Решил сделать несколько постов, в которых рассмотреть подробнее критерии из статьи 92 кодекса в контексте, на сколько им соответствуют полоцкие ДОТы.
Один из критериев звучит так: 1.2. «имеют значимость с точки зрения истории,.. техники… и оказали значительное влияние на развитие страны или отдельного ее региона..."
Начнем с истории наших самых первых ДОТов под Полоцком.
Пожалуй, символично, что эти ДОТы были построены рядом с Задвиньем, где еще 1000 лет назад традиционно располагалась княжеская дружина Полоцкого князя...
Речь пойдет о двух ДОТах по проекту военного инженера Белинского (находятся в д. Черноручье и в . Бельчицы в паре км от Полоцка к югу) и двух - по проекту военного инженера Залесского (находятся в д. Экимань и в . Ксты рядом с Полоцком).
ДОТы эти были построены в 1927 году в очень тяжелые для страны времена как с экономической, так и с военно-политической точки зрения. Строились они с целью прикрыть Полоцк с южного направления от польских войск в случае войны.
Стоило ли их строить? Думаю, у полочан, выдержавших в Советско-Польскую войну годовую осаду польских легионеров с ежедневными обстрелами города и издевательствами над мирными жителями на оккупированных врагом землях, такой вопрос не стоял.
Это был вопрос жизни и смерти... Если бы наши предки не предпринимали усилий для повышения обороноспособности страны, то БССР могла бы постигнуть судьба Литовско-Белорусской ССР, уничтоженной поляками летом 1919 года...
В середине февраля 1927 года СНК БССР (исполнительный и распорядительный орган БССР.) отпустил на дорожное строительство в Полоцком районе 104 тыс. рублей с тем, чтобы освободившаяся сумма была использована на «непосредственно оборонительные работы».
Вероятно, проявить эту инициативу, в связи с возросшей опасностью нападения стран Антанты на СССР (о тех временах в сознании большинства из нас остался разве что лозунг "наш ответ Чемберлену"), надоумил Тухачевский, сохранивший старые связи после перевода из Белоруссии в Штаб РККА.
Освободившиеся из кредита дорожного строительства, в связи с отпуском той же суммы из бюджета БССР, средства штаб РККА предложил использовать для постройки железобетонных ДОТов в Полоцком укрепрайоне.
Проще говоря на строительство одних и тех же дорог выделили средства из двух источников, поэтому освободившиеся деньги пустили на строительство ДОТов.
Надо отметить, что строительство ДОТов было в то время новым делом в СССР.
ДОТы под Полоцком были не только боевыми сооружениями, но и в некотором роде экспериментальными. Опыт, полученный при их строительстве использовался для разработки всех последующих проектов ДОТов в СССР, под них разрабатывалось впервые оборудование, средства хим.защиты и т.п.
В общем это были первенцы.
Интересно как относится общество в мире к первым? Первые автомобили с технической точки зрения ныне - это хлам, но их восстанавливают, стараются сохранить. В мире было много космонавтов, но скафандр Юрия Гагарина никому и в голову не придет сдать в утиль и т.д. и т.п. Почему интересно первые для БССР и для всего СССР ДОТы под Полоцком у нас превращены в мусорки, их продолжают разбивать на камень, разеть на металл? Исключение разве что составляет ДОТ Залесского в д. Ксты, где МЧСовцы под влиянием Полякова С.И. в свое время взяли над ДОТом Залесского что -то вроде шефства, расчистили его и не позволяют загаживать...
Тяжело ли было создавать новое нашим военным инженерам? Не трудно создать мегадорогое оборонительное сооружение, когда есть много средств, тяжело создать столь же эффективное как дорогое, но за малые средства...
Но вернемся к выдержкам из документов РГВА, проливающим свет на историю создания этих первых 4-х ДОТов, чтобы понять какое важное значение придавалось возведению эти сооружений во времена, когда наша Республика и ее армия были юными и неокрепшими:
К началу марта 1927 года сотрудники Военно-Строительного управления РККА Белинский и Залесский разработали проекты огневых точек с круговым обстрелом
С 16 по 22 мая 1927 года под Полоцком была проведена рекогносцировка, в ходе которой выбраны места расположения и типы ДОТов... Для разработки проекта прорабы должны были быть командированы в Москву, в Военно-Строительного управление.
В начале июня 1927 года последовал приказ произвести подготовительные работы по постройке первых ДОТов. Работы закончить к 1 июля.
Тем временем РВС СССР дал принципиальное согласие на заблаговременную постройку Полоцкого укрепрайона, на основании чего начальник штаба РККА Тухачевский направил директиву командующему Белорусским Военным округом о начале строительства бетонных ДОТов на Полоцкой предмостной позиции с проведением выбора мест.
Спустя некоторое время работы в Полоцком укрепрайоне инспектировал Цалькович. Он отметил недостатки по дорогам, часть которых для движения автотранспорта не вполне пригодна, задержку постройки складов инженерного имущества в Боровухе (не было каменщиков).
По работам на ДОТах №№ 1, 4, 5 и 6 (такие номера им были присвоены, так как из 6-ти первоначально планируемых возвели лишь 4) Цалькович констатировал, что разработка типового проекта заканчивается. На местах идет съемка. К ДОТам подвозится материал. Бойка камня на щебень не производится за неприбытием камнедробилки и отсутствием камнебойцев;
Тем временем возникли какие-то недоразумения с финансированием. ВСО БВО считало, что Военно-строительное управление не перевело ему всех положенных денег, а Военно-строительное управление доказывало, что перевело. При этом указывалось, что за счет сокращения дорожного строительства 117 тыс. предназначены на ДОТы Полоцкого укрепрайона, на эту же работу 50 тыс. обещал СНК БССР, но позже он в отпуске 50 тыс. отказал.
Отпустило ли в конце-концов правительство БССР деньги на это строительство или нет, из найденных документов пока не вполне ясно. Важно то, что ДОТы начали строить уже благодаря его обещанию.
В июле 1927 года на строительство прибыл Белинский и пробыл в этой командировке 2-3 недели. В командировке он жил в с. Дмитриевское, в доме Ивана Михайловича Афанасьева (где это село пока не нашел, прим В.К., если кто найдет на карте подскажите в комментариях). Белинский, опытнейший военный инженер, который ранее строил форты в Брестской крепости, должен был окончательно определить места строительства ДОТов, обследовать их в геологическом отношении, присматривать за работой и осуществлять руководство проектированием.
Рекогносцировка была проведена Белинским совместно с помощником начальника 1-го отдела штаба Белорусского Военного округа Жуковским. Штаб Округа утвердил результаты рекогносцировки, а 13 августа утвердил и Штаб РККА.
Ход строительства можно проследить по рапортам строителя Полоцкого района (такая должность) Круга в Военно-строительное управление.
В сентябре работы на ДОТах были в следующем состоянии:
- на ОТ №1 шла заготовка материалов (песок просеян на 80%, арматура и балки готовы на 100%, котельное железо на 100%, цемент на 65%, земляные работы на 85%);
- на ОТ №4 – тоже близко, но похуже;
- на ОТ № 5 и 6 – аналогично;
В ходе строительства сооружений постоянно возникали те или иные трудности. Так например задержка заготовки щебня по следующей причине: «на местной бирже (в Полоцке, прим В.К.) отсутствуют камнебойцы, прежние же камнебойцы, ознакомившись на месте с условиями работ, в большинстве случаев оставляли работу самовольно, несмотря на увеличение расценок».
Работников не устраивали условия работы: дороговизна продуктов, значительная твердость камня, ремонт инструмента в городе за 4-5 верст и дорог, сравнительно небольшой объем работ на одном месте – 1,5-2 недели, а артель согласна только на 1-1,5 месяца...
Даже создание копий чертежей в то время могло быть задержано из-за солнца:
Рапорт в ВСУ 30 ноября о высылке чертежей: по Белинскому высланы, по Залесскому нет -- «не представилось возможным, так как из-за недостатка солнечной погоды весьма затруднительно копирование их на свето-копировальной раме».
Во второй половине октября во время бетонирования ДОТа, у Екимани обнаружен плывун, в связи с чем рассматривался вопрос: либо отложить работу до весны, либо строить в тепляке зимой, на что требуются дополнительные средства. Решили продолжать работу...
В конце октября 1927 года состояние работ было следующее:
- ОТ №6 – набита 1-этажная часть до разрезки, устанавливалась опалубка на 2-этажную часть;
- ОТ № 5 – аналогично;
- ОТ №4 – набит фундамент и тюфяк, устанавливалась опалубка стен и перекрытия;
- ОТ №1 (Екимань) – закончена набивка фундамента и тюфяка, заготовлена опалубка стен и перекрытий.
В следующем 1928 году Военно-строительное управление РККА начало подготовку к испытаниям вооружения и оборудования огневых точек под Полоцком.
В эти испытания, кроме самого Военно-строительное управление РККА, были так или иначе вовлечены Штаб РККА, ГУРККА, Белорусский и Ленинградский округа, Артиллерийское и Военно-химическое управления.
Обратите внимание на каком высоком уровне военного руководства СССР отслеживались испытания ДОТов под Полоцком!
Например, командующий войсками Ленинградского Военного округа приказал командировать на испытания в Белорусский Военный округ начальника 1-го отделения штаба ЛВО Рубинова и помощника начальника 24 УНР Яковук.
Испытать планировалось как собственно вооружение ДОТов, так и противохимическую защиту и общее удобство действий гарнизона.
Испытание предполагалось провести на 2-этажном ДОТе типа Белинского у Бельчицы, как наиболее замаскированном в силу расположения в лесу и на 1-этажном ДОТе у деревни Ксты.
Фактически же испытания точек были проведены только 11 июля 1927 года...
ИТОГИ:
Опыт реализации в Полоцком укрепленном районе предложений Белинского и Залесского позволил оценить их пользу не умозрительно, в ходе журнальных дискуссий и служебных совещаний, а практически.
Этот опыт поставил крест на концепции «крепость-лес» Белинского. Эскизный же проект Залесского и разработанный на его основе строителем Полоцкого района П.А. Кругом и слушателем Военно-технической академии Токаревым рабочий проект послужили фундаментом дальнейшего развития советских долговременных огневых точек.
Такое же фундаментальное значение имели и разработка, изготовление и эксплуатация пулеметных станков, заслонок и другого оборудования для огневых точек под Полоцком.
Кроме того, линия укреплений, построенная в 1927 - 1928 годах впоследствии выполнила и возложенные на нее прямые задачи. В начальный период обороны Полоцка летом 1941 года она прикрывала места сосредоточения 174 дивизии, выдвигавшейся в Полоцкий укрепрайон для его обороны, а затем в ходе обороны – подвижные и артиллерийские резервы Полоцкого боевого участка.
Основную свою роль эти сооружения сыграли на завершающем этапе обороны Полоцка летом 1941 года, когда от командующего 22-й армией поступил приказ войскам, обороняющим Полоцкий укрепленный район, об отступлении в направлении на г. Невель.
Огневые точки сдерживали немецкие пехотные подразделения, позволив войскам полоцкого боевого участка, оборонявшим южный сектор полоцкого укрепленного района, беспрепятственно переправиться на правый берег Западной Двины и осуществить отрыв от противника.
В ходе этих боев огневая точка в районе Бельчиц подвергалась штурму.
После занятия Полоцка немецкими войсками гарнизоны огневых точек продолжали борьбу, не позволяя противнику в полной мере использовать коммуникации для снабжения своих войск. Когда же стало понятно, что линия фронта ушла на восток, гарнизоны ДОТов ночью беспрепятственно покинули сооружения (по рассказам местных стариков) двинувшись на соединение со своими частями.
Есть еще один немаловажный фактор, который следует учитывать при оценке значения этих ДОТов в обороне летом 1941 года. ДОТы Белинского были довольно массивными сооружениями и замаскировать их было проблематично. По этой причине гитлеровские шпионы и разведчики выявили их месторасположение под Полоцком, тут же доложив своему командованию, мол, ДОТы от Ветрино и от Боровухи тянутся до самого Полоцка. Убежденность командования дивизий Вермахта под Полоцком в столь высокой глубине обороны ДОТов Полоцкого укрепрайона разумеется повлияла на их решимость идти на штурм, а это в свою очередь позволило нашим войскам осуществить отход с минимальными, на сколько это было возможно, потерями. Таким образом эти ДОТы сберегли не одну сотню жизней наших бойцов и командиров летом 1941 года.
В 1942 году после изучения ДОТов немецкими военными инженерами, из-за усилившегося партизанского движения и для исключения возможности повторного использования ДОТов, случае прорыва фронта Красной Армией немецкие саперы произвели подрыв всех четырех сооружений...
Нет комментариев