«Кала» в переводе означает время и буквально являет собой символ неизменяющегося бытия. «Чакра» обозначает колесо и олицетворяет пустоту окружающего мира. Так, Калачакра отражает так называемый «круг времени» и вбирает в себя сочетание неизменного бытия и пустоты всего сущего.
Другими словами, Калачакра утверждает, что человек, трансформируя свою внутреннюю энергию, может изменять потоки энергии внешнего мира. Проводя параллель с европейской философской мыслью, согласно этому взгляду, человек и Вселенная взаимодействуют, как микрокосм и макрокосм.
Тантра, или учение, Калачакры занимает особое место в тибетском направлении традиции Ваджраяны. Она учит создавать гармоничные отношения между энергетическими силами внутреннего мира и внешних условий.Основная цель тантры – помочь буддисту пройти путем Учителя, пробудиться и достичь нирваны. Единственное ее отличие от других традиций – это возможность Просветления не через череду перерождений, а уже в этой жизни.
Достичь желанной цели можно посредством выполнения сочетания непростых психических и физических упражнений. Этот метод называется «шестичленной йогой». Не менее важная роль уделяется практике чтения мантр.
С Калачакра-тантрой связан Адибудда – первоисточник жизни, который изображается в виде божества Калачакры, с двадцатью четырьмя руками, обладающего непостижимой мудростью. Именно он является символом единства времени с пустоты.
Калачакра говорит о трех кругах времени:
-внешнем;
-внутреннем;
-изменяющем.
1.Внешний
Внешний круг – это материальный мир, который нас окружает: местность с ее горами, лесами, озерами, реками, небесными телами. В первую очередь это первоэлементы, которые образуют все вокруг, а также наши поступки, мудрость.
В центре Вселенной располагается гора Меру, которую окружают материки. Вершину священной горы окружают планеты и звезды. Вся эта Вселенная живет, изменяясь по правилам цикличности.
2.Внутренний
На этом круге изменяется материя психического и физического тела живых существ, их эмоций, ума, органов чувств. Сюда же относят тонкое тело, которое несет в себе энергию, называемую пранами, каплями. Внутренний круг непременно связывается с внешним, а вместе они составляют вращение колеса сансары.
3.Изменяющий
Третий круг «включает» собой механизм, влекущий процесс изменений, которые ведут к освобождению от предыдущих круговоротов – внешнего и внутреннего. С развитием в себе спокойствия, определенных психофизических качеств, гармонизации систем изнутри и снаружи можно изменить привычный ход времени и приблизиться к пробуждению.
В Мандале Калачакры - 722 божества, символизирующих различные проявления аспектов сознания и действительности, всех частей окончательной мудрости божества Калачакры. Понимание и интерпретация всех символов, включённых в Мандалу подобно чтению текстов Калачакры, которые содержат обширное собрание учений от космологии до эпистемологии и психологии. Калачакра-тантра рассматривается на трёх уровнях: внешнем, внутреннем и альтернативном. Внешний содержит законы времени и пространства физического мира и соответственно имеет дело с астрономией, астрологией и математикой. Внутренний - содержит элементы и структуру человеческого тела, включая и энергетическую систему. Альтернативный является учением, путем и плодом соответствующего медитативного божества и окружающей его Мандалы, являющейся его местом пребывания. Калачакра пребывает в центре Мандалы. Его местопребывание включает нашу Мандалу, состоящую из других: Мандалы тела, Мандалы речи и ума и особенно центра, символизирующего мудрость и великое благословение. Местопребывание разделено на 4 квадранта со стенами, воротами и центром. Цвета определяются элементами и ментальными типами. Черный, на востоке, связан с элементом ветер. Красный, на юге, связан с элементом огонь. Жёлтый, на западе, связан с элементом земля. Белый, на севере, связан с элементом вода. Квадратный дворец 722 божеств расположен внутри первой концентрической сферы, представляющей землю. Другие круги представляют воду, огонь, ветер, пространство и сознание, расширяющиеся за пределами стен дворца. Внешние круги, представляющие космос, являются источником астрологии. Десять гневных божеств, находящихся в одном из внешних кругов мандалы, являются её защитниками.
Мандала Калачакры посвящается миру и физическому балансу как одной личности. Хотя изображение плоское, мандала является трёхмерной с пятиэтажным "божественным дворцом", в центре которого божество Калачакра выражает состояние Просветления. Человек, просто смотрящий на Мандалу, чувствует умиротворение на различных уровнях. Божества Калачакры создают благоприятную атмосферу и уменьшают напряжение и насилие в мире. Это путь засевания семени, который имеет кармический эффект. Мандала является плоской геометрической моделью секретного дворца. Она включает основание, четыре входа, стены и другие архитектурные элементы. Цветной порошок наносится через металлическую воронку, для того, чтобы обеспечить наилучшее распределение. Художник начинает с центра Мандалы и продолжает во внешнее пространство. Так как Мандала сделана в духе кратковременности существования и непривязанности, она со временем будет ритуально разобрана и благословлённый песок будет рассыпан в реке для пользы обитателей моря.
