14 способов помощи умирающим и умершим
" ...9*** • Положить тодрол на грудь умершего, изображением внутрь
10*** • Начитывать Песню Ваджры
или хотя бы «А А ХА ША СА МА» или другие известные нам мантры. "
Смерть в восприятии людей Запада. Элио Гуариско
«Все составное в конце распадается на части»,— сказал Нагарджуна. Новорожденный младенец с годами вырастает, становясь взрослым,
а взрослые стареют, превращаясь в стариков...
Мы знаем, что болезнь,
являясь одним из видов страдания,
указывает на то, что человек постепенно покидает этот мир.
Даже если мы особенно не страдаем от какого-либо недуга,
с возрастом человеческое тело медленно разрушается
и уже не может функционировать нормальным образом.
В конечном итоге все это приводит к смерти.
Мы часто слышим о том, что кто-то умер,
но когда умирает кто-то из близких нам людей,
это потрясает нас до глубины души.
В этот момент наши мысли мрачнеют,
и нас охватывает чувство беспомощности.
Зная, что человеческая жизнь заканчивается смертью,
мы, тем не менее, испытываем шок,
столкнувшись с ней лицом к лицу.
Эмоции захлестывают нас настолько,
что слабые познания духовных учений
кажутся нам ничего не значащими.
Страдание, словно стрела, пронзает наше сердце, и никакие рациональные объяснения или доводы не могут избавить
от него до тех пор, пока со временем раны не заживут сами собой.
У нас на Западе принято считать смерть
чем-то противоположным жизни.
Общество с его устоявшимися ценностями
воспринимает смерть как угрозу.
По этой причине люди в социуме стараются как бы не замечать ее.
Также в нашем обществе очень мало понимают,
как относиться к умирающему и что делать,
как только он умрет, —
это повергает близких покойного в замешательство.
В этот момент задаются вопросом о том,
каковы причины жизни и смерти.
Подходя c обычной меркой,
невозможно ответить на этот вопрос.
Похоронное бюро быстро увозит тело, ставшее трупом.
Покойника украшают,
чтобы он выглядел в своем нарядном гробу как живой.
Верующие люди следуют традиционным похоронным обрядам, принятым в церкви, где священник, говоря слова утешения,
делает все возможное, чтобы облегчить страдания родственников. После этого родственники возвращаются в дом,
который когда-то делили с умершим.
Сейчас они испытывают ощущение пустоты,
которую трудно чем-то заполнить.
Все произошло так неожиданно,
что у них не было времени осознать, что любимый родитель,
жена или муж умерли и больше никогда не будут с ними.
Наша повседневная жизнь
может отвлечь нас от тяжелых раздумий,
особенно, когда мы понимаем,
что должны продолжать жить сами.
Как помочь умирающему?
«Все составное в конце распадается на части»,— сказал Нагарджуна. Новорожденный
младенец с годами вырастает, становясь взрослым, а взрослые стареют, превращаясь в стариков.
По правде говоря,
в каждый момент времени
кто-то умирает и кто-то рождается новым человеком.
Только неведение и чувство постоянства,
которое, так же как и неведение,
приcуще нам, не дает нам отчетливо видеть это.
Другой человек
в наших глазах всегда выглядит тем же самым человеком,
или, самое большее, становится постепенно старше и старше,
но все еще остается тем же существом, правда, слегка одряхлевшим.
Если бы мы были просветленными,
то мы бы видели, что даже постоянно сменяющиеся атомы в ладони
нашей руки не оставляют нам никакого шанса
считать существующую реальность постоянной.
В любом случае,
когда болезнь или другая проблема проявляются в жизни
взрослого человека,
нам нужно понимать,
что это может быть препятствиям
для продолжения жизни любимого нами существа.
В самом деле, лучшее, что можно сделать в такой ситуации,
так это помочь ему встретиться с духовным учением,
чтобы его жизнь могла войти в другую перспективу.
Однако это не всегда возможно,
потому что человек может быть стар,
или с другими социальными или культурными установками,
которые не позволяют ему воспринять учение.
В этом случае нам следует применять методы,
предотвращающие смерть, которые описаны в учении.
Например:
1***• Сохранять жизнь животным, которых
вот-вот должны убить ради мяса или меха и т. д.
2***• Также может быть полезным обратиться
к божествам долгой жизни,
таким как Белая Тара, Амитаюс или Ушнишавиджайя
с молитвой о помощи этому человеку.
3***• Провести ретрит по практике долгой жизни,
в котором представлять этого человека получающим посвящение долгой жизни и посвятить ему заслуги от этой практики,
чтобы устранить препятствия,
восстановить здоровье и продлить жизнь.
4***• Повесить молитвенные флажки в святых местах.
Существуют также другие методы ритуального характера,
которые, однако, трудно выполнить людям в западных странах.
Когда человек вступает в последнюю стадию своей жизни,
нам следует хотя бы примерно оценить,
как долго он еще проживет.
Обычным людям это довольно трудно сделать,
но мы можем проверить с помощью знаков,
объясненных, например, в тибетской медицине.
Есть знаки приближающейся и неминуемой смерти.
Есть знаки наступающей смерти.
Более того, существуют знаки,
указывающие на то, что смерть находится совсем рядом.
Процесс, когда элементы теряют свои качества,
соотносится со специфическими клиническими признаками:
• В момент,
когда качества элемента земли поглощаются элементом воды,
человек прекращает воспринимать большие и малые формы.
• Когда качества элемента воды поглощаются элементом огонь,
девять отверстий высыхают, теряя свой влажный аспект.
• Когда элемент огонь поглощается элементом воздух,
из конечностей постепенно исчезает телесное тепло.
• В момент поглощения элемента воздух элементом пространство останавливается дыхание и другие функции организма.
Продолжающееся поглощение потенциальности пяти элементов сопровождается прекращением функций органов чувств:
• Когда прекращается функция органов зрения,
видимые формы растворяются до тех пор,
пока не исчезнут в ощущении звука,
тогда человек слышит громкий шум.
• Когда останавливается функция органов слуха,
внешний звук становится слабым
и, наконец, исчезает в ощущении запаха.
• Когда функция обоняния останавливается,
запахи слабеют до тех пор, пока не исчезнут во вкусовом переживании.
• Когда прекращается функция вкуса,
ощущения вкуса постепенно ослабевают и
растворяются в тактильных ощущениях.
В конце, когда прекращается функция осязания,
тактильные ощущения становятся неопределенными
и затем растворяются в поддерживающем жизнь ветре.
Этот ветер в свою очередь растворяется в сознании,
которое в этот момент движется к своему новому существованию.
Когда проявляются такие знаки, нет смысла надеяться на докторов, медицину и другие средства, способные сохранить жизнь человека.
Понимая непостоянство человеческой жизни,
нам следует помочь умирающему подойти к воротам смерти
с осознаванием.
Человеку нужно помочь, но в то же время оставить в покое.
В этот момент жизненная энергия человека может настолько ослабнуть, что у него уже не остается сил жаловаться на боль и дискомфорт, который он ощущает.
Не стоит позволять посторонним людям заходить в комнату
к умирающему, звать его громко по имени,
расспрашивать, как он себя чувствует.
Такое поведение в этой ситуации просто глупо.
5*** Бывает, умирающий уже не может глотать лекарства,
и, вместо того, чтобы силой заставлять пить их,
лучше сделать следующее:
дать человеку наделенные благословением медицинские препараты,
такие как ньендрол, вещества,
которые создают причину для освобождения через вкус,
или другие специальные пилюли,
освященные высоко реализованными существами.
6*** Для такой цели всегда полезно иметь у себя дома такие средства.
Если человек практиковал,
то в этот момент нужно напомнить ему суть учений,
читая или рассказывая ему тексты,
которые знакомят человека с истинной природой ума.
Для обычных людей в момент смерти происходит борьба,
которая длится минут 10 или около получаса.
Возможно, это происходит по причине того, что сила
привязанности к этой жизни
неразрывно связана с жизненной силой человека.
7*** В традиционных культурах народов Гималаев,
чтобы ослабить эту привязанность,
люди, у которых еще остались проблемы с умирающим,
приходят и совершают последний акт примирения.
