Кизбеч родился в 1777 году в [натухайском] ауле Беаннаш, расположенном в бассейне р. Адагум. Он происходил из дворянского шапсугского рода Шеретлуковых. Знавший его лично англичанин Д. С. Белл назвал Кизбеча «львом черкесов». Его предводительская военная деятельность в Черкесии приходится на 1810-1839 годы. В 1834 году он дважды одержал победу над царскими войсками. В первом случае, находясь во главе семисот шапсугских всадников, в районе Абина Кизбеч рассеял 14-тысячный царский отряд. В сражении погибло 150 русских воинов, было захвачено 7 телег с фуражом. Во втором случае, предводительствуя девятьюстами горцев, «лев черкесов» разогнал еще больший царский отряд, отобрав у него всю его добычу, включая пленных из девяти черкесских аулов. В 1837 году, в сопровождении двухсот пятидесяти человек, Кизбеч атаковал на правом берегу Кубани русский форт, прогнал занятых сенокосом солдат, которые побросали косы, как сказано в источнике, числом около двухсот штук. Забрав их в виде трофея, кизбечевцы вернулись домой.
Кизбеч выступал не только организатором военных походов, но и выказывал личное мужество и героизм. В начале июня 1837 года он в одиночку бросился на стражу Николаевского форта, пленил солдата и прихватил с собой девять винтовок. Однако далеко не всегда военные предприятия Кизбеча заканчивались удачей. 30 января 1830 года «лев черкесов» с четырьмя тысячами горцев атаковал станицу Елизаветинскую, но потерпел сокрушительное поражение от отряда атамана А. В. Бескровного. В другом, но уже победоносном бою, в октябре 1838 года, он получил семь тяжелых ран, ранены были и его сыновья. Вскоре один из них умер. Но это обстоятельство, по словам Д. Белла. «... не растрогало отца, и он посмотрел на его смерть, как и вообще здесь смотрят на нее, как на предопределение свыше».
Как воин, Кизбеч пользовался большим уважением среди противников. Царские генералы вступали с ним в переговоры и неоднократно предлагали перейти на службу России. Император Николай I за большую сумму пытался приобрести у Кизбеча его портрет. Но «лев черкесов» относился с презрением ко всем предложениям русских.
В конце 1839 года в одной из схваток с царскими войсками он получил несколько тяжелых ранений, которые привели к его кончине. Шапсуги потеряли своего предводителя.
Он ушел из жизни, но остались легенды, песни...
«Полная луна - навершие его шлема,
Его тетива никогда не срывается.
Кизбеч на мечах биться любит,
Пикой могучей врагов повергает,
Войско огромное его устрашить не может.
Муж, к подвигам всегда готовый,
Раненых с поля боя выносит.
Среди мужчин - он лев.
Пленных выкупает,
Двое его сыновей орлам подобны,
Князья адыгской земли мечтают увидеть его
Слава о нем до русского царя доходит,
Египетский царь ему приветствие шлет...»
Адыгейский историк Ашинова Зарема. "Герои Кавказской войны 1763-1864".
_______________________________
Народы, населяющие описанный нами край, принадлежат к племени черкесскому и вообще называются Русскими — Закубанскими народами. Сами же они разделяют себя на племена: Адыге и Абадзе...
К отделу Абадзе относятся: Абадзехи, Шапсуги, Натухайцы, Убыхи и Джигеты. Сюда надо тоже отнести небольшие племена абхазского происхождения, выселившиеся из-за Кавказких гор на северо-восточную их покатость, как-то: Баракаевцы, Баговцы, Шахгиреевцы, Тамовцы, Кильбековцы, Башильбаевцы, Медовеевцы и проч.
.
Управляющий канцелярией департамента генерального штаба Кавказского корпуса
Д.Г.Анучин. "Очерк горских народов правого крыла Кавказской линии". 1860 год.
_______________________________
Но за всем тем, как оружие, так и боевые припасы получали до сего
времени из Турции, как полагать должно до последней войны России с
Портой с воли правительства оного, а ныне из Трапезонта посредством
контрабандистов, пристающих к берегу великой Абхазии в Суджук-Кале.
Командующий российскими войсками правого фланга Кавказской линии - генерал Н.Н.Антропов: "Описание Закубанцев". 1831 год.
_______________________________
Границы теперешней Джикети [Зихии] следующие: с востока— река Каппети [Бзыбь], с запада — Черное море [Керченский пролив], с юга — то же море, с севера — Кавказские [горы]. Сия страна по всему абхазская: растениями и животными, обычаями [народа] и поведением. Однако люди [здесь] больше звероподобны. Раньше являлись христианами, ныне [христианская вера] не известна им. Знаемо, что одежда, вооружение и снаряжение абхазов и джиков те же, что у черкесов, которые иногда по привычке носят и имеретинцы.
.
Царевич Вахушти Багратиони: "История царства грузинского". 1745 год.
________________________________
Натухайцы,
относящиеся к абазскому племени, живут к западу от шапсугов; их территория
простирается с запада на восток вдоль Кубани на восемь лиг, до потока Кудака; с юга они
граничат с Великой Абасией, которая начинается за Пшадой...
