Кстати, а откуда бралась соль в Полоцке лет 500 назад?
Привозили ее морем из Бискайского залива кораблями, затем по Западной Двине... Свидетелем того по сей день является корабль на гербе Полоцка, бывший в свое время солевозом:
***
Мы знаем, что с XII по XVII века в северо-западной Европе существовал могущественный политический и экономический союз торговых городов, так называемый Ганзейский союз, который контролировал всю торговлю на Балтике в то время.
К началу XV века Ганза объединяла около 160 городов. Полоцк непосредственно не входил в этот союз, но активно торговал с ним через Ригу. То есть для Полоцка торговля с Ганзой через Ригу была наиважнейшей основной статьей дохода.
Торговля Полоцка с Ригой в то время осуществлялась разумеется посредством важного водного пути по Западной Двине.
Купцы специализировавшиеся на торговле с Полоцком (как полоцкие так и иностранные) в то время, вероятно, так же как и в Новгороде, делились на "летних" и "зимних". То есть одни приплывали по весне и возвращались осенью (эти ввозили тяжелый груз по высокой воде паводка и возвращались с легким грузом и с деньгами назад), другие приезжали осенью и отплывали с половодьем по весне (эти приплывали с легким грузом, например с тканями и деньгами и вывозили тяжелый груз по высокой воде весной).
В XIX веке - начале ХХ века по Двине существовало судоходство для кораблей с осадкой до одного метра.
В начале ХХ века часть традиционных методов торговли с Ригой продолжала существовать. Так Дейнис пишет, что полоцкие купцы до Революции строили зимой баржи из дерева, грузили их товаром, по весне спускали их по Двине по высокой воде в Ригу, где товар продавали, а баржи разбирали и продавали на дрова. Сами же они с деньгами возвращались в Полоцк...
500 лет назад река была более полноводной, но из-за трудности преодоления порогов, не думаю, что было оправдано в те времена использовать для торговли с Полоцком большие корабли. Вполне было достаточно использовать здесь небольшие одномачтовые плоскодонные суда.
Таким образом, на первоначальном гербе Полоцка 1498 года изображен не обычный корабль, один из многих приходивших в Полоцк, а какой-то суперсовременный на то время, поразивший современников своими размерами.
***
Обратимся к авторитетнейшему историку кораблестроения А.Б. Снисаренко.
Он пишет, что весной 1462 года по пути из Ла-Рошеля в Данциг в сильнейший шторм попал крупный соляной транспорт "Петер фон Россель". Лишившийся грот-мачты (ее поразила молния) и получив ряд серьезных повреждений корабль едва не скрылся в волнах Балтики. Кое-как "Петер фон Россель" доплыл до Данцига, где стал на ремонт, обошедшийся владельцу столь дорого, что он не смог его завершить. Корабль долго стоял в Данциге, пока за долги не перешел в залог его жителям. До 1470 года с кораблем не знали что делать, пока не было принято решение приспособить его для сторожевой службы против пиратов, и для каперства по совместительству.
В 1471 году жители Данцига перестроили корабль "Петер фон Рассель" перешедший им за долги в огромный хулк.
(ныне Данциг называется Гданьск. Расположен в 650 км к западу от Полоцка на берегу Балтики. В то время Полоцк и Гданьск были в составе держав объединенных династической унией, то есть, типа входили в почти одну державу с одним правителем)
Корабль был переименован в "Петер фон Данциг" и превращен в каперское судно призванное защищать интересы торговли городов Ганзейского союза от конкурентов и от пиратов. Этот Хулк с новой обшивкой был вооружен 17-ю пушками и 15-ю тяжелыми арбалетами...
В общем, "Петер фон Данциг" был чудом своего времени, настоящей плавучей крепостью (длина 42 м, ширина 12, высота главной мачты 32 м, высота борта до верхней палубы 9 метров, водоизмещение 1800 тонн, грузоподъемность 800 тонн). Его превосходил размерами в то время только корабль английского короля Генриха V, построенный в Байоне.
Ганза не имела своего специального военного флота, ее корабли были вооружены и сами защищали себя в случае нападения или из них собирали флотилии для решения определенных военных задач.
Таким образом, "Петер фон Данциг" стал пожалуй первым специализированным военным кораблем Ганзейского союза.
В 1472 году "Петер фон Данциг" принял под свое командование Пауль Бенеке (в Германии его считают немцем, в Польше – поляком, жил в Данциге, ныне Гданьск в Польше), который прославился с ним в ходе каперских войн с Англией и Францией, защищая интересы Ганзейского союза. Пожалуй хулк "Петер фон Данциг" был самым знаменитым кораблем того времени.
Таким образом, нет ничего удивительного, что потерявшим независимость полочанам за столетие до получения Магдебургского права в 1498 году вместе с этим самым правом даровали герб с изображением самого знаменитого корабля в Европе, и в Польше в частности, хулка "Петер фон Данциг", тем более, что надо было подобрать трехмачтовик, чтобы добиться схожести с "колюмнами" (у которых "ноги растут" из рюриковичского трезубца Изяслава) на древних печатях...
P.S. Трехмачтовые корабли тогда только появились в морях омывавших Европу, и "Петер фон Данциг" был одним из первых из них.
https://vk.com/id788455761?w=wall788455761_53%2Fall
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев