Мы используем cookie-файлы, чтобы улучшить сервисы для вас. Если ваш возраст менее 13 лет, настроить cookie-файлы должен ваш законный представитель. Больше информации
ГОЛОСА ЭПОХИ: фонограф — новый этап в развитии человечества.
Мы слышим голоса поэтов,
Которых нет уже в живых,
– Неповторимые приметы,
Особый ритм, чеканный стих.
(Анатолий Лукьянов)
На заседании Французской академии наук 11 марта 1878 года один из академиков возмущенно воскликнул: «Негодяй! Плут! Мы не позволим чревовещателю нас обманывать! Как можно поверить, что презренный металл способен передать благородный голос человека?» Так он отреагировал на изобретение фонографа, впервые услышав запись человеческого голоса. К счастью, большинство ученых не разделили его скептицизма.
Фонограф, созданный Томасом Эдисоном, стал новой вехой в истории человечества. Лев Толстой, которому подарили один из первых аппаратов, восторженно отозвался о нем: «Мысль — самая могущественная сила в мире. Чем больше форм для своего выражения она находит, тем сильнее становится. Изобретение книгопечатания стало эпохой в истории, другой такой эпохой станет появление телефона и, особенно, фонографа. Это самое эффективное средство для сохранения не только слов, но и оттенков голоса, их произносящего».
До наших дней дошло 19 записей голоса Льва Толстого. Представить, что можно услышать голос, записанный более ста лет назад, — удивительно. В начале XX века на восковые валики и грампластинки было сделано множество записей. Среди них — голоса известных поэтов и писателей.
Иван Бунин оставил три стихотворения, включая знаменитое «Одиночество». Сергей Есенин записал монолог Хлопуши из поэмы «Пугачев», «Исповедь хулигана», «Разбуди меня завтра рано» и «Я покинул родимый дом». Анна Ахматова оставила множество записей, в том числе «Реквием». Владимир Маяковский — «Послушайте!» и «А вы могли бы». Александр Блок — «В ресторане». Николай Гумилёв — «Канцона». Борис Пастернак — «Разлука». И это лишь некоторые из тех, чьи голоса остались в истории.
0 комментариев
3 класса
О БРАТЬЯХ НАШИХ МЕНЬШИХ: Эдуард Асадов — Стихи о рыжей дворняге
***
Хозяин погладил рукою
Лохматую рыжую спину:
— Прощай, брат! Хоть жаль мне, не скрою,
Но все же тебя я покину.
Швырнул под скамейку ошейник
И скрылся под гулким навесом,
Где пестрый людской муравейник
Вливался в вагоны экспресса.
Собака не взвыла ни разу.
И лишь за знакомой спиною
Следили два карие глаза
С почти человечьей тоскою.
Старик у вокзального входа
Сказал:- Что? Оставлен, бедняга?
Эх, будь ты хорошей породы…
А то ведь простая дворняга!
Огонь над трубой заметался,
Взревел паровоз что есть мочи,
На месте, как бык, потоптался
И ринулся в непогодь ночи.
В вагонах, забыв передряги,
Курили, смеялись, дремали…
Тут, видно, о рыжей дворняге
Не думали, не вспоминали.
Не ведал хозяин, что где-то
По шпалам, из сил выбиваясь,
За красным мелькающим светом
Собака бежит задыхаясь!
Споткнувшись, кидается снова,
В кровь лапы о камни разбиты,
Что выпрыгнуть сердце готово
Наружу из пасти раскрытой!
Не ведал хозяин, что силы
Вдруг разом оставили тело,
И, стукнувшись лбом о перила,
Собака под мост полетела…
Труп волны снесли под коряги…
Старик! Ты не знаешь природы:
Ведь может быть тело дворняги,
А сердце — чистейшей породы!
0 комментариев
2 класса
ИСТОРИЯ РОССИИ В КНИГАХ: «Государи Московские» — цикл исторических романов Дмитрия Балашова
«Государи Московские» — цикл исторических романов Дмитрия Балашова, выходивших с тысяча девятьсот семьдесят пятого года по двухтысячный год. Они охватывают период с тысяча двести шестьдесят третьего года по тысяча четыреста двадцать пятый годы годы и не были завершены из-за смерти автора. Действие начинается в одна тысяча двести шестьдесят третьем году, когда умирающий Александр Невский возвращается на Русь из Орды. В романах подробно описаны княжеские междоусобицы, набеги, возрождение Руси и её объединение.
Ключевая тема цикла — борьба Москвы и Твери за власть над Залесьем. В книгах множество исторических персонажей, а география расширяется: помимо Руси, действие происходит в Золотой Орде, Литве, Византии, католическом Западе и странах ислама. Главные герои — представители московского княжеского дома и выдуманного семейства Фёдоровых (крестьяне, воины, дворяне). Сергий Радонежский объединяет большую часть романов.
0 комментариев
3 класса
Лингвистика: откуда пошло выражение «наготовлено, как на Маланьину свадьбу»?
Поговорка: «Приготовили как на Маланьину свадьбу» широко используется, когда хотят сказать об обильном угощении.
По одной из версий, происхождение выражения «Маланьина свадьба» связано с историей донского казака Степана Ефремова. Он влюбился в казачку Маланью, торговку бубликами, и после долгих уговоров добился её руки. На радостях Степан устроил такую свадьбу, что она вошла в поговорку. Столы стояли во всю длину улицы, на них были стерляди, белуги, поросята и прочие популярные в те времена дорогостоящие яства. Праздник длился целую неделю, и фраза «наготовить как на Маланьину свадьбу» пошла в народ ещё при жизни самой Маланьи.
По другой версии, происхождение выражения связано с церковным календарём. В нём упомянут день Мелании Римляныни, именины которой приходятся на канун Нового года — 31 декабря по старому стилю. Вечер этого дня называют «щедрым». «Маланьина свадьба» в этом случае — это символическая встреча старого и нового года, в этот день полагалось наготовить еды как можно больше.
0 комментариев
3 класса
ПРИТЧИ: притча о мудрости
Человек спросил мудреца:
— Зачем ты продолжаешь читать притчи, если ты уже так мудр?
Мудрец задал встречный вопрос:
— А зачем ты ешь сегодня, если ел вчера?
Человек задумался и ответил:
— Чтобы поддерживать жизнь в теле. Я ем, чтобы не умереть.
Мудрец мягко улыбнулся и сказал:
— Точно так же и я читаю притчи, чтобы поддерживать жизнь своей души, наполняя её мудростью...
0 комментариев
8 классов
БЕСТСЕЛЛЕРЫ СЕРЕБРЯНОГО ВЕКА: Ф.М. Достоевский, роман «Идиот»
«Пройдите мимо нас и простите нам наше счастье!».
«Сострадание есть главнейший и, может быть, единственный закон бытия всего человечества».
«Дура с сердцем и без ума такая же несчастная дура, как и дура с умом и без сердца».
«В отвлеченной любви к человечеству любишь почти всегда одного себя».
( Ф.М. Достоевский, роман «Идиот»)
Серебряный век подарил миру выдающихся писателей и их бессмертные произведения, ставшие важной частью мировой литературы.
«Идиот» — роман Фёдора Михайловича Достоевского, великого русского писателя (1821–1881).
Молодой князь Лев Николаевич Мышкин возвращается в Петербург после лечения в Швейцарии. Он прожил несколько лет в изоляции и теперь оказывается в центре городской жизни. Князь жалеет окружающих, видит их страдания и пытается помочь, но его усилия не приносят успеха. Люди, которым он стремится помочь, в итоге доводят его до безумия.
Основная сюжетная линия строится вокруг любовного треугольника с участием князя, Настасьи Филипповны Барашковой и Аглаи Епанчиной. Также в романе показано влияние Мышкина на судьбы других героев.
Роман «Идиот» Фёдора Достоевского исследует тему непринятия обществом «положительного человека». Лев Мышкин, носитель христианской любви и добра, стремится нести свет окружающим. Однако его путь омрачен неверием и бездуховностью современного общества.
Произведение затрагивает важные вопросы: смысл жизни, добро и зло, любовь и самопожертвование. «Идиот» оказал значительное влияние на развитие русской литературы и формирование мирового литературного наследия.
1 комментарий
10 классов
СЕРЕБРЯНЫЙ ВЕК: Какой век называли в русской литературе Серебряным и почему...
Серебряным веком принято называть период развития русской литературы и культуры конца XIX — начала XX столетия (примерно с 1890-х годов по 1920-е годы). Такое название обусловлено необычайным расцветом творческой мысли, появлением множества значительных авторов, писателей, поэтов, живописцев и композиторов, сформировавшихся и творивших в этот период.
Название «серебряный век» возникло как метафора, подчеркивающая ценность и блеск культурной эпохи, сравнимой с предыдущим золотым периодом русской литературы, связанным преимущественно с именами Пушкина, Лермонтова и Гоголя. Серебряный век ассоциируется с обострением эстетического восприятия действительности, интересом к духовной проблематике, поиском смысла человеческого существования и попыткой выразить красоту и гармонию мира через искусство.
Характерные черты Серебряного века:
Экспериментальность и разнообразие литературных течений: символизм, акмеизм, футуризм, модернизм.
Яркая индивидуальность авторов: Анна Ахматова, Марина Цветаева, Осип Мандельштам, Сергей Есенин, Владимир Маяковский, Велимир Хлебников и многие другие.
Обращение к глубинным вопросам бытия, религии, психологии личности и экзистенции.
Расцвет художественного авангарда и смежных искусств: живописи, музыки, кинематографа, театра.
Эпоха завершилась с началом революционных преобразований и последовавшей гражданской войной, повлиявшими на творческий потенциал интеллигенции и общий культурный климат общества. Тем не менее, достижения Серебряного века оказали глубокое воздействие на последующую литературу и культуру, оставаясь важной частью мирового культурного наследия.
3 комментария
16 классов
ЛИНГВИСТИКА: откуда пошло выражение «допотопный»?
Выражение «допотопный» возникло в русском книжном языке XVIII века. Оно обозначало «существовавший до Всемирного потопа, о котором говорит Библия».
Также существует версия, что слово связано с потопом, который случился в XVII — начале XVIII веков и в результате которого были затоплены улицы и засыпаны известкой и глиной нижние этажи домов во многих городах мира.
Ироническая окраска у слова «допотопный»(очень древний и всеми забытый) появилась после 30–40-х годов XIX века, а до этого времени оно носило более буквальный смысл.
Первоначально слово принадлежало к терминологическому кругу старой геологии, опиравшейся на учение о катаклизмах.
0 комментариев
5 классов
ЦИТАТЫ ПИСАТЕЛЕЙ: Оскар Уайльд
«Я не настолько молод, чтобы всё знать».(Оскар Уайльд)
Оскар Уайльд — английский писатель, поэт и драматург. Он родился в Ирландии, его полное имя — Оскар Фингал О’Флаэрти Уиллс Уайльд.
Некоторые произведения Оскара Уайльда:
* Сборник рассказов «Преступление лорда Артура Севиля» был опубликован в 1887 году.
* В 1888 году вышли два тома сказок: «Счастливый принц» и «Гранатовый домик».
* Уайльд также создал цикл диалогов и статей о своих эстетических взглядах, среди которых «Упадок лжи» (1889) и «Критик как художник» (1890).
* Его самый известный роман, «Портрет Дориана Грея», увидел свет в 1891 году.
* В конце 1890-х Уайльд написал несколько комедий: «Веер леди Уиндермир» (1892), «Женщина, не стоящая внимания» (1893), «Идеальный муж» (1894) и «Как важно быть серьезным» (1895).
0 комментариев
8 классов
РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА. БОЛЬШИЕ КНИГИ: Николай Задорнов «Далёкий край»«Я и людей, и зверей не люблю таких, которые чужим следом ходят, чужую добычу жрут. Следы людям портят, – ответил русский. – Когда такого хитрого зверя убьем, охотиться будет хорошо. Когда поймаем того, кто нам мешал жить дружно, – от несчастий избавимся».(Николай Задорнов «Далёкий край»)
«Далёкий край» — исторический роман Николая Задорнова, состоящий из двух повестей. Он погружает читателя в суровую и опасную жизнь аборигенов Приамурья.
Главные герои — миролюбивые гиляки и самары, охотники и рыболовы, которые постоянно борются за свою свободу. Их враги — жестокие и алчные маньчжуры и китайцы. Иезуиты-миссионеры тоже не дают покоя таёжникам, пытаясь навязать им чуждые законы и порядки.
Роман детально описывает быт и обычаи местных жителей, показывая, как тяжело им приходится среди хитрых торгашей.
В финале приамурцы мечтают о сильном и смелом «лоча» — так они называли русских, надеясь, что он придёт и избавит их от бед.
Напишите, что Вы ищете, и мы постараемся это найти!
Левая колонка
О группе
Клуб любителей литературы, науки, искусства и истории.
Приглашаем в наш клуб всех любителей литературы и искусства. Мы поделимся с вами интересной информацией о знаменитых людях, вы узнаете не очень известные факты из их биографии.
Откроем секреты малоизвестных событий в области искусства и науки, предложим вашему вниманию увлекательные викторины и презентации.
Приглашаем вас провести интересно и познавательно время в нашем клубе!
Ответственный: главный библиотекарь отдела ОКТ Павлова Ирина Анатольевна