К тому времени в Большом театре Леонид Собинов уже собирал аншлаги. Директор императорских театров В. Теляковский вспоминал:
Собинов сразу, с первого года своего поступления, благодаря чарующему голосу своему и благородной манере держаться на сцене, при хороших внешних данных, завоевал симпатии публики, которые неизменно росли с каждым появлением его в новой опере.
В том же 1899 году в Большой театр был приглашен Федор Шаляпин. Дуэт двух выдающихся певцов совершенно преобразил театр. Театральные критики с восторгом писали: «Если тенора уже не могут петь, как прежде, после появления Собинова, то басы — после появления Шаляпина».
Два ведущих солиста Большого театра очень подружились и принялись водить администрацию театра за нос. Теляковский в своих «Воспоминаниях» писал:
Если Собинов следил за окладом Шаляпина, то и этот последний, в свою очередь, очень интересовался окладом Собинова, и сколько бы ни прибавлять Собинову, Шаляпин неизменно просил больше. Потерять же того или другого артиста было невозможно. Оставалось изыскивать способы обоих удовлетворять.
Кто придумал эту игру, неизвестно, вероятнее всего, Шаляпин, который не стеснялся выбивать деньги из своих антрепренеров. Собинов в этом отношении был куда более застенчив.
Однако затея привела к тому, что в театральных кругах начали распространяться слухи о том, что два великих певца враждуют. И конечно, нашлись те, кто принялся плести интриги, натравливая их друг на друга. В апреле 1901 года московский журнал «Развлечение» поместил на своих страницах злую карикатуру, на которой Шаляпин был изображен в виде вола, тянущего плуг, а Собинов в виде мухи, сидящей у вола на рогах. Оба певца написали в редакцию возмущенные письма, заверяя всех, что между ними сложились добрые отношения. В действительности так оно и было, хотя, помимо театра, Шаляпин и Собинов встречались нечасто. Уж очень разные это были люди — Шаляпин был громогласным и раскованным, любил шумные застолья, в то время как деликатный и немногословный Собинов избегал больших компаний, предпочитая тишину и сосредоточенность. Кроме того, они не могли часто видеться в связи с тем, что перед Первой мировой войной оба успешно покоряли Европу. Шаляпин писал Собинову из Берлина:
Милый друже Леонид! Получил твое письмо и огорчился, что ты в Милане, а меня там нет. С удовольствием повидался бы с тобой. Очень радуюсь за твою поездку в Мадрид, от души желаю тебе успеха. Будь же здоров и весел, милый Леонид. Жму тебе руку. Твой Федор.
Комментарии 5