Маго - Ерды древнее святилище в Ингушетии...
По легенде, святилище было построено легендарным героем - мудрецом Маго, который пришёл из иной страны, стал прародителем нескольких кавказских родов.
.
Википедия. 2024 год.
_____________________________
В домусульманской легенде ингушей повествуется о древнем герое Маго (или Магале), который привел предков западных вайнахов на территорию их исторического обитания из какой-то «далекой южной страны на берегу Черного моря». Магал описывается как хранитель тайных знаний и повелитель ветров. О глубине его почитания свидетельствует древний храм Маго-йерд, сохранившийся в горах Ингушетии до наших дней.
.
Хасан Бакаев. Забытая война забытого народа. 2018 год
______________________________
Совсем недавно по поводу чудовища, выходящего из моря, мне была поведана еще более странная история о том, как однажды оно было убито членом дворянской семьи из Сюбеша (семьи Магу), в награду за что прибыль от таможенных пошлин навечно была пожалована этой семье.
Джеймс Белл. Дневник пребывания в Черкесии в течении 1837-1839 годов.
______________________________
Шапсугский аул
Магра, около 10-ти черкесских дворов...
Симон Джанашиа. Черкесские дневники. 1929 год.
_______________________________
В прочих черкесских народах дворянство ведёт свой род, по преданиям, от двух братьев Аче и Чаче...
Барон К.Ф.Сталь. Этнографический очерк черкесского народа. 1852 год.
_____________________________
Показательно в этом отношении сообщение Аублаа Икмет Ешреф-паши о том, что его предки выселились из Абхазии вместе с князьями Ачба и абхазскими же дворянами Магь/Магьра...
Мира Хотелашвили. К истории сочинских князей Аублаа. 2004 год.
_____________________________
Представители старинной дворянской фамилии Маг (Магь) живут в с. Аацы Гудаутского района, а некогда жили и в селе Ачандара, судя по микротопонимам : холм Маговых, источник Маговых, селище Маговых [Магьрыюта], место гибели Маговых. Жили они и вблизи Сочи, о чём говорит название горы Магь-ышьха.
Сохранилось странное выражение, связанное с использованием тупого ножа или другого тупого режущего инструмента: "Не им ли истребили Маговых?".
Ш.Д.Инал-ипа. Антропонимия абхазов. 2002 год, стр 49.
______________________________
Герб дворян Маг.
По преданиям, в старину они были князьями, но потеряв княжеский титул, стали дворянами и вассалами князей Аублаа.
Адамур Жапш. Гербы дворянских и княжеских фамилий Абхазии. 2012 год.
______________________________
Родство между вайнахами и хуррито-урартийцами на
лингвистическом и историческом материале обосновали Ян Браун, Г.А. Климов, Ю.Д.
Дешериев, И.М. Дьяконов, А.С. Чикобава, Р.М. Мунчаев, О.М. Джапаридзе, А.Ю. Милитарев, С.А.Старостин и другие учёные.
Х.З.Бакаев. Кобанская культура и предки вайнахов. 2017 год.
_______________________________
Глупо было бы утверждать , что такой древний с тысячелетней историей народ, как чеченцы и ингуши, какой-то особый, "чистый", без примесей других этнических групп. Он скрещивался со многими народами, в результате вобрал в себя многие этнические группы, но и терял какую-то часть своего этноса, охваченную объективным процессом ассимиляции с другими народами.
Н.С.Нухажиев. Х.С.Умхаев. В поисках национальной идентичности. 2012 год.
_______________________________
Там, на западе, где дальний Эльбрус поднимает к небу свои белые груди, ближе к тому морю, что вечно бьет прибрежные скалы своими черными, как ночь, волнами, жили в старину нарты Эрстхо.
Злые то были богатыри, завистливые на чужой достаток; нападали они на мирных людей...
— Куда поедем мы в набег за добычей? На три раза семь дней в пути кругом наших жилищ земля стала серой пылью от копыт наших нартовских коней, четыре раза десять и один день нам надо ехать по пеплу сожженных нами селений, два раза округлит луна свое лицо, пока доведется нам услышать человеческий голос.
Так говорил товарищам-нартам разведчик их, хитрый Батоко-Ширтяха, хитрый проныра, сумевший построить себе повозку из меди и спуститься на ней до седьмого адского дна.....
В.Б.Корзун. «Чечено-ингушский нарт-эрстхойский эпос». / «Чудесные родники. Сказки и песни народов Чечено-Ингушской АССР»/ Грозный, 1963 год, стр 35.
