О МЕСТИ
– Есть такая легенда: самый авторитетный иностранный купец, живший в Ярославле, немец Иоахим Шмит перешел на сторону поляков. Когда те, начиная осаду, предлагали ярославцам сдаться, они послали к ним Шмита для переговоров, – рассказывает Дутов. – Горожане искупали его в кипящем меду и сбросили тело с крепостных стен. Тем самым показав свои намерения относительно предателей.
Поляки несколько раз нападали на Ярославль, сражения были жесточайшими. Много сил и людей потеряли и интервенты, и обороняющиеся. Порох и еда в городе заканчивались.
Тем не менее горожане продолжали отстаивать Ярославль. И даже совершали ночные вылазки в тыл врага.
– Поляки сами вспоминали, что неожиданно в их тылах появлялись русские. Палили дома, убивали самих интервентов, а потом исчезали, – говорит историк. – В связи с этим возникает вопрос: а были ли подземные ходы в Ярославле? Конечно, были. Другое дело, что до наших дней они не сохранились.
В итоге в ночь на 23 мая 1609 года враги отступили.
– Они просто тихо-мирно ушли, опозорившись, – подчеркнул Николай Дутов.
О сильных духом
Историки утверждают, что эта победа сыграла решающую роль в дальнейших событиях.
– Ярославль стал центром притяжения свободных сил Северо-Восточной Руси. И когда ополченцы 1612 года думали, куда пойти, где формировать отряды, то вопрос решился быстро – в Ярославле, – рассуждает Дутов. – Здесь к тому же были деньги, богатое купечество.
С ним согласен и кандидат исторических наук, директор областной библиотеки им. Некрасова Дмитрий Полознев:
– Из всей истории Смуты меня больше всего потряс 1609 год. Город горит, сопротивление ярославцев происходит буквально на пятачке. Очень драматичное событие. Но, победив врага, Ярославль стал особенным местом, энергетической точкой. Отсюда могло пойти сопротивление, чтобы освободить Москву. И в 1612 году именно отсюда и пошли Минин и Пожарский
Нет комментариев