«В терновом венце революций грядет 16-й год» — в 1915 г. написал Маяковский, а до него в 1913 г. Блок: «Есть Россия, которая, вырвавшись из одной революции, жадно смотрит в глаза другой, может быть, более страшной». А до Блока, в 1912 г., Хлебников изрек: «Внешняя война перейдет в мертвую зыбь внутренней войны».
9 ноября исполняется 140 лет со дня рождения Велимира Хлебникова, русского поэта и прозаика, одного из основателей русского авангарда.
Будущий поэт родился 28 октября (9 ноября) 1885 г. в селе Малые Дербеты Астраханской губ. в многодетной семье ученого-орнитолога Владимира Алексеевича Хлебникова и историка Екатерины Николаевны Хлебниковой (урожденной Вербицкой). Мальчик получил хорошее домашнее образование.
Литературная карьера Хлебникова началась в 1908 году с публикации стихотворения в прозе «Искушение грешника». Он стал одним из лидеров русского футуризма (кубофутуризма). Велимир выпустил три книги стихов — «Ряв! Перчатки», «Изборник» и «Творения», а также пьесу «Ошибки смерти» (1916). Вместе с А. Е. Кручёных он создал сборник «Мирсконца», в который вошла поэма «Игра в аду» (1912).
Хлебников работал в РОСТА, служил рядовым в Красной армии и побывал в Персии. В 1920–1922 годах он написал поэмы «Ладомир» и «Ночь в окопе», а также сверхповесть «Зангези». Его поэзия отличается волевым созидательным началом и неутолимым желанием изменить мир. Велимир Хлебников оказал огромное влияние на таких поэтов, как В. Маяковский и Б. Пастернак.
Велимир Хлебников выделяется среди поэтов благодаря уникальному стилю. Его творчество отличается следующими особенностями:
1. Необычные рифмы, включая каламбурные, которые раньше использовались только в юмористической поэзии.
2. Смешение разных стихотворных размеров в одном произведении, что Хлебников называл «пляской размеров». Многие его стихи написаны верлибром — свободным стихом.
3. Палиндромы — строки или тексты, читающиеся одинаково слева направо и справа налево. Например, поэма «Разин» полностью состоит из таких строк.
4. Использование материала, который на первый взгляд не подходит для поэзии. В сверхповести «Зангези» встречаются фрагменты на «заумном языке», математические уравнения, формулы и таблицы.
5. Вариативность текста. Хлебников считал, что текст может меняться, существовать в нескольких вариантах, что роднит его поэзию с фольклором.
6. Микросмыслы. Поэзия Хлебникова строится на едва уловимых призвуках, а не на полутонах, как у Верлена, а на гораздо более тонких интервалах.
Хлебников В. В. "Там, где жили свиристели…"
***
Там, где жили свиристели,
Где качались тихо ели,
Пролетели, улетели
Стая легких времирей.
Где шумели тихо ели,
Где поюны крик пропели,
Пролетели, улетели
Стая легких времирей.
В беспорядке диком теней,
Где, как морок старых дней,
Закружились, зазвенели
Стая легких времирей.
Стая легких времирей!
Ты поюнна и вабна,
Душу ты пьянишь, как струны,
В сердце входишь, как волна!
Ну же, звонкие поюны,
Славу легких времирей!
(Год написания: 1908)
__________________________________________________
Хлебников В. "Жизнь"
***
Росу вишневую меча
Ты сушишь волосом волнистым.
А здесь из смеха палача
Приходит тот, чей смех неистов.
То черноглазою гадалкой,
Многоглагольная, молчишь,
А то хохочущей русалкой
На бивне мамонта сидишь.
Он умер, подымая бивни,
Опять на небе виден Хорс.
Его живого знали ливни —
Теперь он глыба, он замерз.
Здесь скачешь ты, нежна, как зной,
Среди ножей, светла, как пламя.
Здесь облак выстрелов сквозной,
Из мертвых рук упало знамя.
Здесь ты поток времен убыстрила,
Скороговоркой судит плаха.
А здесь кровавой жертвой выстрела
Ложится жизни черепаха.
Здесь красных лебедей заря
Сверкает новыми крылами.
Там надпись старого царя
Засыпана песками.
Здесь скачешь вольной кобылицей
По семикрылому пути.
Здесь машешь алою столицей,
Точно последнее «прости».
(Год написания: 1919)

Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 1