_______________________________
Там, в стороне Баш-лама, рассказывают старики—чеченцы, есть горы, из которых вытекают р. Асса, Фортанга, Геха. Это—горы Аки-лам; там живут, или по крайней мере, жили при наших предках «лам-кристы» (горные христиане). Это наша колыбель, как и других чеченских родов. Сменилось четырнадцать поколений с тех пор, как наша часть «лам-кристов» вышла из своего гнезда по причине малоземелья и протянулась на восход солнца. Роды нохчи чеченцы ели тогда свинину и были «русские», т. е. христиане. Судя по этому преданию, чеченцы в горах были христианами лет 400-500 тому назад; очевидно они оставались ими и долгое время по выселении из гор в Ичкерию (предгорья) и далее на плоскость, пока не стали забывать принесенную ими из гор веру и учение. По другимъ преданиям, в горахъ жили некогда «джелты», т. е. греки, которые настроили множество церквей, замков, башен, и ушли, оставив большие клады. Многия чеченския фамилии ведут свое происхождение от европейцевъ (фиренги); другие от хевсур, третьи от грузин, четвертые от тушин и т. д. По этим преданиям, в Галгаевских горах жил некогда христианский царь, который оставил в своем ауле церковь. Старики, которых я расспрашивал, также неоднократно подтверждали все вышесказанное.
Дагестанский этнограф Б.К.Далгат.Первобытная религия чеченцев и ингушей. 1893 год.
_______________________________
Из чеченских преданий более прочих замечательно предание о нартах. Говорят, что Чечнею завладели неведомые до того времени чеченцам пришельцы, которых они называли нартами (нарт). Предание говорит, что они были керестанами, т. е. христианами. Они имели исполинский рост; часто представляют их одноокими, одетыми с головы до ног в железную броню; вооружение их составляли: щит (галкан или пхуниш), меч (тур) и булава (чонкур). Из преданий видно, что они, хоть и малочисленные, завладели страною...
Не одни чеченцы, но почти все горские племена говорят о них в своих преданиях; адыгейские народы ближе всех знакомы с ними, они зовут их поименно и сложили песни про их дела. Известный ключ в Кисловодске — нарзан (нарт-сана) получил название от нартов. Надтеречные чеченцы указывают места, где они жили и которые теперь носят еще их названия...
Нарты оставили про себя много рассказов в чеченском народе, как в горах, так и на плоскости...
Умалат Лаудаев. Чеченское племя. 1872 год.
_______________________________
Что легло в основу этнонима Орстхой (Арстхой, Аьрстхой, Эрштхой, Арштхой), остается невыясненным...
Подчеркивая свое («эзди нах») высокородное происхождение, орстхойские мужчины вплоть до конца 18 века (по преданиям информаторов) носили длинные кудри, а женщины — высокие прически - кур, одновременно заставляли начисто брить головы всех мужчин, попадавших в их зависимость. До наших дней дошли предания о том, что орстхойцы — пришлые племена. Они пришли с берегов Черного моря. «Iаьрдж форд йисте ЗyгIyp хий даьхна Iаьрджа Мерджой да тхо!». Букв: «Мы — черные мерджойцы, что жили на реке Зугур с берегов Черного моря!» — можно услышать и сегодня от представителей подрода Орстхойщев.(Информатор Мержоев Майрбек Мурцалиевич, 1940 года рождения, уроженец с. Бамут Ачхой-Мартановского р-на).Орстхойцы отсылают нас к аьккхинцам как к своим славным -предкам, в других преданиях — как родственному племени. Орстхойцев вайнахи связывают с именем — мифических героев нартов. Имя нартов обычно произносят в сочетании с орстхойцами, напр. наьрт-орстхой...
В религиозных верованиях Орстхойцев ведущее место занимал культ священного оленя...
Окончательное решение вопроса об этнической природе орстхойцев мы оставляем для будущих более глубоких исследований.
Орстхойцы-Эрштхойцы не относят себя ни к чеченцам, ни к ингушам. Они заявляют о себе, как об отдельной этнической группе, со своим историческим прошлым и своим особым путем исторического развития. Это одно из самых воинственных племен вайнахского народа. Занимает промежуточное между ингушами и чеченцами место.
Ахмад Сулейманов: "Топонимия Чечено-Ингушетии". 1978 год.
_______________________________
В сознании большин-
ства вайнахов представители карабулаков и аккинцев, зани-
мающие промежуточное географическое положение между
местными народами, предстают как особые тайпы, которые не
причисляют себя ни к чеченцам, ни к ингушам.
.
Академик Ш.Б.Aхмадов
Чечня и Ингушетия В ХVlll
- начале XIX века. 2002 год.
_____________________________
Дауев С. также относит к "пришлым" всех арштхойцев без разбора, а заодно с ними и аккинцев.
.
С.А.Натаев. К вопросу об этническом аспекте института чеченского тейпа. 2015 год.
_____________________________
У арстхойского народа несколько преданий, связанных с его происхождением.
Одно из древнейших, передающееся из
поколения в поколение, звучит (без лексической обработки) так: «Мы оарстхой и по
томки оарстхой. Наши предки занимали эти
земли еще при иных посланниках-проро- ках, во времена предшественников Мухаммада (с.а.с.) и Исы (с.а.с.). Но было это позже
пророка Мусы (с.а.с.(-Моисея. Д1ай (дэай)
от нас отделились, оставили свои поселения
и ушли в сторону Персии. С того же направления много позже пришли к нам г1ажарой
(гажарой) — наши соплеменники. После
чеченцев и ингушей нам родственны черке
сы — абзе: абзой, жани, шепсаги и другие.
Не чужды по крови и балкхарой, и караши
(карачаевцы), и знать гэабарти (кабардинцев). Наши предки ходили войной в дальние
походы, свергли (низложили) в давнее время Йазида-царя...»
Аслан Эльмурзаев. "Кавказ и его народы: Арстхой". 2012 год.
_______________________________
Курчалой - селение в Шалинском районе на речке Хумг.
Алхазан барз (Алхазан барз) «Апхаза курган». На южной окраине села.
Дашо ага дIадоьллина барз (Дашо ага дадёллина барз) «Золотую колыбель (куда) закопали курган».
Ахмад Сулейманов. Топонимия Чечни. 1997 год. стр 49.
_______________________________
Не лишнее заметить, что карабулаки (арстхойцы), считавшие себя потомками древней чеченской аристократии, всегда держались в стороне от других племен и старались входить в родственные связи только с кабардинцами.
В.А.Потто. Кавказская война. 1887 год.
_______________________________
Л. И. Лавров был первым исследователем, кажется, кто указал на абхазо-абазинское происхождение кабардинской аристократии...
Кабардинский историк В.Н.Сокуров. "Сказание о князьях черкесских" как исторический источник. 2011 год.
_______________________________
XV-XVII вв. – это период позднего этногенеза современных северокавказских наро-
дов: карачаевцев, балкарцев, осетин, ингушей и чеченцев, в основе формирования кото-рых лежит общий пласт автохтонного (нахского) плоскостного и предгорного населения
средневековой Алании, горных нахских (древнеингушских) этнических групп (например,
в Осетии это двалы), иранских и тюркских этнических групп, частью вышедших из алан-
ской среды, частью появившихся в регионе в Золотоордынское время и после карательных
экспедиций Тимура на Северный Кавказ. Все эти три этнических компонента (автохтон-
ный – нахский, иранский и тюркский) в разной степени присутствуют у вышеназванных
народов, близких и безусловно родственных по антропологическому типу и культуре, как
народы, происходящие из одного этнического корня. Четвертый этнический компонент,
активно участвовавший в этногенезе посталанского населения Центрального Кавказа –
это адыгско-абазинский.
.
Н.Д.Кодзоев. История Ингушетии. 2012 год, стр 12, 13.
_______________________________
В абхазско-ингушских параллелях
обнаруживаются общие основы, обозначающие наименования местностей, животных, зерновых культур и т.д.
.
Ф.М.Костоева. Лексические параллели ингушского и ашуйского (абхазский, абазинский, убыхский) языков. 2016 год.
_______________________________
Некогда на земле жили нарт-орштхойцы. Среди них были выделяющиеся герои... Они положили начало всем порядкам среди ингушей и чеченцев, от них производят свою родословную многие фамилии...
Башир Далгат. Первобытная религия чеченцев и ингушей. 1893 год.
_______________________________
Нормально-ли: народ , который в течение многих веков объединял почти все Кавказские народности и сделал колоссальную культурную работу , до сих пор не изучен?!
Абхазский историк (вменяемый) С.М.Ашхацаа. "Пути развития абхазской истории". Официальный доклад , зачитанный на Всесоюзном краеведческом сьезде 12 сентября.1924 год.
______________________________
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 1
.
В.А.Чирикба. Убыхские этюды. 2015.
______________________________