Выставка «Константин Коровин и Московская художественная школа. Шедевры из частных собраний» - это та самая редкая возможность заглянуть в святая святых — в мир частных коллекций, где обычно скрываются самые камерные и выстраданные шедевры.
Главный герой выставки — Коровин, самый, пожалуй, последовательный и «вкусный» русский импрессионист. Что я имею в виду? Его работы обладают удивительным свойством: глядя на них, кажется, что ты это уже видел. Не в смысле банальности, а в смысле глубочайшего, почти генетического узнавания. Солнечный блик на самоваре, размытые огни ночного бульвара, уютная беседка в саду — все это рождает теплое чувство дежавю, будто ты и сам сидел в этом самом плетеном кресле, слышал этот смех и чувствовал этот вечерний воздух. И даже те его работы, которые видишь впервые, встречаешь как старых добрых знакомых. В этом, наверное, и есть суть авторского стиля — создать свой, абсолютно узнаваемый и бесконечно родной мир. И Коровин именно такой: узнаваемый, по-хорошему повторяющийся. Старый друг - лучше новых двух: это фраза крутилась у меня в голове, когда я смотрела на картины К. Коровина. Хотя явно большую часть работ я вижу впервые, но есть устойчивое ощущение - это мы уже проходили. Плохо ли это? Нет, конечно! Я, например, годами смотрю в Эрмитаже и в Пушкинском одни и те же картины (всего 2) К. Писсарро и все равно продолжаю получать удовольствие. Так и с Коровиным - я всегда рада встрече с ним и знаю, чего от него ожидать. Это также как с Серовым (хотя лично я предпочту Коровина).
Да и эта экспозиция не претендует на особые открытия.
Выставка построена отлично: она позволяет проследить, как формировался этот уникальный почерк Коровина. Вот он, юный ученик Саврасова, впитывающий лиризм русской пейзажной школы. А вот уже и бунтарь, сбежавший от чопорной петербургской Академии обратно, в творческий хаос Москвы, под крыло Василия Поленова. И наконец — он, блистательный импрессионист, покоривший Париж. Более двадцати работ, включая полотна эмигрантского периода, ведут нас по этому пути, и мы видим, как рождался тот самый «коровинский» мазок — легкий, стремительный и полный света.
Но выставка — не монолог, а оживленный диалог талантов. Здесь вы встретите старых друзей Коровина — Исаака Левитана и Михаила Нестерова, чьи работы открываются новыми гранями в этом соседстве. Увидите мощь Архипова. А особое очарование — в деталях, которые кураторы расставили как акценты в большом рассказе. Вот две гуаши его знаменитой ученицы Натальи Гончаровой раннего французского периода, которые никогда и нигде не выставлялись. Вот произведения Роберта Фалька, показывающие, как жила и развивалась школа.
Это погружение в целую эпоху, в ту самую творческую лабораторию, где рождалось новое русское искусство. Эпоху, где рядом с Коровиным были Серов, Чехов, Шаляпин и Станиславский. Получился настоящий праздник цвета и света. Чтобы понять, что настоящее искусство не просто видишь — его чувствуешь кожей, как дуновение того самого парижского ветра, что гуляет по залам «Артефакта».
В общем, отличная выставка, хотя и маленькая, но это стоит увидеть. Сходили уже на Коровина? Как впечатления?
Нет комментариев