В 2004 г. в Стамбуле вышла книга Лейлы Ачба «Воспоминания первой черкесской принцессы харема». Книгу подготовил к изданию Харун Ачба. Кто такая Лейла Ачба? Ответ на этот вопрос дает сама книга.
Как отмечает Лейла Ачба в своих воспоминаниях в вышеуказанной книге, отец ее деда - абхазский принц Ахмат Ачба проживал в одной из абхазских общин, но впоследствии репрессивной политики царских чиновников, вынужден был в 1842 г. покинуть Апсны и переселиться в Османскую империю. «Прадед мой принадлежал к одному из древнейших абхазских родов, и по происхождению относился к той ветви рода Ачба, который создал Абхазское государство», - пишет она. Султан Османской империи Абдул-Меджид с большим почетом принял высокого гостя. Он выделил ему земли в Болгарии, возле г. София. Его 20-летний сын Омар вместе с матерью Иаш-пха переселяется в Стамбул и там полу чает образование. Затем он начинает работать делопроизводителем при султанском дворе. Лейла родилась в 1898 г. в Стамбуле во дворце из сорока комнат, который построил ее дед Омар. Когда девочке исполнилось пять лет, ее родители, мать Емине Аимхаа и отец Рефик Ачба, занялись ее воспитанием, подобающим дворцовому этикету: с ней занимались подготовленные учителя-гувернантки, обучавшие ребенка иностранным языкам, игре на фортепиано, давали уроки живописи, обучали поставленной речи, чтению, письму, образцовому этикету, элегантной манере одеваться, воспитывая ее в лучших правилах аристократического дворцового этикета. Помимо всего этого Лейла очень любила и прекрасно владела искусством наездничества, в совершенстве овладев искусством джигитовки. Этому способствовал ее отец Мехмет Рефик-бей, который часто забирал ее с собой в поместье, где обучал наездничеству. 182 Когда Лейле исполнилось 20 лет, ее обручили с молодым абхазским князем Хусейном Инал-ипа. Но за двадцать дней до их свадьбы Хусейн трагически погиб, это произошло 3 июня 1918 года. Близкие очень тяжело переносили эту утрату и старались как могли утешить Лейлу. Они обратились к главной султанше двора Назикеде взять Лейлу во дворец, чтобы она немного забылась и отошла от горя. Назикеда откликнулась на просьбу и прислала за девушкой свой личный экипаж. Абхазская девушка, молодая красавица Лейла Ачба пять лет была при дворе падишаха. Она и до того с родителями часто бывала во дворце султана, но пробыв там неполных пять лет, Лейла подробно описала быт, нравы, события, очевидцем которых она, волею судьбы, вынуждена была оказаться. В своем дневнике она описала многие подробности дворцовой жизни. Лейла в своих воспоминаниях описывает тот период, когда выходцы с Кавказа, в основном абхазы, пользовались всеми благами жизни, вели беззаботную жизнь, овеянную радостными песнями и весельем, но после того, как султанат рухнул, и под его обломками вся жизнь их обернулась траурным плачем. Весь этот трагизм освещен в ее мемуарах. Ее воспоминания высвечивают одну из неизвестных страниц о взлете и падении находившихся на чужбине абхазов. Они достойно несли имя своего народа, и перед читателями встают неизвестные нам подробности о судьбах наших соотечественников. Лейла Ачба пишет, что жены падишаха в большинстве абхазки, а из ближайшей свиты султана при дворе преобладали абхазы...» Абхазки, отмечает она, благодаря своей природной красоте, аристократическому происхождению первенствовали при дворе султана; девушка при дворе, если она была абхазка, обязательно происходила из аристократической семьи...». Далее она отмечает, что падишах Мехмед Вахидеддин VI по законам ислама имел 5 жен, из них трое были абхазки. Первой супругой его была Назикеда Маршан, старшая султанша при дворе. Она была дочерью цабалского князя Хасана Али Маршан. Мать Назикеды была Фатма Арыдба из Адлера. Вторая женя - Инширах Ведабе из Адапазара (возможно она была убыхского происхождения). Третья его супруга была Шьадиа Чихба, четвертая - родная племянница Шьадии - Муведдет Чихба, дочь Даут-бея, пятая жена султана была албанка. Абхазское окружение султана ввело при дворе свой этикет. Это очень прослеживалось при приеме гостей. В 1918 г. австрийский император Карл с супругой Зитой посетил Стамбул, где был с почетом принят при дворе, там ему продемонстрировали кавказские танцы. Дочь падишаха и Назикеды Маршан - Сабиху Султан хотели выдать за известного героя Турции Рауфа Ашхаруа, который в то время выделялся среди всех окружающих его своей статью и благородством. За Сабиху сватались многие, но ее семья избрала Рауфа.
