Трагическая гибель Айседоры в сентябре 1927 года овеяна легендами. Она любила носить длинные прозрачные шали, которые обматывала вокруг шеи. Однажды, когда она собиралась сесть в машину, конец шали попал под колесо и, запутавшись в спицах, сдавил горло Дункан. Крепкая ткань переломила позвоночник и разорвала сонную артерию. Смерть наступила мгновенно.
Родилась 27 мая 1877 года в Сан-Франциско в семье Джозефа Данкана, который, вскоре обанкротившись, оставил жену с четырьмя детьми.
Айседору, скрыв её возраст, в 5 лет отдали в школу. В 13 лет Дункан бросила школу, которую считала бесполезной, и серьёзно занялась музыкой и танцами, продолжив самообразование. До 1902 года выступала вместе с Лои Фуллер, которая оказала влияние на формирование исполнительского стиля Дункан.
В 18 лет Дункан переехала в Чикаго, где стала выступать с танцевальными номерами в ночных клубах, где танцовщицу преподносили как экзотическую диковинку: она танцевала босиком в греческом хитоне, чем изрядно шокировала публику.
В 1903 году Дункан вместе с семьей совершает артистическое паломничество в Грецию. Здесь Дункан инициировала строительство храма на холме Копанос для проведения танцевальных занятий (сейчас — Центр изучения танца имени Айседоры и Раймонда Дункан). Выступления Дункан в храме сопровождал хор из десяти отобранных ею мальчиков-певцов, с которым с 1904 года она давала концерты в Вене, Мюнхене, Берлине.
В 1904 году Дункан познакомилась с театральным режиссёром-модернистом Эдвардом Гордоном Крэгом, стала его любовницей и родила от него дочь. В конце 1904 — начале 1905 годов дала несколько концертов в Санкт-Петербурге и Москве, где, в частности, познакомилась со Станиславским. В январе 1913 года Дункан вновь выехала на гастроли в Россию. Здесь у неё нашлось немало поклонников и последователей, основавших собственные студии свободного, или пластического, танца[4]. В 1921 году нарком просвещения РСФСР Луначарский официально предложил Дункан открыть танцевальную школу в Москве, пообещав финансовую поддержку. Она говорила: "Пока пароход уходил на север, я оглядывалась с презрением и жалостью на все старые установления и обычаи буржуазной Европы, которые я покидала. Отныне я буду лишь товарищем среди товарищей, я выработаю обширный план работы для этого поколения человечества. Прощай неравенство, несправедливость и животная грубость старого мира, сделавшего мою школу несбыточной!"
Но она поверила в обещания большевиков, а выступив на московский перрон, она поняла, что советская действительность мало похожа на Эльдорадо. И, разумеется, обещания не выполнили: большую часть денег для школы Дункан пришлось добывать самостоятельно. Но опять же, как многие интеллигенты, она сочтёт это временными трудностями, платой за вход в рай.
🌀 Айседора Дункан и Сергей Есенин познакомились в 1921 году. Тогда Есенину было 26 лет, а Дункан – уже 44. Они поженились через полгода. Друзья и приятели Есенина оценили его жену весьма скептически и недружелюбно. Как замечал А. Мариенгоф, «Есенин пленился не Айседорой Дункан, а её мировой славой. Он и женился на её славе, а не на этой — пожилой, отяжелевшей, но ещё красивой женщине с искусно окрашенными волосами - в тёмно-красный цвет». Не менее резок и отзыв Горького: по его мнению, это была дама «пожилая, отяжелевшая, с красным, некрасивым лицом». Опять же, по словам Мариенгофа: «Есенин был любимым, Айседора — любящей. Есенин, как актёр, подставлял щеку, а она целовала».
🌀 Брак Есенина и Дункан был странен для всех окружающих уже хотя бы потому, что супруги общались через переводчика, не понимая языка друг друга. За границей Есенин не мог смириться с тем, что его воспринимают как молодого мужа великой Айседоры, это тоже было причиной постоянных скандалов. В конце концов, после полутора лет семейной жизни Есенин исчез и вскоре прислал телеграмму: "Я люблю другую, женат, счастлив". Их развели. После смерти Есенина Айседора даже пыталась покончить с собой, но её спасли. В 1924 году она навсегда уехала из СССР.
Обычно, описывая этот союз, авторы отмечают его любовно-скандальную сторону, однако этих двух художников, несомненно, сближали и отношения творчества
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 1 149
И какую-то женщину,
Сорока с лишним лет,
Называл скверной девочкой
И своею милою».
Лейла Бегим
Солнце, отогреть пытаясь, светит
...ЕщёАйседоре ДунканНа аллею грусти в Пер-Лашез,
И кружит листву осенний ветер –
Золотым, струящимся кашне.
Тишину молчанием дополнив,
Медленно ступаю по земле.
Осень исполняет номер сольный –
Этот миг я видела во сне...
Словно пламя колыхалась в танце,
В золотистом платье босиком,
Айседора – совершенство граций...
Ввысь летит – Есенинским стихом,
Взмах и взлет – движения по Ницше*,
А в глазах – игривая волна.
Птицей вольной пронеслась по жизни,
Не сложив в лишениях крыла.
Приближаюсь к скорбным черным плитам,
На одной – дрожащие цветы...
Вечер сиротливо обезлиствен...
И мгновенье кажется святым.
----------------------------------------
Не только великолепная танцовщица, но и основоположница постмодерн танца, Айседора Дункан была последовательницей философии Ницше, сумев пронести ее и в танец. Под влиянием Ницше написала книгу " Танец будущего". На основе ее теории танца создалась н
Лейла Бегим
Солнце, отогреть пытаясь, светит
На аллею грусти в Пер-Лашез,
И кружит листву осенний ветер –
Золотым, струящимся кашне.
Тишину молчанием дополнив,
Медленно ступаю по земле.
Осень исполняет номер сольный –
Этот миг я видела во сне...
Словно пламя колыхалась в танце,
В золотистом платье босиком,
Айседора – совершенство граций...
Ввысь летит – Есенинским стихом,
Взмах и взлет – движения по Ницше*,
А в глазах – игривая волна.
Птицей вольной пронеслась по жизни,
Не сложив в лишениях крыла.
Приближаюсь к скорбным черным плитам,
На одной – дрожащие цветы...
Вечер сиротливо обезлиствен...
И мгновенье кажется святым.
----------------------------------------
Не только великолепная танцовщица, но и основоположница постмодерн танца, Айседора Дункан была последовательницей философии Ницше, сумев пронести ее и в танец. Под влиянием Ницше написала книгу " Танец будущего". На основе ее теории танца создалась не только школа танца, но и линия моды. Танцевала исключительно босиком, без лифа и тогда носимых трико.
Перевод стихов автором Али Фарман Талыбовым:
Чтоб, скользя по векам, стать сквозным ветерком...
Радость сердца раздать, ни о чем не жалея.
И, горя, не сгорать, как комета Галея...