15 лет, как её нет с нами. Вряд ли многие из моих читателей смогут ее хотя бы вспомнить. Но вот я эту чудную женщину никогда не забуду. По доброте душевной, по сердечности и отзывчивости из всех актрис, которых посчастливилось знать, рядом с ней могу поставить разве что лишь Зинаиду Славину. Ну, так той судьба хотя бы известностью компенсировала её сердечную щедрость. А Римма Александровна, прослужив в театре имени К.С.Станиславского 27 лет, сыграв в кино и на телевидении несколько десятков ролей, так и умерла в безвестности.
Мне могут возразить: значит, такая посредственная была актриса, что не сумела оставить по себе сколь-нибудь приметного следа. Не скажите. Как раз в театральном мире Быкова имела очень прочную творческую репутацию мастера, способного справиться с самыми сложными задачами. Служила она в Одесском театре Красной Армии, Русском драматическом театре имени М. Лермонтова (г. Грозный), Сталинградском драматическом театре, в Театра имени Ленинского комсомола (Ленинград). После Театра имени Станиславского до конца жизни работала театре «Сфера».
Была Римма Александровна востребована и советской киноиндустрией. Она создала заметные роли в фильмах "Битва в пути", "Дневной поезд", "Осенняя история". Где-то в середине семидесятых Быкова сыграла главную роль в телевизионном многосерийном фильме "Эти непослушные сыновья". То была одна из первых, если не самая первая, робкая попытка советского телевидения подступиться к «мыльной опере», и я не могу назвать ее совсем уж бездарной, неуклюжей прежде всего из-за работы Риммы Александровны. Человек трепетный, чрезвычайно ответственный, как все мы, тогдашний советский народ, идеологически замордованный, - Быкова изо всех своих сил старалась впрячь в одну повозку "коня и трепетную лань". То есть, она стремилась органически соединить, в своей игре переплавить трескучую, так называемую производственную тематику с нормальными человеческими отношениями в скудном социалистическом быте. Естественно, это у нее не получилось, но искренность, но материнская истовость главной героини мимо затюканного советского зрителя даром не прошли. Быкова получала письма буквально мешками. И на полном серьезе на все отвечала! Бывало, присядет где-нибудь в уголке нашего Дома актёров имени Яблочкиной ещё на улице Горького, и на коленке строчит благодарность очередному восторженному зрителю-воздыхателю.
Говорю ей: не тратьте время попусту. Нынче для нашего человека написать в газету, в театр, в профком, в партком, в министерство или даже в ЦК партии - все равно, что сходить в магазин и постоять в очереди.
- Ну что вы, Мишенька, разве можно так пренебрежительно отзываться о наших зрителях? Их же никто не заставлял мне писать. Значит, это от души идет. И потом, вы забываете, что я зрительским вниманием не избалована.
Вот тут она была трижды права. Готовим её творческий вечер. Смотрю, в плане стоит: "Встреча состоится в гостиной". Спрашиваю актрису: почему большой зал не потребовали? "Да Господь с вами, Мишенька! Мне большой зал в жизни не собрать. Спасибо им и за гостиную!"
Даже разовой популярности, известности, так сказать всеобщего признания на долю Быковой никогда не выпадало. Хотя, повторяю, она одарена была способностью работать по-настоящему артистически и на сцене, и на съемочной площадке.
- Верите нет, но я всегда чувствую связь с теми, кто смотрит мою игру. Без этого ощущения не могу работать. Даже на съемочной площадке я играю не для камеры, а для живых людей. Не будь их, а только этот съемочный аппарат, - откажусь сниматься. До того иной раз почти осязаемо чувствую на себе реакцию зрительного зала, что аж жутковато становится. Ведь я все-таки материалистка.
Это ей только так казалось. На самом деле Быкова была законченной идеалисткой. Кто её знавал, не дадут, как говорится, соврать. Однажды я написал небольшой материал об актрисе в газету Сибирского военного округа, которую возглавлял тогда мой друг Борис Чистов. В конце уже готовой к публикации рукописи стоял традиционный и кондовый вопрос: "Что бы Вы пожелали воинам-сибирякам?". Он уже был как "аминь" в молитве. Все мои герои это знали и относились к вопросу соответственно. Только не Римма Александровна.
- Если не возражаете, Мишенька, я возьму рукопись с собой. Ещё раз внимательно почитаю, а главное проверю свое пожелание по первоисточнику, чтобы не дай Бог, чего-нибудь не наврать.
Через пару дней возвращает мои листки. На последнем каллиграфическим почерком выведено: "Вот говорят, что люди стремятся к счастью. А по-моему, это неверно, к чистоте стремиться надо... Счастье и есть главная награда и довесок к чистоте. А что такое чистота на земле? Это, чтоб не было войны, чтоб маленьких не убивали, и чтобы жить без взаимной обиды, чтоб на ослабевшего не наступил никто - ведь каждый может ослабеть в большой дороге, и чтоб друг всегда за спиной стоял, а не враг».
Вам, охраняющим и защищающим наши жизни - с дружеским актерским приветом шлю эти прекрасные мысли замечательного нашего писателя Леонида Леонова. С уважением Р.Быкова". (До сих пор храню этот листок!).
Если бы Римма Александровна работал только в кино, то её смело можно было бы назвать великой актрисой второго плана. Но она считала себя прежде всего актрисой театральной. И, полагаю, что нисколько на сей счет не ошибалась. Говорю об этом столь убедительно еще и потому, что помимо собственных симпатий к Быковой, у меня есть авторитет в театральном мире достаточно весомый: А.Г.Товстоногов (сын того самого Товстоногова). Во времена, о которых пишу, он был главным режиссером Московского драматического театра имени К.С.Станиславского. Так вот Товстоногов однажды сказал о Быковой: "Не будь этой актрисы в нашем театре, мне пришлось бы искать такую по всей стране".
Римма Александровна являла собой маленькую, невзрачную женщину, с тихим голосом, который всё норовил сверкнуть фальцетом. А на сцене всегда преображалась. Особенно, когда читала стихи. Знала их великое множество, вообще поэзию любила и понимала. Всего Гарсиа Лорку выучила наизусть! Но со сцены, как правило, декламировала Пабло Неруду – так требовало руководство театра. А ему Быкова никогда не возражала. В этой всегдашней послушности, почти покорности, если вдуматься, и была главная трагедия актрисы. Имея огромный творческий потенциал, Быкова так его до конца и не раскрыла, потому что послушно всегда стояла в театральной очереди.
Помню её, никогда не забуду…
Михаил Захарчук.
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев