Как телевидение стало самой большой любовью Валентины Леонтьевой.
Валентина Леонтьева стала единственной женщиной-диктором центрального телевидения, которая была удостоена звания Народной артистки СССР. Она и была поистине народной — в Советском Союзе тётю Валю знали и любили все от мала до велика, на ее программах выросло не одно поколение советских граждан: «В гостях у сказки», «Спокойной ночи, малыши!», «Будильник», «Умелые руки»...
Валентине Михайловне мешками приходили письма от детей. Адрес был короткий: «Телевизор. Тете Вале». Как ни удивительно, но даже такие конверты, подписанные неровными печатными буквами, всё-таки находили своего адресата. Кстати, ведущая детскую корреспонденцию не выбрасывала и хранила до самой смерти в коробках, периодически рассматривая в сотый раз детские рисунки и перечитывая письма и «тилиграмы». Дети рассказывали ей о своих делах, передавали привет Филе и Хрюше... Валентина Михайловна же феномен своей невероятной популярности у детей объясняла тем, что она и сама почти верила в то, что забавные зверушки Хрюша, Филя, Степашка — живые. Она придумала, что у них есть дни рождения, а иногда куклы заболевали... И тогда тётя Валя их «лечила». Всё это создавало впечатление абсолютно реальной жизни в студии «Спокойной ночи, малыши!» И дети, тонко чувствуя любую фальшь, верили во всё происходящее с тётей Валей и её друзьями. Кстати, на медицинском поприще у Леонтьевой был реальный опыт — во время блокады Ленинграда 18-летняя Валя работала сандружинницей. Но обо всём по порядку.
Алевтина Михайловна Торсонс (именно такое имя носила она при рождении) появилась на свет 1 августа 1923 года в Петрограде. Отец, Михаил Григорьевич, бухгалтер на железной дороге, от которого будущей звезде телеэкрана досталась звучная фамилия, имел шведские корни. Но семья предпочла иностранное происхождение не афишировать, и потому фамилию сменили.
Валентина Михайловна всегда с любовью говорила о родителях: «Папа был старше мамы на 20 лет, я безумно его любила. Помню чудные музыкальные вечера с конкурсами, балами и маскарадами в нашем доме, когда папа играл на скрипке…»
Когда началась блокада Ленинграда, Валентине было 18 лет. Впереди был последний класс школы и мечта о поступлении в Театральный институт. Однако война сильно скорректировала эти планы, к тому же семья Леонтьевых отказалась покинуть город: у старшей сестры Валентины, Людмилы, шел последний месяц беременности – ребенок мог не выдержать изнурительной дороги. Такое решение дорого стоило Леонтьевым.
В самые страшные зимние месяцы блокады, распиливая мебель для растапливания буржуйки, сильно поранился отец Валентины. Его ослабленный голодом организм не смог справиться с инфекцией, и он скоропостижно скончался. Впоследствии Валентина Леонтьева вспоминала, как сбрасывала тело отца в траншею, где закапывали тела не выдержавших блокады ленинградцев.
Спустя два месяца после смерти главы семьи Леонтьевы получили посылку. Там лежали джем, два сухаря, три круглых печенья и половинка головки чеснока. Оказывается, Михаил Леонтьев, чтобы поддержать семью, сдавал кровь. Эти продукты полагались ему за последнюю сдачу.
После смерти отца Валентина с мамой и сестрой были вывезены из блокадного Ленинграда в село Новосёлки в Ульяновской области. Правда, маленький племянник Вали трудную дорогу не пережил. Его даже не разрешили похоронить как следует: убитой горем сестре Валентины пришлось оставить тело ребенка в сугробе.
Уже после окончания войны и последнего класса школы Валя вместе с мамой вернулась в Ленинград. Но так как девушка хотела поступать в институт, было решено перебираться в столицу. Вот как она сама рассказывала об этом: «Мы с мамой переехали в Москву в 1945 году, почти сразу после Победы. Город был — сплошные катакомбы: везде заслоны от танков, разрушенные дома, траншеи, которые рыли пленные немцы. Как-то раз я шла возле такой траншеи. Вдруг буквально из-под земли потянулись грязные худые руки. Немец смотрел на меня умоляющими глазами: «Хлеба, дайте хлеба!» Я взглянула на его руки и обомлела: такие тонкие, длинные, красивые пальцы бывают только у пианистов и скрипачей. Упросила охранника, чтобы он разрешил мне покормить этого немца. Его привели к нам домой, я налила ему супу. Он сначала ел очень медленно, на меня даже глаза не поднимал — боялся...
.Потом немножко осмелел, спросил, где мои родители. Я рассказала, что папа умер в ленинградскую блокаду, и мама осталась с нами одна (нас она спасла, заставляя курить, чтобы меньше хотелось есть). У немца на глазах появились слезы, он не доел обед, встал и ушел. А через два года в нашу дверь позвонили. На пороге стоял тот самый немец. Правда, теперь он был совсем не чумазый и тощий, а умытый, причесанный, одетый в парадный костюм, вполне симпатичный молодой человек. Рядом с ним стояла пожилая женщина. Он улыбнулся мне и сказал: «Я не мог вас забыть, поэтому приехал со своей мамой, чтобы сделать вам предложение». Я ему отказала, потому что выйти замуж за врага не могла. Тогда его мать заплакала и на прощание сказала мне: «Деточка, вы даже сами не представляете, что вы для меня значите. Вы спасли моего сына от голодной смерти. Я буду всю жизнь вас благодарить».
⠀
До того, как попасть на телевидение, Валентине Леонтьевой пришлось поработать медсестрой и актрисой театра. В Москве она сначала поступила в химико-технологический институт, но учеба не задалась, и вскоре девушка ее бросила. Устроилась в поликлинику. Но творческая натура дала о себе знать, и Леонтьева поступила в Щепкинское училище.
А еще стала посещать оперно-драматическую студию при МХАТе. Через несколько лет начинающая актриса своей непосредственностью и душевной открытостью заинтересовала главного режиссера Тамбовского театра, Владимира Галицкого. «Я выпускница школы-студии МХАТ, ученица Василия Топоркова. Окончила в этом году и хочу ехать на периферию», - сказала она режиссёру при встрече. Владимир Александрович предложил начинающей актрисе приехать в Мичуринск, где тогда гастролировал тамбовский театр. И Валентина Леонтьева воспользовалась приглашением режиссера, вошла в труппу тамбовского театра, где и прослужила несколько лет. Кстати, именно тогда Валентина Леонтьева первый раз вышла замуж — за режиссёра Юрия Ришара. Но брак был недолгим. В своей книге Леонтьева писала: «Первый мой муж Юрий Ришар был режиссером радио: прожив с ним четыре года, разошлись...»
Телевидение в жизни Валентины Леонтьевой возникло случайно. На телестудию она попала по объявлению: вернувшись из Тамбова в Москву нужно было как-то зарабатывать. Шел набор дикторов, и она, не вполне понимая, что это, рискнула подать заявку.
На прослушивании Валентину Михайловну попросили прочесть либретто «Лебединого озера». Но она выпалила: «Зачем мне бумажка, я и сама говорить умею!». Она так отчаянно импровизировала и говорила так складно, что строгая комиссия пришла в восторг.
Однако дикторский дебют Валентины Михайловны был не самым удачным - он состоялся на новогодней елке в Центральном доме Советской Армии. Леонтьева тогда с трудом преодолевала скованность в кадре, и о своем первом прямом эфире потом вспоминала с содроганием. В тот день ее, как молодую стажерку вызвали в срочном порядке в студию и поручили прочитать сообщение. Леонтьева рассказывала: «Режиссер торжественно отсчитывал в микрофон: «До передачи осталось три минуты… две минуты», а я умирала от страха. В результате зрители увидели мое перекошенное от волнения лицо. С трудом, заикаясь, я прочитала текст. Потом мне рассказали, что через час позвонил какой-то крупный телевизионный начальник: «Что это было?! - кричал он. - Чтобы эту в эфире я больше не видел!»». И только заступничество диктора Всесоюзного радио Ольги Высоцкой спасло дебютантку.
⠀
Однако приключения молодой телеведущей на этом не закончились. Так, например, во время ведения прямого эфира одного из «Огоньков» каблук одной из туфли Леонтьевой накрепко застрял в полу, поставив ее в сложное положение.
⠀
Задушевная манера ведения передач Валентины Леонтьевой, действительно, не раз вызывала слезы радости, и за это зрители любили Валентину Михайловну больше, чем любого другого диктора или ведущего. Когда однажды Валентина Михайловна ехала в такси на Шаболовку и достала деньги, чтобы расплатиться, водитель, обернувшись, сказал: «Я со своих денег не беру. Когда у меня день рождения – вы моя гостья, когда я болею – вы меня навещаете. Мои дети хотят послушать сказку, и вы опять приходите...» И это было правдой - дети с нетерпением ждали появления на экране тети Вали в передачах «Умелые руки», «Будильник», «Спокойной ночи, малыши!» и особенно - «В гостях у сказки», которые она вела практически половину своей жизни.
Виталий Заикин рассказывал: «У Валентины Михайловны была уникальная память. Она могла не помнить, что делала минуту назад, но если мы ее спрашивали, как звали ту женщину, которая сына долго искала, она тут же, не задумываясь, могла вспомнить даже сложное имя вроде Камшат Кобдозимовна Дудынбаева».
⠀
Создавая сказку на экране, в жизни Валентина Леонтьева была не самым счастливым человеком. «К сожалению, в моей жизни сказки было не так много, — говорила она в интервью. — Такие счастливые мгновения были связаны только с телезрителями. На всем земном шаре, думаю, никому не довелось читать столько добрых слов, сколько я читала в письмах!»
Как вспоминала всенародно любимая ведущая, один мальчик просил ее, «чтобы тётя Валя никогда не уходила в отпуск». И как говорилось в письме, не покидала детей даже на выходные — настолько юное поколение любило Леонтьеву.
Впрочем, именно так — без выходных — она и жила на самом деле. Из-за чего, по признанию Леонтьевой, и разрушились оба её брака — мужья уставали от того, что она всё время пропадает на работе и находили себе более «домовитых» женщин, оставляя Леонтьеву одну. «А как я могла иначе?! — удивлялась она в интервью. — Нас - дикторов - было мало».
Вторым мужем ведущей был дипломат Юрий Виноградов, сотрудник дипломатической миссии СССР в Нью-Йорке. В связи с этим Леонтьевой довелось пожить с мужем в Америке, после чего появилась грязная газетная «утка» о том, что «тетя Валя» — агент ЦРУ.
⠀
По возвращении из Штатов Валентина Михайловна вновь вернулась на любимую работу на телевидение, хотя никакой материальной нужды в этом не было. Как рассказывал ее сын, Дмитрий Виноградов, «папа ел и жил большими столовыми ложками во всех отношениях». Но Леонтьева обожала телевидение. А вот муж ее такой любви принять не смог, и супруги расстались.
⠀
Через два года после рождения сына Леонтьева стала вести программу «Спокойной ночи, малыши!» - тетя Валя каждый день укладывала спать миллионы советских детей в прямом эфире, в то время как ее родной сын Митя проводил время с бабушкой и папой, и очень не любил эту передачу. Из-за своей напряженной работы Валентина Михайловна вообще мало времени проводила с сыном, и лишь изредка сама отводила его в детсад. Однажды, когда она принесла сыну рисунки других детей с программы «В гостях у сказки», и сказала: «Посмотри, Митенька, как красиво рисуют другие детки» - у мальчика случилась настоящая истерика. Он разорвал листы и убежал. «Я из-за работы едва сына не потеряла» - признавалась позже Валентина Михайловна. - Телевидение было для меня домом номер один. Уходила на работу - сын еще спал. Возвращалась - уже спал. Не пеленала, и даже не кормила».
⠀
При всей своей огромной популярности Леонтьева совершенно не считала себя звездой и в интервью признавалась: «Звездной болезнью никогда не болела, мне было неудобно пользоваться какими-то привилегиями. Помню, стою как-то в магазине в очереди за продуктами, а было это в пору тотального дефицита - тогда еще на ладошках номера ставили. Народ меня узнал и стал проталкивать к прилавку. По толпе прокатилось: «Леонтьева, Леонтьева». Выбегает директор магазина и чуть ли не насильно заводит меня на склад. Чего там только не было! Мне наложили две сумки, но взять я их отказалась. Как бы я в глаза голодным людям посмотрела, если бы они увидели, что выхожу с заднего крыльца с двумя авоськами?»
Самый пик популярности Валентины Леонтьевой на телевидении был достигнут на передаче «От всей души». С ней она объездила больше пятидесяти городов, где рассказывала о тяжёлых судьбах и помогала людям, разлучённым когда-то, снова увидеть друг друга. До самого конца Валентина помнила каждого, кого встретила на этой передаче.
⠀
C 1989 года Валентина Леонтьева стала диктором-консультантом телевидения, а также написала книгу «Объяснение в любви». У читателей эта книга пользовалась огромной популярностью, так как миллионам телезрителей было интересно узнать, чем в жизни интересовалась знаменитая тетя Валя.
⠀
В 1990-х наступил сложный период в жизни страны, телевидения и самой Валентины Леонтьевой. Все ее передачи закрылись, а новых предложений не поступало. Она пыталась вернуться, возродить свою передачу «От всей души», но новые реалии телебизнеса оказались для нее чуждыми. Одно время Леонтьева вела программу «Телескоп», но рейтинг был невысоким, и передачу закрыли. Помог коллеге Владимир Познер, который выхлопотал «тете Вале» у генерального директора ОРТ пожизненную зарплату.
⠀
Когда Валентине Михайловне в 2003 году исполнилось 80 лет, она по-прежнему сохраняла оптимизм и бодрость духа. «Я люблю телевидение, - говорила она, - люблю коллег, с которыми прожила бок о бок десятки лет, люблю своих зрителей, которые до сих пор пишут мне письма, и здороваются на улице. Я люблю свою жизнь и совсем не чувствую возраста, хотя некоторые постоянно намекают мне на него. Пишут, что я ничего не вижу, не выхожу из дома, что умирать собираюсь. Это все вранье! Когда мне прислали приглашение на очередную церемонию ТЭФИ, сначала идти не хотела, но, когда прочитала про свою мнимую болезнь, собралась и поехала, чтобы народ увидел: Леонтьева жива и здорова. Вышла из машины и сказала собравшимся зрителям: «Посмотрите, мои дорогие, на меня, пожалуйста, и скажите, похожа я на умирающую?» Все захохотали».
⠀
Но всего через год Валентина Михайловна попала в клинику с переломом шейки бедра и сотрясением мозга. Злые языки говорили, что так своей матери за одинокое детство отомстил собственный сын. Вскоре после травмы Леонтьеву перевезли в деревню Новоселки Ульяновской области. И это тоже насторожило поклонников телезвезды, но лишь спустя много лет Дмитрий Виноградов решил прояснить ситуацию.
«Когда матушка упала и сломала шейку бедра, мы ее устроили в «Кремлевку». Когда она вышла, ей требовался определенный уход. Родственники из Ульяновска предложили, чтобы ее реабилитационный период проходил там. Я посчитал, что лучше ей поехать к родной сестре, чем к какой-то сиделке», — рассказал он.
Дмитрий Виноградов, ставший известным художником, подчеркивал, что всегда любил свою маму и восхищался целеустремленностью и силой ее духа. Он даже назвал сына в ее честь — Валентином. Однако похороны родительницы художник пропустил. «За год, который она провела там, - делился он, - у меня не получилось к ней приехать из-за ряда обстоятельств. Безусловно, я жалею об этом. Пять лет назад поехал туда на один день. Находился около могилки не больше 15 минут. Убогое место, убогий памятник, мама этого не заслуживает»...
⠀
Валентины Леонтьевой не стало в мае 2007 года. В последние годы жизни, пока зрение позволяло, она по-прежнему много читала, а вот телевизор совсем не смотрела. Телевидение, которое она называла самой большой своей любовью, по ее мнению, давно потеряло искренность и доброту. «Телевидение сейчас уже не то, что было раньше, - сокрушалась она. - Тогда в людях было больше искренности, мы любили свою работу. Оттого и передачи получались душевные и добрые. А что сейчас? Бесконечные игры и шоу, в которых царят алчность, безнравственность и жажда наживы».
Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 1