Родство между вайнахами и хуррито-урартийцами на
лингвистическом и историческом материале обосновали Ян Браун, Г.А. Климов, Ю.Д.
Дешериев, И.М. Дьяконов, А.С. Чикобава, Р.М. Мунчаев, О.М. Джапаридзе, А.Ю. Милитарев, С.А.Старостин и другие учёные.
Х.З.Бакаев. Кобанская культура и предки вайнахов. 2017 год.
_______________________________
Глупо было бы утверждать , что такой древний с тысячелетней историей народ, как чеченцы и ингуши, какой-то особый, "чистый", без примесей других этнических групп. Он скрещивался со многими народами, в результате вобрал в себя многие этнические группы, но и терял какую-то часть своего этноса, охваченную объективным процессом ассимиляции с другими народами.
Н.С.Нухажиев. Х.С.Умхаев. В поисках национальной идентичности. 2012 год.
_______________________________
Там, на западе, где дальний Эльбрус поднимает к небу свои белые груди, ближе к тому морю, что вечно бьет прибрежные скалы своими черными, как ночь, волнами, жили в старину нарты Эрстхо.
Злые то были богатыри, завистливые на чужой достаток; нападали они на мирных людей...
— Куда поедем мы в набег за добычей? На три раза семь дней в пути кругом наших жилищ земля стала серой пылью от копыт наших нартовских коней, четыре раза десять и один день нам надо ехать по пеплу сожженных нами селений, два раза округлит луна свое лицо, пока доведется нам услышать человеческий голос.
Так говорил товарищам-нартам разведчик их, хитрый Батоко-Ширтяха, хитрый проныра, сумевший построить себе повозку из меди и спуститься на ней до седьмого адского дна.....
В.Б.Корзун. «Чечено-ингушский нарт-эрстхойский эпос». / «Чудесные родники. Сказки и песни народов Чечено-Ингушской АССР»/ Грозный, 1963 год, стр 35.
_______________________________
Там, в стороне Баш-лама, рассказывают старики—чеченцы, есть горы, из которых вытекают р. Асса, Фортанга, Геха. Это—горы Аки-лам; там живут, или по крайней мере, жили при наших предках «лам-кристы» (горные христиане). Это наша колыбель, как и других чеченских родов. Сменилось четырнадцать поколений с тех пор, как наша часть «лам-кристов» вышла из своего гнезда по причине малоземелья и протянулась на восход солнца. Роды нохчи чеченцы ели тогда свинину и были «русские», т. е. христиане. Судя по этому преданию, чеченцы в горах были христианами лет 400-500 тому назад; очевидно они оставались ими и долгое время по выселении из гор в Ичкерию (предгорья) и далее на плоскость, пока не стали забывать принесенную ими из гор веру и учение. По другимъ преданиям, в горахъ жили некогда «джелты», т. е. греки, которые настроили множество церквей, замков, башен, и ушли, оставив большие клады. Многия чеченския фамилии ведут свое происхождение от европейцевъ (фиренги); другие от хевсур, третьи от грузин, четвертые от тушин и т. д. По этим преданиям, в Галгаевских горах жил некогда христианский царь, который оставил в своем ауле церковь. Старики, которых я расспрашивал, также неоднократно подтверждали все вышесказанное.
Дагестанский этнограф Б.К.Далгат.Первобытная религия чеченцев и ингушей. 1893 год.
_______________________________
Из чеченских преданий более прочих замечательно предание о нартах. Говорят, что Чечнею завладели неведомые до того времени чеченцам пришельцы, которых они называли нартами (нарт). Предание говорит, что они были керестанами, т. е. христианами. Они имели исполинский рост; часто представляют их одноокими, одетыми с головы до ног в железную броню; вооружение их составляли: щит (галкан или пхуниш), меч (тур) и булава (чонкур). Из преданий видно, что они, хоть и малочисленные, завладели страною...
Не одни чеченцы, но почти все горские племена говорят о них в своих преданиях; адыгейские народы ближе всех знакомы с ними, они зовут их поименно и сложили песни про их дела. Известный ключ в Кисловодске — нарзан (нарт-сана) получил название от нартов. Надтеречные чеченцы указывают места, где они жили и которые теперь носят еще их названия...
Нарты оставили про себя много рассказов в чеченском народе, как в горах, так и на плоскости...
Умалат Лаудаев. Чеченское племя. 1872 год.
_______________________________
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 28
Зелимхан Мусаев. Фрагменты истории в фольклоре и лексике чеченцев. 2011 год.
.
Леча Ильясов. Тени вечности. 2004 год.
.
Авторы: А. М. Нальгиев, Х. Б. Парижев, Артур Чеченский. Грозный, Магас, Москва — 2016.
выражение: «Сиккам г1ойла хьо» – «Да уходи ты хоть в Сик-
ким».
.
М.К.Осмиев. "Чеченцы, обычаи, традиции, обряды". 2016 год.
Сами орстхоевцы и аккинцы объединяют под именем орстхой четыре подразделения: собственно орстхой, аккий, мержой и цечой.
Мы все орстхой из Акки» , — говорят представители этих групп, вполне четко до сих пор сохраняя свое этническое самосознание
.
.// Н. Г. Волкова «Этнический состав населения Северного Кавказа в XVIII — начале XX века». Москва: «Наука», 1974. С. 163
.
Грузинский учёный Д.К.Капанадзе. Новые материалы к изучению статеров Аки. 1946 год, стр 150-155.
.
Ахмад Сулейманов. Топонимия Чечни. 1997
.
Ш.Д.Инал-ипа. Антропонимия абхазов. 2002 год, стр 297.
Продолжая путь на запад и пройдя две стоянки, мы дошли до племени Арт.
Племя Арт. Оно многочисленнее, чем племя Кечи...
Правдивый народ. Их около тридцати тысяч. У них тоже был бей, который навестил нас со своими до зубов вооруженными 40 — 50 азнаурами абаза. Он преподнес нам двадцать овец и три оленя и со словами «добро пожаловать»» оказал почтение. У бея были длинные волосы, на плечах — лохматая бурка, в руках — лук и стрелы, на поясе — сабля. Добрым джигитом он был. Нам прислуживали длинноволосые , солнцеподобные, красивые юноши.
.
Эвлия Челеби. Книга путешествий. ХVll век.
Сегодня он...заговорил о приключениях воеводы царицы Тамар - Дагато Шервашидзе... воскрешал имена каких-то абхазских рыцарей...
Крепость , - сказал Тараш (Эмхвари) - образец гармонического сочетания архитектуры с природой... Они тянутся до Чечни вдоль реки Аргун...
И так по всей Грузии , вдоль каждой реки в шахматном порядке расположена система крепостей...
Когда в старину из Чечни двигался неприятель...тотчас же крепости , расположенные в шахматном порядке зажигали огонь...и подхватывали боевую тревогу.
.
Мингрельский дворянин Константинэ Гамсахурдиа. "Похищение луны". 1935 год. стр 133, 386, 478.
.
Умалат Лаудаев. Чеченское племя. 1872 год.
.
К. В. Чистов, Р. Ф. Итс «Историческая этнография. Межвузовский сборник». Проблемы археологии и этнографии. Выпуск 3. Ленинград: Изд-во ЛГУ, 1985. С. 62
.
Эвлия Челеби. Книга путешествий. 1641-1667 годы.
солнца, руководствуясь тем, что у них (далее цитата) «было предание, что на восход солнца есть море и что там богатырь Сослан (здесь вместо Солса ошибочно сказано «Сослан». - И. Д.) родился от морской девы; вот туда-то и влекло выходцев».
.
И.А.Дахкильгов. Ингушский Нартский эпос. 2012 год.
А сынка его и морской царевны , сироту Асана, вскормил и воспитал старик дед его Келиш-бей. Вырос Асан-бей , стал славным витязем, и от него ведёт начало знаменитый род абхазских князей Шервашидзе [ Чач ].
.
В.А.Гетцуко. Кавказские сказки. 1904 год, стр 34.
Соломон 1148-1170 ,
Усуф 1170 -1193 ,
Зураб 1195 - 1210 ,
Теймураз 1210-1238 ,
Дардан 1238-1257 ,
Соломон 1257-1265 ,
Сослан 1265-1300...
.
Из генеалогии князей Шервашидзе (Чачба).
Ш.Д.Инал-ипа. Антропонимия абхазов. 2002 год, стр 71.