Калачакра относится к классу Аннутара-йога-тантра. Колесо времени. Сущность Калачакра тантры заключена в трёх Калачакрах или колёс времени: Внешнее колесо времени, внутреннее колесо времени и иное колесо времени. Внешнее колесо времени - внешний мир, окружающая среда, иначе её называют "процессия внешних солнечных и лунных дней". Внутреннее колесо времени - человеческое тело, внутренняя Джамбудвипа. Аналогично, внутренние каналы, элементы, движение ветров являются частями внутреннего колеса. Иное колесо времени - инициации и пути Шри Калачакры вместе с результатами. Гуру добивается созревания психофизического континуума учеников посредством инициаций, а ученики медитируют на пути, медитация в свою очередь состоит из фаз развития и завершения. Таким образом йог достигает результата - тела Будды, являющееся божественным отражением пустотности. Это Другое колесо времени. Учения Будды о Калачакре описаны в Парамадибуддхе, Калачакре и Тантре Основы : "Когда учитель показывал Дхарму на Орлиной Горе в соответствии с системой Совершенной Мудрости, он также учил системе мантр в Шри Дханьякатака. Когда он учил что такое мантра, где и как он жил? Каково это было место, кто находился рядом с ним, и каковы были цели учения? Он учил непревзойденной Махаяне, системе Совершенной Мудрости бодхисаттв на Орлиной Горе.
В то же самое время Татхагата жил вместе с бодхисаттвами и другими в великой ступе, в мандале сферы феноменов. Он жил в доме всемирной ваджры, нематериальной и очень ясной, неразделённой и прозрачной. Он учил тантре в прекрасной сфере феноменов, для блага и счастья человеческих существ".
В Тантре Основы сказано: "Затем эманация Ваджрапани, Король Дава Самбу (санск. Сучандра ) из знаменитой Шамбалы чудесным образом вошёл в блестящую сферу феноменов. В начале он обошёл по часовой стрелке, затем поднёс цветы из драгоценностей лотосоподобным ступням учителя. Сложив руки вместе, Дава Самбу сел перед совершенным Буддой. Дава Самбу попросил Будду дать наставления по тантре с объяснениями. Калачакра была дана нашим учителем Буддой Шакьямуни. Он достиг высшего совершенного просветления под деревом Бодхи в Бодхгайе в Индии во время рано наступившего полнолуния в апреле/мае. П ервый год он учил в основном Парамитаяне. В частности, на Орлиной Горе он повернул Дхарма-колесо Совершенной Мудрости, важнейшего и окончательного дхарма- колеса системы Парамиты Махаяны. В полнолуние в марте/апреле, через 12 месяцев со времени достижения состояния Будды, им были даны учения Парамитаяны на Орлиной Горе. В то же самое время он проявился в другой форме внутри великой ступы Шри Дханьякатаки, расположенной неподалеку от Шри Парваты в южной Индии, где он учил Мантраяне. Великая ступа была 6 лиг в высоту и внутри в Будде выделилось 2 мандалы: внизу мандала Дхармату Вагишвары, наверху великая Мандала сияющих звезд. Будда был в центре на львином ваджрном троне в великой Мандале сферы ваджры, местопребывание великого блаженства. Он пребывал в самадхи Калачакры и учил как Господин Мандалы. Мандалу наполняли множество Будд, бодхисаттв, фурий, нагов и божеств. Снаружи находился король Шамбалы Дава Самбу , эманировавшийся в Ваджрапани. Он чудесным образом прибыл в Шри Дханьятаку из Шамбалы и попросил учение Калачакры для всех слушателей, находящихся 96 сатрапов из 96 земель Шамбалы вместе с бесчисленным числом счастливых бодхисаттв, богов, демонов и других. Будда дал ассамблеи прекрасную Дхарму - мирскую и трансцендентальную инициации и пророчества, чтобы все смогли достичь состояния Будды, затем он учил Парамадибуддхе, 12 тысячам строф Калачакры и Тантры Основы.
Король Дава Самбу все это записал и чудесным образом вернулся в Шамбалу. В Шамбале Дава Самбу составил 6 тысяч строк комментариев на Калачакру. После назначения им своего сына Сурешвары королём и учителем тантры он покинул этот мир. Много великих королей было в династии Шамбалы: Калки Йашас, Калки Пундарика и другие. Они побуждали глубокое учение Калачакры сиять подобно солнцу и луне. Калачакра продолжала передаваться через последовательность калки ("вождей") Шамбалы, и, в конце концов, возродилась в Индии.
Считается, что люди, присутствующие на церемонии, насыщаются этой освобожденной энергией, очищают свою карму, устраняют вред со стороны злых духов и других существ и так далее. В древности мандала создавалась из измельченных полудрагоценных камней, в наши дни − из окрашенного в яркие цвета толченого камней.
Божество, которому будет посвящена мандала, относится к высшей колеснице учения Будды - Тантре, и к высшему тантрическому разделу - Махааннутарайога-тантре.
Источник: https://vk.com/wall-173893392_3389
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев