Васнецов Виктор Михайлович (3 (15) мая 1848; село Лопьял, Вятская губерния — 23 июля 1926, Москва) — великий русский художник и архитектор, мастер исторической и фольклорной живописи, один из основоположников русского модерна в его национально-романтическом варианте.
Застенчивый по своей натуре известный русский художник Виктор Васнецов, прославившийся своими «Богатырями», «Аленушкой», «Витязем на распутье», был довольно неординарной личностью, вызывавшей к себе неоднозначное отношение своих современников. Одни прописывали ему прозвище - «ясное солнышко», другие обвиняли в «ретроградстве и мракобесии», а современные искусствоведы, изучив и оценив все наследие художника, нарекли его «богатырём русской живописи». Как же по иному можно было назвать мастера написавшего множество грандиознейших полотен и создавшего более чем 5 тысяч квадратных метров церковной росписи.
Сложно найти среди художников рубежа 19-20 столетия, который своим творчеством вызывал бы такую бурю противоречивых откликов современников, нежели Виктор Васнецов. Его то искренне возносили, называя истинно народным мастером, то обвиняли в попытках возродить «византийский и древнерусский стили», считая его живопись мало интересной. Да и, если копнуть глубже, то сама жизнь художника покажется полной противоречий.
Немного о художнике
В семье священнослужителя Михаила Васильевича Васнецова, отца художника, было шестеро детей, в которых он вкладывал всю душу и старался воспитывать их не только по религиозными правилами. Он прикладывал много усилий, чтобы его отпрыски всесторонне развивались, изучая различные науки.
Однако Виктор, выросший на вятской земле, где сказания, поверья, легенды бытовали в изобилии предпочел всем наукам «преданья старины глубокой». В нем с малолетства проявился дар к рисованию и сказочные сюжеты стали главной темой его рисунков. Талант мальчика конечно же не остался незамеченным, но родители многодетного семейства не могли позволить себе платное обучение сына в художественной школе. И Виктору пришлось довольствоваться духовной семинарией, где дети священнослужителей учились бесплатно.
Но окончить это учебное заведение Виктору Васнецову не довелось. За год до ее окончания с благословения отца он едет в Санкт-Петербург и поступает в Рисовальную школу, а вскоре становится студентом Академии художеств.
«Свеча, зажжённая перед ликом Господа»
Сын потомственного священника, которому была также уготована участь священнослужителя, еще юнцом, сбежавший от служения церкви, спустя годы вернулся туда зрелым художником. Он оставил на века память о себе как о величайшем мастере 19 века, расписав тысячи квадратных метров стен в церквях и соборах в России и за ее пределами.
Пройдет не один год прежде чем мастер осознает, что: «Всё лучшее, что создаёт человек в искусстве, вдохновляется религиозными поисками. И нет для русского живописца более святого дела, чем украшение храма». И около двадцати пяти лет жизни именитый мастер в качестве иконописца потратит на создание более 5000 метров квадратных церковной росписи.
Почти десятилетие живописец трудился над росписью Владимирского собора в Киеве. Более двух тысяч квадратных метров шедевральной росписи можно и в наши дни лицезреть на стенах этого храма. С его именем связана и церковная роспись Храма Спаса-на-Крови в Петербурге, где на фасаде здания можно увидеть четыре огромных работы иконописца, посвященных распятию Иисуса Христа.
12 лет кропотливого труда ушло у художника на уникальную роспись Собора Александра Невского в Варшаве, где мастер расписал 2800 квадратных метров. С его авторских эскизов было создано шестнадцать огромнейших мозаичных сюжетов. К сожалению, красотой храма жители Варшавы любовались недолго. Польские власти, провозгласив независимость страны, приняли указ о сносе православных храмов. В 1926 году храм снесли с лица земли.
Расписывал русский иконописец и храм Марии Магдалины в Дармштадте (Германия), и Собор Александра Невского в Софии (Болгария), где и по сей день сохранились иконы кисти Виктора Васнецова.
Ко всему вышесказанному хотелось бы отметить, что русские монархи очень благосклонно относились к прославившемуся художнику. Александр III и Николай II были постоянными заказчиками Васнецова на исполнение архитектурных проектов и интерьерных росписей. Любопытно, что в 1912 году за творческие заслуги Виктору Васнецову Указом царя Николая II был пожалован дворянский чин.
Сейчас мало верится, однако были в творческой жизни гениального мастера времена, когда рассерженная публика демонстрировала свое недовольство, разворачиваясь к его работам спинами, что было горько осознавать самому живописцу. Один такой случай произошел во время экспозиции полотна «После побоища Игоря Святославича с половцами».
«Поэма семи сказок» - последняя грандиозная задумка мастера
На закате жизненного пути Виктор Михайлович вернулся к русскому фольклору. «Я всегда был убежден, что сказках, песне, былине сказывается весь цельный облик народа, внутренний и внешний, с прошлым и настоящим, а может быть, и будущим»,- считал он.
Еще к концу 19 века художник задумал серию полотен «Поэма семи сказок», посвященную народным сказаниям, бытовавшим с древних времен на Руси. Особенно рьяно он начал над ней работать после буреломного 1917 года. Когда свершилась революция, художник не принял ее идей, но и с России-матушки он выехать не смог.
Васнецов начал искать отдушину в своем творчестве, и работа над сказочными мотивами стала для него внутренней эмиграцией от всего происходящего, и это был верный способ отгородиться от внешней кутерьмы, закрутившей страну в революционной борьбе.
Семь задуманных полотен из этой серии живописец создавал не во чьему либо заказу, а для своей души, поэтому когда художник умер в 1926 году, все эти работы так и остались в мастерской его уникального московского дома, спроектированного самим Васнецовым, в виде древнерусского терема.
Современные исследователи творческого наследия гениального мастера прочувствовали в «Поэме семи сказок» тревожные нотки за Отчизну и ее будущее. И поэтому становится понятным стремление автора поэтизировать старинную Русь, видевшим в ней идеал. И поэтому свое субъективное мнение о переменах, происходивших в России, он выражал в виде сказочных аллюзий как бы, говоря: "Русь – одурманенная и заколдованная. И все ее жители уснули и не ведают, что происходит вокруг".
История одного шедевра: «Аленушка» Васнецова
Виктор Васнецов называл «Аленушку» своей любимой картиной. Воспринятое многими современниками как плач о тяжелой судьбе русского крестьянства полотно все же им не является. Это, скорее, плач любого человека, который может внезапно закручиниться, присесть на берегу тихого лесного пруда и растворить свою тоску в природе, забыться. Даже сказочность видимая: название коварно наводит на параллель с историей об Аленушке и ее братце, превратившемся в козленочка. Однако сколько таких Аленушек рассеяно по русскому фольклору - не счесть, и у каждой - свой повод для печали на камне.
Сюжет
Написанная по мотивам русского фольклора картина выглядит как олицетворение тоски-кручинушки народа. Это не столько Аленушка, потерявшая своего братца Иванушку, сколько все женские сказочные образы, которым по сюжету выпало испытание.
Природа — это и место событий, и активный их участник. У Васнецова пейзаж психологичен, это зеркало души героев. Застывшая на камне Аленушка словно затерялась в этой высокой траве. Ее юбка, как из луговых цветов собранная, волосы, как песок, а рубашка — как камни.
Лес молодой, но темный — видно, что легко в нем затеряться и сгинуть. Или встретить ненароком других героев русского эпоса. Пруд зеркально гладкий, будто никто в нем не живет: ни рыба, ни лягушка, ни птица. Мертвенная тишь и тоска.
Контекст
Васнецов работал над картиной в Абрамцеве в имении Саввы Мамонтова. Кстати, было немало тех, кто находил сходства Аленушки с дочерью мецената Верой — той самой, знаменитой «Девочкой с персиками». Художник на это отнекивался и рассказывал случай встречи с крестьянкой: «Алёнушка как будто давно жила в моей голове, но реально я увидел её в Ахтырке, когда встретил одну простоволосую девушку, поразившую моё воображение. Столько тоски, одиночества и чисто русской печали было в её глазах… Каким-то особым русским духом веяло от неё».
Сделав несколько эскизов и этюдов на берегу Вори и у пруда в Ахтырке, Васнецов вернулся в Москву, где зимой завершал работу над картиной. Ее первоначальное название — «Дурочка Алёнушка» — содержало ту самую тоску, о которой писал художник. Дурочка, то есть сиротинушка, всеми покинутая, обездоленная. Но и без этого слова все чувствуется, все понятно.
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 11