Алексей Евсеевич Полевой (1759 – 26 авг. 1822) — курский и иркутский купец 2 гильдии, компаньон Г. И. Шелихова, служащий Российско-Американской компании, отец общественных деятелей, писателей и издателей Николая и Ксенофонта Полевых, сибирской писательницы Екатерины Авдеевой-Полевой. Родился Алексей Евсеевич в 1759 году в городе Курске в купеческой семье Полевых Евсея Осиповича и Пелагеи Петровны (урождённой Климовой). Дед Алексея, Осип, был одним из богатых людей, вел большие торговые дела в России, Средней Азии, на Дальнем Востоке. Алексею было 13 или 14 лет, когда он занялся торговлей на курском базаре разными мелочами. Желая пристроить сына, мать просила своего родственника, опытного курского первой гильдии купца Ивана Ларионовича Голикова, дать местечко Алексею. Голиков был тогда богатым откупщиком в Сибири и согласился помочь. Алексей Полевой овладел торговым промыслом и был направлен в качестве приказчика в Иркутск к компаньону
Григорию Ивановичу Шелихову.
Таким образом, в начале 80-х годов XVIII века Алексей Евсеевич Полевой попал в Иркутск, где и провел он 40 лет «деятельной, трудной, разнообразной жизни». Шелихов писал о нем:
«Очень даже знаю Полевого Алексея Евсеевича, молод правда, но разумен, просвещенья не чурается, для нашей большой международной коммерции лучшего не сыскать». Алексей Полевой очень сблизился с предприимчивым купцом Шелиховым. Они снаряжали и отправляли суда в морские вояжи, разрабатывали смелые перспективные планы по освоению американских земель, распространению торговли на соседние восточные страны, увеличению добычи морских зверей.
В это же время произошло еще одно важное событие в жизни Алексея Евсеевича. Его мысли заняла одна из прихожанок Знаменского женского монастыря — Наталия Ивановна Верховцева. Сироту воспитывала тетка-монахиня, противившаяся сближению молодых людей. Но Алексей Евсеевич добился разрешения на брак и повенчался с 15-летней Наталией Верховцевой в 1788 году. Алексей увез молодую жену в Курск, и в этом же году в семье Полевых родилась Екатерина, будущая первая сибирская писательница.
Через некоторое время семья вернулась в Иркутск. Екатерина прожила здесь около 30 лет. Детство ее прошло в доме, купленном отцом Алексеем Евсеевичем в приходе Чудотворской церкви, на правом берегу Ангары, где появились на свет братья — Николай, Евсевий, Ксенофонт, Петр. Позднее отец приобрел загородный дом за Ушаковкой. Ксенофонт Полевой в своих «Записках» писал:
«Мы жили тогда на заимке, как называют в Иркутске загородные дома. Отец наш, во всем необыкновенный, не хотел жить в городе, выбрал удобное и прекрасное место, вблизи его отмежевал себе там обширное пространство, на котором в несколько лет вывел множество разных строений. Среди лугов, принадлежавших ему, протекала река Ушаковка... Там были и прекрасные виды на живописные дикие окрестности, и река роскошная для купания и рыбной ловли, и множество мест для прогулок, для охоты...». Супруга Алексея Полевого, Наталия Ивановна, считалась грамотной женщиной, что по тем временам было редкостью. Любила чтение, хотя, конечно, свободного времени для этого у нее было немного. В первую очередь занималась воспитанием детей. Ксенофонт Полевой занимался историей русской словесности, Николай Полевой посвятил себя отечественной журналистике, Екатерина Алексеевна стала писательницей.
После смерти Г.И. Шелихова Полевой участвует с иркутскими купцами Мыльниковыми в создании Иркутской коммерческой компании, на базе второй образовалась известная нам Российско-Американская компания.
В Иркутске числился иногородним купцом 2 гильдии, владел двумя лавками в гостином дворе, двухэтажным деревянным домом в приходе Чудотворской церкви, усадьбой на Ушаковке. А.Е. Полевой активно поддержал создание коммерческой компании иркутских купцов во главе с Николаем Прокопьевичем Мыльниковым, и даже предоставил им под контору половину своего дома.
В 1802 году управлял делами Охотской конторы РАК, а с 1804 года недолго был правителем дел иркутской конторы. В 1807 году организовал фарфорофаянсовое производство в своей усадьбе на Ушаковке, но дело пошло плохо и фабрику в 1811 году пришлось продать иркутскому купцу Якову Петровичу Солдатову.
В 1812 году А.Е. Полевой с семьей переехал в Москву, затем жил в Арзамасе и Курске. Пытался организовать сахароделательное производство, занимался продажей рыбы, но дела шли плохо. В 1814–1817 гг. вновь проживал в Иркутск, где занимался управлением винными откупами от иркутского предпринимателя Ефима Андреевича Кузнецова и другими торговыми делами. В 1820 году пытался заняться созданием водочного заводика в Москве, но годы брали свое.
В Иркутске А.Е. Полевой слыл гостеприимным хозяином. Его дом был своеобразным салоном, в котором собирались просвещенные купцы, ученые, чиновники, морские офицеры. У него была одна из лучших в городе библиотек. По словам русского государственного деятеля Филиппа Вигеля:
«Полевой занимался европейской политикой гораздо более, чем азиатской своей торговлей. В нем была заметна наклонность к тому, чему тогда не было еще имени и что ныне называется либерализмом, и он выписывал все газеты, на русском языке тогда выходившие». Именно в этой среде воспитывались его дети, вошедшие позднее в элиту российской разночинской интеллигенции.
Вот так прошла жизнь русского купца Алексея Евсеевича Полевого, трудами прославившего свое имя, одного из создателей Российско-Американской компании, основателя первой фаянсовой фабрики в Восточной Сибири, прожившего в Иркутске около 40 лет, и давшего русской литературе известных писателей – дочь Екатерину Алексеевну Авдееву-Полевую, сыновей Николая Алексеевича и Ксенофонта Алексеевича Полевых.
Комментарии 2