Мехмет Индар‐Оглы является главой одного из двух семейств, которые в очень
отдаленное время стали во главе племени Натухайцев.
... Я видел эмблему Индара‐Оглы, выгравированную на рукояти
принадлежащей ему сабли.
.
Тебу де Мариньи: Путешествие в Черкесию. 1818.
______________________________
Черкесы, живущие по лесам и ущельям хребта Кавказских гор, на пространстве земли, ограниченном Белою речкою, Кубанью и берегом Черного моря, от Анапы до устья р. Саше, носят между горцами общее название абадза; они разделены на две породы вольных, неповинующихся князьям - на сапсуг и на абазех...
Так называемые натухайцы, также сапсуги, получили... название это от земли, называемой Наткуадж (Натов аул).
Российский разведчик барон Ф.Ф.Торнау. Доклады. 1835 год.
_______________________________
Авхасские племена и округа Шапсих или Шапсух, Шаши, Убух или Обух и Туби или Дуба [Абадзехи] на северо-западном склоне Кавказа, западнее Капети и на обеих сторонах Субаши. Эти авхасы живут в горах вдоль Черного моря, имеют разные деревни, свободны, независимы и очень склонны к грабежам. Они обыкновенно называются Кыска-Чекмеп, по короткой одежде, которую они носят.
В их стране находятся местечки Бовидял и Абкассы, оба на лимане Колдос.
Иоганн Тунманн. Крымское ханство. 1777 год
_______________________________
Черкеска абхазцев была гораздо короче черкески соседних с ними племен адыге, а башлык они обвивали около шапки, в виде чалмы, чего никогда не делали черкесы...
В.А.Потто. Кавказская война. 1887 год
______________________________
Принято считать, что в письменных источниках шапсуги
впервые названы турецкими хрониками 1720-х гг. В
тексте одной из них речь идет о крымском мурзе Джан-
Тимуре, бежавшем из Крыма и прожившем среди “аоаза-
шапсугов” три года.
Тамара Васильевна Половинкина. "Черкесия - боль моя и надежда". 1999 год.
______________________________
Порта тотчас отрядила в помощь хану в кубанскую экспедицию разные части своих войск, стоявших в Румилии, в придунайских крепостях и в самом Крыме. Бахты-Герай имел намерение подчинить себе всех черкесов и ногаев тех местностей, отдав только одних едисанцев калмыкам. Но не все племена ногайские были расположены к этому: другие же были против него, и среди этих-то последних нур-эд-дин и Халим-Герай-султан стали набирать войско и посылать парламентеров с заявлением, что крымцы пришли вовсе не с враждебными замыслами, а с целью войдти путем мирных переговоров в
дружеское соглашение. Так прошло более сорока дней; калмыки, не видя общего сочувствия в населении к Бахты-Гераю, тоже несколько опешили. Тем временем буджакский бунт был усмирен, и вся масса войск морем и сушею двинулась к Кубани. Как только распространился слух о приближении войск, Бахты-Герай с несколькими человеками бросился в горы; калмыцкое же войско вернулось восвояси . Джан-Тимур, найдя прибежище у Бахты-Герая, с год-два провел с ним; а потом царевич оставил его гостить на покое у черкесов, когда сам пошел к калмыкам. Джан-Тимур еще три года прожил у абаза-шапсугов. Но там однажды ночью кто-то выстрелил из ружья в Джан-Тимура; пуля пролетела над его головою сквозь его шапку и засела в стене. Когда об этом услышал Бахты-Герай-султан, то, сказав: «Этого старика там убьют», отправил его гостем к сыну калмыцкого хана Аюки Церен-Дундуку – Джеренд Дондука –. По словам же османского историка, шапсуги сами, боясь навлечь на себя ненависть Порты из-за Джан-Тимура, выпроводили его от себя с его сотоварищами.
.
В.Д.Смирнов. "Крымское ханство под верховенством Оттоманской Порты в XVIII столетии". Одесса. 1889 год.
______________________________
Вместе с тем, автору кажется любопытным тот факт, что шапсуги не всегда определялись как «адыги». В начале своей известной по источникам истории, то есть с конца XVIII в. и, по крайней мере, всю первую четверть XIX в. они обозначались как абазы, то есть причислялись к абхазо-абазинскому массиву.
Шапсугский историк Г.Г.Тхагапсова. Рецензия на книгу А.В.Сивера. "Шапсуги. Этническая история и идентификация". 2002 год.
_______________________________
В стране Адыге говорят, что самые дикие и необузданные из абазских народов - шапсуги, самые дикие из шапсугов - с реки Антхыр, а самые бешеные на реке Антхыр - это юнэ-из на речке, которая называется Окецикос. В этом юнэ-из, где фамилия Хантоху пользуется почти неограниченным уважением и достигает 500 душ, я провел большую часть зимы.
В феврале 1857 года я вступил в сопровождении слабого польского отряда на землю абазов и образовал для подкрепления народа в его борьбе против русских отряд полевой артиллерии, до этого времени совершенно неизвестный род оружия для абазов. С этого времени до 1860 года я с моим отрядом принимал участие во всех значительных битвах, во всех народных совещаниях, изучил по необходимости язык абазов и сделался, так сказать, их членом. Это дает мне возможность издать подробное описание Абазии. До этого времени только немногие европейцы приезжали как гости на абазский берег, и при естественном недоверии народа им было невозможно проникнуть дальше в страну и узнать её.
Читатель, следовательно, поймет, что я не имею права злоупотреблять доверием народа, который мне, первому чужестранцу, позволил изучить свою страну.
Напротив, я считал позволительным в интересах самих абазов и был уполномочен ими самими к тому, чтобы сделать известными статистические данные страны.
Абаз несколько выше среднего роста, стройный и сильный по сложению, но более мускулист, чем крепок в кости. Они имеют большей частью каштановые волосы.
Среди народов, у которых нет ни книг, ни письменности, ни памятников, так что можно только из народных преданий сделать исторические предположения, трудно допытаться до истинной истории.
Абазы, которые ныне последними сражаются на Кавказе за свою независимость, принадлежат к индоевропейской расе и имеют племенное и языковое родство с жителями христианского княжества Абазии, со сванетами и осетинами, которые, хотя и независимы, находятся с русскими в состоянии своего рода перемирия.
Вся Северная Абазия независима и охвачена
войной.
Если возникает пограничная или другого рода ссора между абазскими народностями, то образуются только два судебных лагеря — из Северной Абазии, т.е. от шапсугов и абадзехов, и из Южной, т.е. из Убыхии, княжества Абазии, сванетов и осетин. Крайне редко случается, чтобы судебный приговор не исполнялся; в таком случае возникала иногда внутренняя кровная вражда.
Как я уже заметил, мои данные о происхождении абазов основываются только на народных сказаниях.
Как у турок, так и у отуречившихся абазов Константинополя есть обыкновение называть Абазию Черкесией, а абазов — черкесами, хотя, как я уже показал, это обозначение неверно.
Теофил Лапинский. Горцы Кавказа и их освободительная борьба против русских. 1863 год.
_______________________________
Рисунок "Лев Черкесии - Хаджи Гезил Бег". [Казбич Шеретлуков].
Английский разведчик Джеймс Белл. "Дневник пребывания в Черкесии в течение 1837, 1838 и 1839 годов".
_________________________________
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 2
Маневр этот, однако, не удался. Глубокие ерики и лиманы, покрытые тонким льдом, препятствовали движению кавалерии и артиллерии, а потому Безкровный поспешил обратно к указанным высотам, откуда слышалась уже сильная перестрелка. Горцы, заняв эти высоты, атаковали ближайший пост (могильный), причем часть партии, составлявшая правое крыло, наблюдала пространство от ст. Елисаветинской до александровского поста, а сам Казбич с остальными а...ЕщёНа рассвете 3-го января 1830 года огромные толпы горцев, под предводительством Казбича, Баты-Гирея и Неджупа, появились против 2-й части черноморского кордона, но своевременно были замечены постовыми казаками. Они двигались двумя партиями: одна, более 2-х тысяч всадников, направлялась к Екатеринодару, а другая, около 5-ти тысяч конных с 12-ю значками, предводительствуемая Казбичем, быстро и в порядке следовала к высотам у тимошевского поста. Приказав Могукорову удерживать неприятеля с фронта, Безкровный двинулся к переправе, чтобы атаковать горцев с тыла.
Маневр этот, однако, не удался. Глубокие ерики и лиманы, покрытые тонким льдом, препятствовали движению кавалерии и артиллерии, а потому Безкровный поспешил обратно к указанным высотам, откуда слышалась уже сильная перестрелка. Горцы, заняв эти высоты, атаковали ближайший пост (могильный), причем часть партии, составлявшая правое крыло, наблюдала пространство от ст. Елисаветинской до александровского поста, а сам Казбич с остальными атаковал отряд войскового старшины Могукорова, занимавшего ст. Елисаветинскую.
Дружным натиском черноморцев горцы были опрокинуты и бежали за Кубань. Могукоров погнался за ними, но, получив известие об опасности, угрожавшей меновому двору у великолагерного поста, направил туда хорунжего Охроменко с частью отряда, сам преследовал хищников до Кубани, а затем повернул к названному посту. Нападение это произвела новая партия абхазского дворянина Неджупа, в составе до 500 коней. Горцы старались овладеть меновым двором, но есаул Волкодав с командою № 9 пешего полка и прибывшим хорунжим Охроменко отбили все нападения горцев. Неджуп, узнав о поражении партии Казбича, удалился за Кубань.
.
П.Кублицкий: Кавказская линия под управлением генерала Емануеля // Кавказский сборник, Том 19. 1898 год.
Даже среди черкесских головорезов и удальцов, Казбич был личностью необыкновенной, исключительной. С самых юных лет и отличался поражающей неустрашимостью, соединенной с характером суровым, упрямым и грубым. Самая наружность его, огромный рост, громкий голос, дерзкие и грубые ухватки, казалось, созданы были для того, чтобы иметь неотразимое влияние на народ, для которого война была ремеслом.
В.А.Потто. Кавказская война. 1885 год.