- Он - абхаз (Апсуа)! Вы же знаете, как я отношусь к абхазам! - сказала ее мать. Имя Рауфа было овеяно славой по всей Турции, он занимал высокую должность, имел блестящее образование. Но ему было отдано предпочтение, потому что он был абхаз. Но судьба не сложилась у Сабихи и Рауфа. И здесь Рауф поступил благородно, согласно абхазскому этикету. Близкий друг Рауфа ухаживал за Сабихой, но получил отказ. «Я не смогу в случае женитьбы смотреть прямо в глаза другу», - ответил абхаз. Лейла Ачба пишет, что абхазские князья и дворяне отдавали своих пятилетних детей на воспитание при султанском дворе, где их обучали аристократическому этикету в лучших традициях кавказской и европейской культуры опытные наставники, приглашенные из Европы. Во дворце султана со второй половины XIX века широко ощу щалось веяние европейской моды. Элитная молодежь считала честью ухаживать за воспитанницами султанского двора и многие из девушек нашли здесь свою судьбу. Так в конце XIX в. абхазская аристократия отдавала своих детей ко двору султана с целью получить образование и широкие знания. Лейла Ачба отмечает, что Дзапш-ипа Махмут переселился из Апсны в Батум, от туда своих троих дочерей отправил на воспитание в султанский дворец. Маан Бата также оставляет свою дочь при дворе со следующими слова ми: «Если вы ее достойно воспитаете, при дворе султана будет прекрас ная невеста!» Его примеру последовали Осман Аимхаа, Албуз Маан и др. Лейла в своих мемуарах сообщает о развлечениях, вечерах при дворе падишаха, где принимали высокопоставленных гостей, играли на форте пиано, пели на английском и французском языках, изысканно одевались, вели беззаботную, полную радостей светскую жизнь. Княгиня Назикеда Маршан так обожала Лейлу, что не отпускала ее ни на шаг, даже не садилась за стол без нее. Лейла прекрасно рисовала. В книге много фотографий той поры и рисунков всех тех абхазок, которые были при дворе, выполненные ее рукой, где показан характер, манера одеваться, уход за своей внешностью абхазской элиты в Турции начала XX века. Но всему этому наступил конец. Отряды кемалистов окружили Стамбул, султан вынужден был спешно покинуть страну. Всех, кто был при дворе спешно заставили покинуть дворец «Илдыз», взяв с собой только необ ходимое. Отобрано было все, но и этого не хватило. Девушки, воспитанные 184 в изысканных манерах, были арестованы и заперты в тюремной камере. А затем решением парламента было поведено выслать их из страны.
- Это невозможно, мы не враги государства! - резко ответила Назикеда Маршан. Но кто ее слушал. Старшую султаншу - Назикеду Маршан отправили в изгнание вслед за мужем. Она готовилась к отъезду. «Будучи здесь, ты была моей отрадой, - обратилась она к Лейле и пожелала, чтобы та перед отплытием провела ее к морю. Лейла пошла провожать ее. Оплакав себя, распрощавшись с близкими, они вышли из дома. Когда корабль, на котором Назикеда покинула Турцию, был далеко в глубине моря, Лейла пришла в себя. Оказывается, при расставании от избытка нахлынувших чувств молодая девушка потеряла сознание и долгое время не могла прийти в себя. С Лейлой оставалось еще несколько человек. Но в Стамбуле оставаться было опасно и она отправилась в Сивас к старшему брату Ахмету Ачба. Судьба была к ней неблагосклонна, она ушла из жизни в 32 года. А какая судьба ожидала несчастных изгнанников? Этого Лейла не могла знать. Это выяснил и описал в приложении к мемуарам Лейлы здравствующий и поныне Харун Ачба, издавший воспоминания молодой красавицы-абхазки.
Лейла с большой теплотой пишет об окружавших ее абхазках и их близких друзьях, заставляет читателя полюбить их так же, как и ее. Отторгнутые от родной Абхазии, потерявшие ее, они нашли при дворе султана новую жизнь, создали свой мир, чтобы утешить себя и сохранить абхазские традиции. Но в итоге судьба была к ним немилостива После изгнания из Турции, в 1922 г. они перенесли много лишений и невзгод, стараясь обустроиться на чужбине. Встав на ноги, они стали переселяться в Италию, Францию, Германию, Америку и др. страны. Их разбросало по всему миру. Но и там рок преследовал их.
Сузкьар Маан умер в 1945 г. в Берлине.
Дильбер, воспитанная вместе с Лейлой, которую она обожала, скончалась в Париже.
Иширах Веджибе (убышка) совсем молодой, отчаявшись, покончила с собой, бросившись в Нил.
Пейвеста Аимхаа умерла во Франции.
Пекиза Арыдба похоронена в Будапеште.
Бехиче Маан перед кончиной привезли из Италии и похоронили в Стамбуле.
Назикеда Гечба покончила с собой.
Назикеда Маршан умера в 1941 г. в Египте, похоронена в Италии. Лейла Ачба искрение и очень тепло пишет в своих воспоминаниях о подругах: Махшереф Аимхаа, Фатме Ачба, Пейвесте Аимхаа, Бехиче Маан, Муведдет Чихба, Шемсинур Иашба, Шахесер Гечба, Румейса Арыдба...
Все они были молоды, очень красивы, изящны, но судьбы их оказались очень трагичны...
Литература: Р. Х. Агуажба - Из истории Кавказской диаспоры абхазы, убыхи. Сухум. 2014. С.182-185
______________________________
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев