Правда, это были не те боевики, что сейчас — фильмы в жанре «action». В то время «боевик» означало «хит», популярнейшее произведение, являясь прямым переводом английского «hit». Как правило, боевики были длинными. В отличие от традиционного фильма длиной 300 метров (около 15 минут), боевик занимал в среднем 900 м пленки, что соответствовало длительности около 50 минут.
В 1913 году все кинотеатры уже «конкурируют друг с другом с помощью боевиков». Благодаря агрессивной рекламе кинопроизводителей это слово входит в моду, параллельно подвергаясь активной критике.
«Отвратительное слово, от которого пора бы уже отказаться солидным кинематографическим фирмам, претендующим на определение своих картин в рекламах «художественными». Люди, претендующие на художественный вкус, прежде всего должны оберегать красоту и художественность родного языка. А для русского языка слово «боевик» звучит плохим жаргоном»,
— критическая статья из журнала «Сине-фоно», 1912 год.
Кстати, к новинке — длинному метру — в 1913 году киноэксперты относились скептически.
«Длинные ленты к добру не приведут»,
— говорит в 1913 году г-н Пижар, директор фирмы Пате в Германии. Он уверен, что картины длиннее 900-1200 метров не имеют успеха, в отличие от короткометражек. Выпуск длинных фильмов предлагают ограничить тремя-четырьмя лентами в год.
Более того, отношение к кинематографу в целом было в те времена «заведомо подозрительным» (Кушнерович):
«Синематографы, репертуар которых заполняли дешёвые, а подчас и низкопробные мелодрамы, охальные комедийки, топорные авантюрки, казались рассадниками пошлости и глупости».
Но боевики все же стояли ступенькой выше низкопробных мелодрам:
«...Дает сборы Дурашкин, владелец кинематографа будет ставить Дурашкина. Дает сборы какая-нибудь сентиментальная пошлятина фабричного производства, будет ставить пошлятину. Поднимется вкус публики, надоест ей Дурашкин и сентиментальная пошлость и бульварщина, владелец синематографа крякнет, но даст (...) еще что-нибудь, носящее потрясающее киновладельцев художественною значительностью наименование "Боевик" (...) Все что угодно даст киновладелец, была бы только выручка»,
— «Сине-фоно», 1912 год
Парадоксальным образом на страницах журналов, таких, как «Сине-фоно», уживались и реклама, и критика кинопродукции.
Кинопроизводителей упрекали в том, что они идут на поводу у самых низших вкусов публики, а рядом давали афиши очередной «Зловещей женщины».
«Сине-фоно: журнал синематографии, говорящих машин и фотографии» — российский журнал, посвящённый кинематографу. Выходил с 1 октября 1907 года по май 1918 года, сначала ежемесячно, затем дважды в месяц. Основателем, издателем и редактором журнала был кинокритик и энтузиаст кинематографа Самуил Викторович Лурье.
Журнал можно рассматривать бесконечно: это ценнейший источник информации о нравах и интересах городской публики, а также один из ранних образцов качественной киножурналистики. А полюбоваться кричащими, немного безумными, афишами и почитать фельетоны интересно и сегодня.
В электронном каталоге РГБ «Сине-фоно» доступен онлайн
Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев