Заснежило отменно сегодня к утру. Лыжная прогулка в такой день сулит удовольствие и хорошее настроение.
Знаю, новополочане многие годы выходят на лыжные прогулки в сказочный по красоте лесной массив к западу от конечной остановки трамвая за хлебозаводом. Лесные тропы ведут здесь к горе Маяк с замечательными спусками. Однако ныне мало кто обращает внимание на то, что в ее склонах и в окрестностях есть много углублений в земле, похожих землянки и блиндажи, боев же здесь в годы войны не было. Откуда они?
Это партизанский лагерь.
Давно там не был, со студенчества. Наверное ныне, с учетом того что сейчас патриотическая работа с молодежью на высоте, на ее месте давно сделаны бутафорские землянки "партизанского лагеря", приходят туда посидеть у костра школьники и их педагоги рассказывают о подвиге их предков в той войне, благо в двух шагах от города... А может и нет, давно там не был...
В годы оккупации здесь располагалась партизанская база группы Жарова, которая осенью 1942 года объединилась с еще несколькими группами в отряд "СМЕРТЬ ФАШИЗМУ".
Вот как Дмитрий Тябут в книге "Сквозь огонь. Записки комбрига" пишет о первом знакомстве с "новополоцкими" партизанами Жарова:
"С небольшой группой я направляюсь в наш «треугольник».
Если из Ветрино провести две прямые линии на Дисну и Полоцк, они обе выйдут на берег Западной Двины. С одной стороны — железная дорога, с другой — река, с третьей — государственная граница тридцать девятого года. Этот своеобразный «треугольник» — северная часть Ветринского района.
На востоке его, ближе к Полоцку, расположен громадный лесной массив. Леса есть и в центральной части, и в западной, но небольшие. В целом же этот район можно назвать лесным, но леса неровны, холмисты. А дороги хорошие. Широкие ленты гравиек ведут на Дубровки, Островщину, Банонь, Полоцк
.
Сейчас почти все эти дороги выведены из строя и находятся под контролем народных мстителей; в «треугольнике» действует несколько мелких партизанских групп. Из донесения инструктора подпольного райкома партии Петровского, недавно возвратившегося оттуда, я знаю фамилии руководителей только нескольких групп. Наиболее крупная и боеспособная — группа Жарова. О нем Петровский передал подробные сведения.
Жаров — это кличка сержанта Петра Николаевича Киселева. Он пришел сюда из Минской области с маленькой группой в несколько человек. Теперь группа выросла, ведет активные боевые действия...
...Лагерь группы Жарова расположен в лесу западнее Полоцка. На небольшом лесном холме хорошо замаскированы землянки, вокруг них чисто прибрано, чувствуется военный порядок. Это мне нравится. Нравится и командир группы Петр Николаевич Киселев — энергичный, подтянутый. А глаза смотрят холодновато и выжидающе. Так вот он каков, этот «полковник Жаров»! Фашисты за него объявили награду: деньги, корову, 20 гектаров земли. Такие объявления висят в Ветрино, Полоцке.
Группа Киселева живет, как говорится, под самым носом у гитлеровцев.
— Соседи с гитлеровцами,— шутит Киселев.— Правда, они нас в гости не приглашают. Бывает, что сами являются, но не очень охотно.
— Видимо, встречаете неважно.
— Да вроде бы и жаловаться им нечего. Патронов у нас хватает, так что не скупимся...
Киселев начинает рассказывать о вооружении группы. Главным источником вооружения являются ДОТы, расположенные вдоль старой границы, которая здесь недалеко. Гитлеровцы взорвали их. Партизаны извлекают из-под обломков бетона и камня патроны, гранаты. Цинковые ящики, как правило, погнуты, но добрая половина патронов осталась целой. И есть не только патроны.
Достали даже две пушки, правда, без замков. Но бывший слесарь МТС Иван Демьячонок уже сделал приспособления, и пушки действуют.
Даже одна из них поставлена на колеса.
— А как со снарядами? — спрашиваю я. Киселев ждал этого вопроса: видимо, отвечал на него не только мне. Он ведет меня к складу боеприпасов и показывает на штабеля ящиков со снарядами. Запас их к 45-миллиметровой пушке вполне приличный. Можно даже позавидовать.
Показывает Киселев лагерь не без удовольствия, но держится с достоинством. Отдельная, отлично оборудованная землянка отведена под кухню. Есть неприкосновенные склады зерна, хорошо замаскированные. Зерно просушено и хорошо сохраняется. В одной из землянок идут занятия: здесь изучают стрелковое оружие молодые, недавно пришедшие в отряд партизаны..."
__ А ваш лагерь? Он сооружен не наспех, а серьезно, надолго.
— Да. Мы думаем здесь зимовать. Отсюда будут ходить группы на боевые задания по всем направлениям.
— А пушки? Зачем же пушки маленькой группе? Он молчит, думает.
— К вам приходят люди? Как растет отряд?
— Растет. И притом — необычайно быстро,— поспешно отвечает Киселев.— Люди идут. Пришлось строить дополнительные землянки...
...После этого вечера в «треугольнике» не было партизанских групп, а появился отряд "Смерть фашизму".
Позже, если мне не изменяет память летом 1943 года, при образовании Полоцко-Лепельской партизанкой зоны лагерь под будущим Новополоцком был покинут - партизаны ушли за железную дорогу ближе к Ушачам, там легче было держать оборону против гитлеровских карателей...
В свою очередь образование Полоцко-Лепельской партизанкой зоны с центром в Ушачах потребовало кардинального усиления партизан снабжением вооружением, боеприпасами, средствами связи, медикаментами и т.п.
Партизанский штаб в Москве поддерживал регулярную связь с основными районами народного сопротивления. Для этого использовались неутомимые труженики По-2, транспортные самолеты.
Однако снабжение столь крупной партизанской группировки как наша Полоцко-Лепельская в определенный момент времени потребовало резко увеличить количество перебрасываемых по воздуху грузов
Так в дни войны нашлось применение и для столь, казалось бы, мирных машин, как планеры. Их преимущества — бесшумность полета, приспособленность к посадке на самые малые аэродромы — в полной мере использовали наши летчики.
Наиболее распространенными в воздушно-десантных войсках Советской Армии на фронте были планеры Г-11 конструкции В. К. Грибовского и А-7 — О. К. Антонова. Планеры эти строились крупными сериями (до 500 штук) и широко использовались в боевых операциях по снабжению партизан, особенно на Белорусском фронте. Планер Г-11 был предназначен для транспортировки по воздуху отделения бойцов из 11 человек с полным вооружением, при этом один из них был пилотом. Буксировался Г-11 обычно самолетом СБ или ДБ-ЗФ.
"В апреле 1943 года командование военно-десантных войск Советской Армии провело большую планерно-десантную операцию с прифронтовых аэродромов», — вспоминает об использовании планеров в боевых операциях один из руководителей партизанского движения в Белоруссии, В.К. Лобанок, в своей книге «В боях за Родину».
Руководили этой операцией инженер-полковник П. В. Цыбин, летчики-испытатели С. Н. Анохин, Г. С. Малиновский, М. Ф. Романов, П. Г. Савцов, В. Н. Чубуков.
В операции участвовала большая группа специально подготовленных пилотов-планеристов для полетов в ночное время. Всего было отбуксировано на партизанские посадочные площадки 138 планеров различных типов, на которых перебросили 215 тонн боевых грузов и 472 человека.
«Для немецкой авиации и наземных частей, — пишет В. К. Лобанок, — эта операция была совершенно неожиданной, и противник не сумел сколько-нибудь эффективно помешать ее проведению. Ни один планер не был уничтожен в воздухе».
Обычно десантные планеры имели одноразовое боевое применение, то есть их сжигал сам экипаж, предварительно сняв навигационное оборудование (вот почему ныне поисковики найдя части такого планера чаще всего не находят более ничего: ни останков, ни обломков амуниции).
На планерах доставлялись грузы в партизанский край с посадкой на такие небольшие по размерам посадочные площадки, что взлет с них буксирного поезда был невозможен и планер приходилось уничтожать.
Однако бывали исключения.
Ранней весной 1943 года в партизанский отряд, которым командовал капитан Н. Ф. Титков, прибыли десантные планеры с боевым грузом. В числе пилотов был С. Н. Анохин, впоследствии Герой Советского Союза. Двум раненым пер тизанам требовалась срочная медицинская помощь, которую на месте оказать было нельзя. Летчик Желютов и планерист Анохин решили вывезти раненых. Они соединили самолет ДБ-ЗФ с планером коротким тросом, и той жо ночью санитарный «аэропоезд» вылетел на Большую землю.
Подобных боевых эпизодов использования десантных планеров на фронтах Великой Отечественной войны было немало.
https://vk.com/id788455761?w=wall788455761_53%2Fall
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 5
1. Кто сказал - целыми? Вы читать посты не пробовали? Я же русским по электронному указал: "Но вот из строя выводили просто и незатейливо, а что - дерево и перкаль".
2. Тут две причины. а) Для снабжения массово применяли всё же в 1944 году. А с 1943-го – начало массового применения. б) Если вы в курсе партизанской войны в Белоруссии в целом, и в Полоцко-Лепельской партизанской зоне в частности, то не можете не знать, что основные активные действия по вытеснении партизан из районов их действий как раз весной 1944 года. И вот как раз при захвате этих районов немцев ждало немало «открытий чудных».
3. Ну, если вы посчитали прокрашенную перкаль тряпочкой(!), то это ваши проблемы. И с фанерками в планерах было так себе. Но гугль в помощь.)
4. Про сжигание, это из той же серии, что и про 100%-еуничтож...ЕщёНе нужно мне ваше уважение. А тема – более чем семейная, у меня с двух сторон предки в партизанах были, отец в партизанском отряде родился. Но по существу, вдруг кому ещё интересно
1. Кто сказал - целыми? Вы читать посты не пробовали? Я же русским по электронному указал: "Но вот из строя выводили просто и незатейливо, а что - дерево и перкаль".
2. Тут две причины. а) Для снабжения массово применяли всё же в 1944 году. А с 1943-го – начало массового применения. б) Если вы в курсе партизанской войны в Белоруссии в целом, и в Полоцко-Лепельской партизанской зоне в частности, то не можете не знать, что основные активные действия по вытеснении партизан из районов их действий как раз весной 1944 года. И вот как раз при захвате этих районов немцев ждало немало «открытий чудных».
3. Ну, если вы посчитали прокрашенную перкаль тряпочкой(!), то это ваши проблемы. И с фанерками в планерах было так себе. Но гугль в помощь.)
4. Про сжигание, это из той же серии, что и про 100%-еуничтожение «Катюш» «чтобы немцы не передрали конструкцию». Неужели летчик расскажет особисту, что его на пинках от планера отогнали, предварительно спички отобрав? Аэродромный особист отнюдь не обеспокоен скрытностью и маскировкой партизанского отряда. Ему, особисту, там не умирать, в случае чего.
Вы уж партизан-то за дураков не держите – что нужно - и уничтожали перерубая топором деревяхи несущей конструкции, что-то в дрова шло, метизы, железяки и аккумуляторы – в дело. А остальное – партизаны насмотрелись, что отдавали складами и эшелонами в 1941-м и прекрасно понимали, что от упорядоченной вязанки дров, в которую превращается планер через месяц-другой нахождения под открытым небом.
Ну а в целом – не интересно – не читайте мои ответы. Поинтересуйтесь проблемой источниковедения.