(см. фото 1).
(Напомню, что №36 находится на высотке примерно в 100 м севернее участка ж/д Полоцк-Верхнедвинск и километрах в 2-х западнее Боровухи-1)
В то время я осмелился предположить, что найденная заслонка принадлежала какой либо бронетехнике, либо была самопальной заслонкой для амбразуры бронеколпака ДОТа №36. Правда, очень смущало, что она из котельного железа и уж точно БРОНЕзаслонкой ее не назовешь.
Тем не менее в бытность создания экспозиции по Полоцкому УРу вместе с Поляковым С.И., я подарил эту заслонку в Полоцкому музей ВОВ в экспозицию и подписал, что это "бронезаслонка от артиллерийского наблюдательного пункта (ДОТа №36)".
Спустя лет 10, будучи в г. Осиповичи, я увидел такую же заслонку как найденная мной у ДОТа№36 на паровозе, стоящем на постаменте.
Возник вопрос: каким образом крышка от паровоза попала на гору к ДОТу (АНП) №36, а это около 100-200 метров по прямой.
На этот вопрос помогли ответить воспоминания партизан. По памяти то ли у Тябута, то ли у Лобанка попалась мне запись, что у изгиба железной дороги западнее Боровухи-1 наши партизаны году в 1942-ом взорвали немецкий эшелон. Вагоны завалились в расположенное рядом болотце между железной и шоссейной дорогами.
Там даже приводятся данные кто именно подорвал эшелон (как нибудь отыщу эту книгу и выложу данные).
На местности в районе описанного выше ДОТа (АНП) №36 под полотном железной дороги на месте 2-ого пути нахожу разрушенный дренажный тонель. Помним, что до войны здесь было 2 линии железной дороги, а после войны восстановили только одну.
В болотце недалеко от тонеля я обнаружил кусок рваной рельсы (с клеймом 1939 года), который после войны использовали в качестве опоры для деревянного столба телеграфной линии, он там и по ныне торчит. Причем видно что рельса не отрезана, а именно деформирована взрывом. Все подтверждает, что эшелон наши партизаны завалили именно здесь.
В середине 2000-х годов так получилось, что я для своего маленького сына покупал молоко у старушки из д. Глинище Плаксы Екатерины.
Она была во время войны партизанкой и много интересного рассказывала мне о военных временах, видя мой интерес к этой теме.
Помимо прочего она упоминала, что "наши партизаны взорвали немецкий эшелон у изгиба железной дороги (я уточнял - за первым светофором) и немецкие танки там валялись перевернутые до 60-х годов ХХ века."
В то время я конечно, так же как и Плакса Екатерина сопоставил два факта: 1. наши взорвали немецкий эшелон и 2. В том же месте до 60-х годов валялись перевернутые немецкие танки.
Априори предполагалось, что танки были с эшелона и у местной жительнице, которая сама не видела событие и у меня не возникло никаких сомнений.
Первые сомнения у меня возникли в уже более зрелом (с точки зрения начитанности) возрасте. Смущала не стыковка: Слетевшие с платформ танки не являлись безвозвратными потерями, немцы их могли легко вытянуть на дорогу и поставить на ход, там более, что взорван эшелон задолго до "паническо-бегственных" настроений у немцев лета 1944 года.
Точку в этом "историческом детективе" поставили наши современные исследования.
Из воспоминаний ветеранов еще ранее было известно о сильных боях под Боровухой-1 летом 1941 года. Из архивных документов РККА, которые стали появляться в сети в свободном доступе последние несколько лет, стало ясно, что под Боровухой-1 в июле 1941 года наши ДОТы при поддержке 494-го полка и артиллерии 390-го и 56-го арт.полков сражались с танковой дивизией немцев, наступавшей при поддержке пехотных частей, о чем я писал не раз ранее.
В марте этого года в ЖЖ автор статьи "Pz.IV 19.PD и Полоцкий УР" под ником polarfuchs_1 попробовал сопоставить фото подбитых и перевернутых танков с отчетами 19-ой немецкой танковой дивизии за 8-ое июля 1941 года.
Потери только в танках в ходе этого боя немцы понесли: 2-а Pz IV и 9-ть Pz38(t).
Статья заинтересовала не только меня, но и нашего коллегу-исследователя Андрея Шкляра (он в общем то ссылкой на эту статью и поделился со мной).
Позже Андрей, как всегда, подробнейшим образом исследовал этот вопрос, перевел Отчеты 19-ой танковой дивизии на очень высоком профессиональном уровне и мы теперь знаем как происходил бой практически по часам.
Подробнее я напишу обязательно о работе Андрея Шкляра, но сейчас все же остановлюсь на эпизоде описывающем начало атаки немцев на наш батальонный район обороны "А" под Боровухой:
"...Едва выдвинувшийся передовой дозор попал под сильный огонь из 2-х 7,5 см и одного противотанкового орудий, находившихся на не выявленной ранее позиции, что автоматически вынудило подразделение вести атаку в направлении предполагаемой огневой точки. В результате боя удалось обезвредить одно ПТО и два 7,5 см орудия, находившихся в открытой огневой позиции.
Один танк Pz 4 наехал на мину, взорвался и сгорел.
Головная машина получила прямое попадание артиллерийского снаряда, а попытавшийся рассредоточиться слева от шоссе дозор попал на мины. Три танка остались неподвижными...
Тем временем, силами выдвинутой вперед саперной роты были выявлены обширные минные поля по обеим сторонам шоссе, за ними – противотанковые рвы, а далее пулеметные и ПТО бункеры с тщательно оборудованным предпольем..."
Хочу остановиться именно на проблеме возможно более точного определения места, где именно разгорелся этот первый бой.
В этом нам поможет уже известная нам карта из отчета 206-ой пехотной дивизии немцев, которая сменила позже под Боровухой потерпевшую неудачу в штурме наших ДОТов 19-ую танковую дивизию Вермахта.
Нет комментариев