в театральном училище. В 1939 году она стала артисткой Мариупольского драматического театра. Война застала труппу театра на гастролях в Константиновке. Пришлось срочно вернуться в Мариуполь. Артисты, как и жители города, рыли противотанковые рвы. Театр не успел эвакуироваться, и когда немцы ворвались в город, Люда оказалась среди беженцев, уходящих на восток.
14 октября 31-я дивизия заняла оборону на Миусе от моря до села Покровское. Батальон 75-го полка, в котором Люда стала санитаркой, расположился в селе Николаевка. Весь следующий день рыли окопы, готовясь к бою. Утром 16-го, неожиданно, со стороны села Андреево-Мелентьево показались немцы. К мосту через Миус направлялись три танка, больше десятка мотоциклов с пулеметами на колясках и несколько бронетранспортеров с пехотой. Наши открыли стрельбу, но немцев она не остановила. Красноармейцы стали отходить под защиту домов. Вдруг Люда увидела лежащего у церковной ограды командира и бросилась к нему. Сбросила с себя шинель, перекатила на неё раненого и потащила за ограду. А передовой танк немцев был уже рядом. Уткнувшись гусеницей в ограду, он остановился. Из люка высунулся танкист, ему было весело.
- Брось меня, - простонал командир и стал поднимать пистолет к виску. Люда вырвала у него пистолет и, повернувшись к танку, выстрелила в смеющуюся рожу. Она умела стрелять - учили в театральном. Пуля попала в лицо немцу, и он провалился в люк. Тут Люда увидела другого немца, поднимавшегося из люка башни. Второй выстрел тоже оказался точным. Затем, вскочив на танк, стала стрелять в люк. Внезапно острая боль пронзила тело.
Очнулась Люда ночью. Почему-то покачивало, где-то плескалась вода. Болели грудь и спина. Повернув голову, увидела сидящего рядом военного.
- Слава Богу, живая, - сказал он. - А мы отбились в Николаевке от немца. Раненых свезли в Таганрог. Теперь вот плывем.
Утром 18-го октября суда, успевшие выйти в море до входа в Таганрог немцев, пришли в Ейск. Впереди у Люды были несколько месяцев лечения в госпитале.
А уже в декабре 41-го в Указе о награждении особо отличившихся в боях с фашизмом ниже фамилии старшего лейтенанта Покрышкина была фамилия рядовой Родионовой. Они награждались орденами Ленина. Но Люда об этом узнала только в 1975 году.
В начале 42-го после выписки из госпиталя Люду направили на курсы санинструкторов. К лету она опять на фронте, на передовой. Жестокие кровопролитные бои на Дону, в Сталинграде, опять на Дону. Люда спасает и спасает раненых.
Только один раз не удалось спасти. Начало 1943 г. Разгромив немцев у Сталинграда, наши войска были уже на Дону. Сплошной линии фронта не было. Стремительно наступая, мы иногда забывали о тыле. Санитарный взвод младшего лейтенанта медицинской службы Родионовой в секторе наступления своей дивизии подбирал раненых. Их сносили в кошару. К вечеру большинство раненых отправили в тыл, но не всех. Несколько раненых, сама Родионова и санитар оставались еще в кошаре. Внезапно ворвались немцы. Избивая беззащитных, они согнали всех к стене и стали расстреливать, Люда почувствовала удар в грудь и сильный толчок в плечо. Теряя сознание, она упала. Когда за оставленными пришли наши, они увидели жуткую картину расстрела. Стиснув зубы, бойцы выносили тела. Когда подняла Люду, она застонала. От смерти её спас санитар, толкнув на пол. Все оставшиеся годы жизни она будет корить себя, что не запомнила фамилию спасителя.
Опять лечение в госпиталях Сальска и Ростова. Как и пулю в позвоночнике от первого ранения, вторую пулю извлечь тоже не удалось. Её хотели комиссовать, но Люда настояла на признании её годной.
К осени 1943 г. - уже лейтенант - Родионова со своим взводом опять на передовой. Скольких она спасла, мы уже не узнаем, учет тогда не вели. Но три ордена, пять медалей, четыре ленточки ранений говорят сами за себя.
Август 1944 г., Ясско-Кишеневская операция. У реки Прут разорвавшийся рядом снаряд подбросил Люду в воздух. Тяжелая контузия, опять госпиталь. Медкомиссию обмануть уже не удалось. Так закончилась её фронтовая биография.
Люда уехала в Киев, разыскала мать и дочь. Жизнь продолжалась - родные живы и рядом, любимая работа, друзья... Но через три года у Люды стали неметь ноги, выступать на сцене стало трудно, пришлось поменять театр на библиотеку, начала работать над диссертацией. И вдруг - приступ болей в позвоночнике, затем инфаркт и инсульт. Потекли годы борьбы за жизнь.
В 1975 г. Международный Красный Крест отметил бывшую фронтовичку, санитарку, санинструктора, командира санитарного взвода Родионову Людмилу Антоновну самой престижной наградой для сестер милосердия - медалью имени английской медсестры Флоренс Найтингейл (1820-1910 гг.), организатора первых в мире санитарных отрядов и школы медсестер. Заметку о награждении в одной из центральных газет прочитал бывший комбат, спасенный Людой в Николаевке. Однополчане искали Люду более 30 лет, зная, что орден Ленина ей не вручен, и надеясь, что Люда жива...
Актовый зал ДК киевского завода «Арсенал». К сцене медленно идет седая хрупкая женщина. Идет за своей первой наградой - высшим орденом Родины и за десятой, высшей наградой медицинских сестер Мира.
Людмила Антоновна Родионова скончалась в 1978 году. Раны войны победили. Похоронили героиню на Берковецком кладбище Киева.
Сергей ШЕЛОБОД,
краевед-историк.
Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 7
Город был взят фашистами внезапно , мех частями , и красная армия отступала .
Поэтому что было тем и воевали .