Но я не уверен, что это хорошая идея.
В конце человек делает последний вдох,
и жизнь покидает его.
Одновременно с этим человек,
держащий запястье умирающего
и чувствующий пульсацию радиальной артерии,
может заметить, что пульс прекратился.
Этот момент обычно считается моментом смерти.
В это время не нужно спешить что-то делать,
хотя на Западе и в других местах,
в такой момент только и думают,
как избавиться от мертвого тела.
Но и в это время еще есть способы помочь умершему.
Иногда в области сердца
сохраняется некоторое время тепло человеческого тела.
Это свидетельствует о том,
что сознание человека все еще где-то рядом.
Таким образом,
если мы практикующие, то можем сделать следующее.
8***• Соломинку, трубку или что-то свернутое в виде рога,
мы помещаем в ухо умершему,
в правое — мужчинам,
в левое женщинам,
и читаем, например,
как советует Чогьял Намкай Норбу
в своей книге «Рождение, жизнь и смерть»,
такие строки:
«Послушай, сын или дочь благородного происхождения!
Наступил момент, который мы называем смертью.
Это происходит не только с тобой,
но и со всеми живыми существами без исключения.
Не привязывайся к кармическому видению этой жизни.
Сейчас твое видение проявляется
как промежуточная стадия изначального состояния,
естественная энергия мудрости мгновенного присутствия.
Теперь твое тело и ум разделены,
и, следовательно, сейчас будут проявляться тонкие,
прозрачные, светлые, ясные сферы света и формы,
похожие на мирных и гневных божеств,
сверкающие, словно солнечные блики на воде.
Все они — видения изначально чистого состояния.
Не бойся их!
Узнай их, как естественную энергию своего изначального состояния.
Из света, подобно шуму тысячи раскатов грома,
раздастся естественный звук истинного состояния существования».
9*** • Положить тодрол на грудь умершего, изображением внутрь
10*** • Начитывать Песню Ваджры
или хотя бы «А А ХА ША СА МА» или другие известные нам мантры.
11***• Поместить священные реликвии,
оставленные просветленными существами
в момент переноса сознания, на макушку умершего.
12*** Через три дня после смерти,
если считать день смерти первым днем,
можно выполнить для умершего практику шитро,
практику мирных и гневных божеств.
Ее можно делать каждый день в течение 49 дней
промежуточного состояния, пока человек не переродится вновь.
Или по крайней мере ее можно
делать в конце каждой недели
и особенно на третью неделю и на 49-й день.
13*** В районах Гималаев, на которые оказала влияние буддийская культура, люди зажигают много масляных светильников,
когда делают шитро или другие ритуалы все 49 дней и дольше.
14*** Когда тело покойника выносят для захоронения или кремации,
нужно высказать соболезнование и сочувствие близким ему людям. Смерть родного человека глубоко ранила их
и заставила сильно страдать.
Тело человека, хотя и мертвое, все-таки находится в доме,
поэтому из-за привычки отождествлять человека с его телом
и основывать свое представление о существовании других
главным образом на наличии тела родственники
продолжают думать, что умерший с ними.
Когда же тело торжественно выносят
в сопровождении траурной музыки,
как это делают буддисты в Гималаях,
это определенно может сильно расстроить
и довести до обморока или сердечного приступа.
Поэтому мы должны отнестись к этому с пониманием
и не произносить неосторожных слов.
Люди испытывают страдания, и это нужно учитывать.
Если вы все это сделали,
то, хотя смерть близких родственников всегда болезненна,
наши действия принесут большую пользу их будущему.
И мы сами, прежде чувствовавшие себя беспомощными,
теперь понимаем, что сделали в этой ситуации
все возможное для дорогого нам человека,
покинувшего этот мир.
Наше сердце пребывает в мире и спокойствии,
подобно великому океану,
постигая природу человеческого существования.
- Элио Гуариско
Перевод: Поволоцкая Екатерина
Примение: Цифровые вставки: От 1*** - 14***Пометка ред.
https://vk.com/wall-118670759_102217
Нет комментариев