АКДС-70М/АКДС-70М2/АКДС-70М2-0 на шасси КрАЗ-219П/КрАЗ-257/КрАЗ-250, 1960-ые - начало 1990-ых годов, СССР.
Станция АДС-50 - азотно-добывающая станция производительностью азота 50 куб. м. в час. Станция АДС-50 использовалась на многих ракетных комплексах начала 1960-х годов - с ракетами 8К63, 8К64, 8К65, 8К67 и 8К75 и применялась для производства азота, который использовали для продувки баков ракет перед заправкой и для заправки специальных пневмосистем военных самолетов.
Станция АКДС-70 - для получения в полевых условиях из атмосферного воздуха жидкого и газообразного медицинского кислорода, не содержащего водяных паров, масла, вредных примесей и не имеющего запаха, а также жидкого и газообразного азота. Получение кислорода в АКДС-70 основано на способе глубокого охлаждения, сжижения и разделения воздуха на основные составные части - кислород и азот. Кислород, произведённый с помощью АКДС-70, был необходим для дыхания летчиков на больших высотах и для того, чтобы смесь горючего и окислителя в двигателях ракет и самолетов сгорала лучше, также он мог использоваться в медицинских целях и т.д.
Станция АКДС-70 может работать в одном из следующих режимов:
- получение жидкого кислорода;
- получение газообразного кислорода;
- одновременное получение жидкого и газообразного кислорода;
- получение жидкого азота;
- получение газообразного азота;
- одновременное получение жидкого и газообразного азота.
Ранние АДС-50 и АКДС-70 базировались на капотном шасси МАЗ-200Ш1 с колёсной формулой 4х2 и внешне были похожи на автобусы, однако в 3-дверном каркасном кузове типа Уралец-371С было установлено сложное специальное оборудование. В комплексе АДС и АКДС состояли из четырех машин: компрессорной и технологической машин на базе шасси МАЗ, вспомогательной машины на базе ЗиЛ с брезентовым тентом для перевозки вспомогательного оборудования станции и буксировки прицепа, а также электростанции, смонтированной в кузове прицепа. В кузове компрессорной машины установлены: 2 компрессора АВШ-3,7/200, система водяного охлаждения с центробежным насосом 2КМ-6С, трубопроводы и арматура. Привод компрессоров осуществляется от электрических двигателей АОП2-92-4П, насоса - от электродвигателя АНД-41-2. В кузове технологической машины смонтированы: блок разделения воздуха, детандер ДВД-13 (ДПВ-4,2-200/6-2), насос сжиженных газов 22НСГ-40/40, блок очистки и осушки воздуха, наполнительная рампа. Питание оборудования осуществляется от передвижной электростанции, смонтированной в кузове прицепа. Вспомогательное оборудование установлено в кузове бортового автомобиля, который также служит для буксировки прицепа.
Производителем специальных кузовов для ранних АДС-50 и АКДС-70 был Механический завод «Уралец» в посёлке Уралец, что в пригороде Нижнего Тагила. Ещё в августе 1961 года он получил крупный военный заказ на производство специальных армейских кузовов на шасси ЗиЛ-157 и специальных кузовов автобусного типа на шасси МАЗ-200Ш1 для газодобывающих станций АДС-50 и АКДС-70 (Изделие 371/Т), предназначенных для получения азота и кислорода в полевых условиях. Военные предъявляли к этой продукции очень жесткие требования по качеству и срокам изготовления. Комплекты АДС и АКДС были освоены производством и сданы в самые кратчайшие сроки - первая партия была принята заказчиком уже в октябре 1961 года. Минский автомобильный завод делал спецшасси МАЗ-200Ш1 с капотом и лобовым стеклом, но без кабины, и со свободным расположением запасного колеса на надстройке. Основное оборудование для самих станций производилось на криогенном производстве «Уралвагонзавод», а механический завод «Уралец» был производителем и поставщиком кузовов для них. Каждая станция состояла из двух отделений: технологической машины и компрессорной машины. Обе АДС-50 были на шасси МАЗ-200Ш1, а из машин АКДС одна, технологическая, была унифицирована по кузову с АДС-50. В 1962 - 1965 годах «Уральцем» было выпущено 449 цельнометаллических кузовов на шасси МАЗ-200Ш1 для азотодобывающей станции АДС-50 для зенитно-ракетных комплексов ПВО «Шексна», «Двина», «Десна» и «Чусовая», а также 198 вспомогательных машин к кислорододобывающей станции АКДС-70. Газодобывающие станции АДС-50 и АКДС-70 использовалась на многих ракетных комплексах начала 1960-х годов и военно-воздушных силах СССР до середины 1970-х годов. После снятия с вооружения, всё оборудование на машинах демонтировалось. А сами машины или эксплуатировались в войсках в качестве автобусов, или передавались в народное хозяйство, где использовались на усмотрение местных властей (например для получения кислорода для медицинских учреждений). Модель АКДС-70 на шасси МАЗ-200Ш1 в масштабе 1:43 выпускалась компанией ModelPro;
Уже в первой половине 1960-ых годов на смену станциям АКДС-70 на шасси МАЗ-200Ш1 пришла модернизированная кислорододобывающая станция АКДС-70М, которая состояла из технологической машины в кузове 2201 и компрессорной машины 2202 в усовершенствованных каркасно-металлических кузовах-фургонах. Первоначально они базировались на шасси КрАЗ-219П, позднее с середины 1960-ых годов на шасси КрАЗ-257/Б1, а поздние модификации и на шасси КрАЗ-250. Также к ним придавались вспомогательные машины на шасси ЗиЛ-131 или ЗиЛ-130 и электростанция ЭСД-200-30Т/400М на прицепе МАЗ-5224В. Производство оборудования и кузовов было передано на другие предприятия (п/я А-3954 город Омск/завод автомобильных кузовов). На тот момент на заводской площадке «Уральца» остались невостребованными 40 шасси для азотодобывающих станций и завод получил разрешение переоборудовать их под автобусы, в которых нуждалось народное хозяйство. Станция АКДС-70М предназначена для получения в полевых условиях из атмосферного воздуха жидкого медицинского кислорода ГОСТ 6331-78, газообразного медицинского кислорода ГОСТ 5583-78, не содержащего водяных паров, масла, вредных примесей и не имеющего запаха, а также жидкого и газообразного азота ГОСТ 9293-74. Оборудование компрессорной и технологической машин АКДС-70М также смонтировано в закрытых кузовах-фургонах. В кузове компрессорной машины установлены: 2 компрессора АВШ-3,7/200 (АВШ-3,7/200М), система водяного охлаждения с центробежным насосом 2КМ-6С, трубопроводы и арматура. Привод компрессоров осуществляется от электрических двигателей АОП2-92-4П, насоса - от электродвигателя АНД-41-2. В кузове технологической машины смонтированы: блок разделения воздуха, детандер ДВД-13 (ДПВ-4,2-200/6-2), насос сжиженных газов 22НСГ-40/40, блок очистки и осушки воздуха, наполнительная рампа. Питание оборудования осуществляется от передвижной электростанции, смонтированной в кузове прицепа. Вспомогательное оборудование установлено в кузове бортового автомобиля, который также служит для буксировки прицепа. Получение кислорода и азота в АКДС-70М основано на способе глубокого охлаждения, сжижения и разделения воздуха на основные составные части - кислород и азот. Азот и кислород могут вырабатываться как по отдельности, так и одновременно, причём и в жидком виде, и в газообразном. Переход с одного режима на другой производиться в течении 1 часа. Станция может работать в условиях умеренного климата при температуре окружающей среды от -50 до +50°C. Модификации: АКДС-70М - модернизированная ранняя на шасси КрАЗ-219П, АКДС-70М - модернизированная на шасси КрАЗ-257/Б1, АКДС-70М2, АКДС-70М2-01 - более поздние на шасси КрАЗ-250.
Технические характеристики АКДС-70М:
Габариты компрессорной машины АКДС-70М: длина 9750 мм, ширина
2760 мм, высота 3640 мм;
Габариты технологической машины АКДС-70М: длина 9750 мм, ширина 2750 мм, высота 3640 мм;
Габариты вспомогательной машины: длина 7040 мм, ширина 2500 мм, 2480 мм;
Габариты электростанции: длина с дышлом 8650 мм, длина без дышла 7150 мм, ширина 2960 мм, высота 3200 мм;
Полная масса: компрессорной машины 19 500 кг, технологической машины 19 300 кг, вспомогательной машины 10 425 кг, электростанции 14 500 кг;
Производительность: по жидкому и газообразному кислороду 70 кг/ч, по жидкому азоту 70 кг/ч, по газообразному азоту 100 кг/ч;
Расход перерабатываемого воздуха: 440 м3/ч;
Максимальное давление выдаваемого газообразного кислорода (азота): 400 кгс/см2;
Чистота: кислорода 99,0%, азота 99,2%;
Продолжительность: выхода на режим 4 ч., максимального рабочего цикла 20 дней, отогрева 4 ч.;
Потребляемая мощность в пусковом режиме: 200 кВт.
Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев