❤ СТРАНИЦЫ ИСТОРИИ 🕊 🌿 В 1710 году в день рождения Петра I и в день памяти прп. Исаакия Далматского освящён первый Исаакиевский собор. Как писал первый историк Петербурга А.И. Богданов, «при Адмиралтействе был большой чертежный анбар, в котором рисовали чертежи для корабельного строения... но когда вместо оного построен иной чертежный анбар, тогда Его Величество повелел в оном в 1710 году построить в нем церковь во имя преподобного Исаакия, в память дня рождения своего». Здание было деревянным, одноэтажным, простой формы. На крыше располагались колокольня со шпилем и маленький купол с крестом над алтарём. Именно в этой небольшой церкви, предтече современного Исаакиевского собора, Пётр I венчался с Екатериной Алексеевной 19 февраля (1 марта) 1712 года. Вторая Исаакиевская церковь, в камне, была заложена в 1717 году, так как первая к тому времени уже обветшала. Современное здание собора является четвёртым петербургским храмом в честь Исаакия Далматского.
    0 комментариев
    5 классов
    Исаакиевский собор – неотъемлемая часть архитектурного облика Санкт-Петербурга. Наряду с Медным всадником, Петропавловской крепостью и шпилем Адмиралтейства он является одним из символов города на Неве. ...И майской ночью в белом дыме, И в завываньи зимних пург Ты всех прекрасней, несравнимый Блистательный Санкт-Петербург! 30 мая (11 июня) 1858 года, в день памяти преподобного Исаакия Далматского, в присутствии императора Александра II и членов императорской фамилии состоялась торжественная церемония освящения нового Исаакиевского собора ------------- Исаакиевский собор — крупнейший на сегодняшний день православный храм Санкт-Петербурга и одно из высочайших купольных сооружений в мире. Его история началась в 1710 г., когда была построена деревянная церковь в честь Исаакия Далматского — византийского святого, на день памяти которого приходится день рождения Петра Великого. В ней в 1712 г. Петр обвенчался с Екатериной Алексеевной, своей второй супругой. Позже деревянную церковь заменили каменной. Третий храм был возведен во второй половине 18 в., однако сразу по окончании работ его объявили не соответствующим парадной застройке центра города. Император Александр I объявил конкурс на лучший проект по его перестройке. IСреди его участников были лучшие зодчие своего времени — Андриан Захаров, Андрей Воронихин, Василий Стасов, Джакомо Кваренги, Чарльз Камерон. Однако ни один из их проектов не удовлетворил императора. В 1816 году по совету главы Комитета по делам строений и гидравлических работ Августина Бетанкура работу над собором поручили молодому архитектору Огюсту Монферрану. Решение это было удивительным: большого опыта в строительстве у Монферрана не было — он зарекомендовал себя не постройками, а рисунками. Неопытность архитектора сыграла свою роль. В 1819 году началось возведение собора по проекту Монферрана, однако всего через год его проект основательно раскритиковал член Комитета по делам строений и гидравлических работ Антон Модюи. Тот считал, что при планировании фундаментов и пилонов (опорных столбов) Монферран допустил грубейшие ошибки. Связано это было с тем, что архитектор хотел максимально использовать те фрагменты, что остались от собора Ринальди. Хотя первое время Монферран всеми силами отбивался от критики Модюи, позже он все же согласился с критикой — и строительство приостановили. В 1825 год Монферран спроектировал новое грандиозное здание в стиле классицизм. Строительство шло крайне медленно: только на создание фундамента ушло 5 лет. Для основы пришлось вырыть глубокие траншеи, куда вбили просмоленные сваи — более 12 тысяч штук. После этого все траншеи соединили между собой и залили водой. С наступлением холодов вода замерзла, и сваи спилили под уровень льда. Еще два года ушло на установку колонн четырех крытых галерей — портиков, гранитные монолиты для которых поставляли из выборгских каменоломен. Следующие шесть лет возводились стены и подкупольные столбы, еще четыре года — своды, купол и колокольни. Главный купол был выполнен не из камня, как это делалось традиционно, а из металла, что значительно облегчило его вес. При проектировании этой конструкции Монферран ориентировался на купол лондонского собора Святого Павла В итоге, сооружение собора длилось 40 лет и сменилось 3 императора Однако результат превзошел все ожидания. Монументальность собора подчеркнута его квадратным построением. При строительстве было использовано 43 породы минералов. Цоколь облицован гранитом, а стены — серыми мраморными блоками толщиной около 40-50 см. С четырех сторон Исаакиевский собор обрамляют могучие восьмиколонные портики, украшенные статуями и барельефами. Над громадой собора высится грандиозных размеров золоченый купол на барабане, окруженном гранитными колоннами. Сам купол сделан из металла, а на его позолоту ушло около 100 кг червонного золота. Исаакиевский собор иногда называют музеем цветного камня. Внутренние стены облицованы белым мрамором с отделочным панно из зеленого и желтого мрамора, яшмы и порфира. Главный купол изнутри расписывал Карл Брюллов, также над внутренним убранство храма работали Василий Шебуев, Федора Бруни, Иван Витали и многие другие известные художники и скульпторы. Иконостас собора выстроили в виде триумфальной арки и украсили монолитными малахитовыми колоннами. Иконы, выполненные в технике мозаики, были созданы по живописным оригиналам Тимофея Неффа. Мозаикой декорировали не только иконостас, но и значительную часть стен храма. В окне главного алтаря находился витраж с изображением «Воскресения Христа», выполненный Генрихом Марией фон Хессом. Высота собора 101,5 м, в храме могут одновременно находиться 12 000 человек. Однако сам архитектор Монферран считал, что собор рассчитан на 7000 человек, учитывая пышные юбки дам, каждой из которых нужно не менее 1 кв. м. пространства. Освящение собора прошло как государственный праздник: на нем присутствовал Александр II, а длилось мероприятие около семи часов. Вокруг собора располагались зрительские места, билеты на которые стоили немалых денег: от 25 до 100 рублей. Предприимчивые горожане даже сдавали квартиры с видом на Исаакиевский собор, откуда можно было наблюдать за церемонией. Несмотря на то что желающих посетить мероприятие было немало, многие из них не оценили Исаакиевский собор, и первое время из-за своих пропорций храм носил прозвище «Чернильница». В день освящения вокруг собора, 30 мая (11 июня) 1858 года, были выстроены войска в полной парадной форме. Церемония освящения собора началась в 9 часов утра и завершилась около 4 часов пополудни. Поговаривали, что такое длительное строительство собора было вызвано отнюдь не сложностью работ, а тем, что ясновидец предсказал Монферрану смерть сразу после завершения храма. И действительно, архитектор умер через месяц после освящения Исаакия. Завещание зодчего — похоронить его в храме — так и не выполнили. Гроб с телом архитектора обнесли вокруг храма, а потом передали вдове, которая увезла останки мужа в Париж. После смерти Монферрана прохожие якобы видели его призрак, бродивший по ступенькам собора, — входить в храм он не решался. Согласно еще одной легенде, дом Романовых должен был пасть после снятия строительных лесов, которые окружали собор еще долгое время после освящения. Совпадение или нет, но окончательно леса сняли в 1916 году В первые годы советской власти храм оставался действующим, однако государство его не финансировало, а все церковные ценности изъяло. В 1931 году в здании музея был открыт антирелигиозный музей. Одним из ключевых экспонатов стал подвешенный к куполу собора 90-метровый маятник Фуко, который доказывал факт вращения Земли вокруг своей оси. Во время Великой Отечественной войныв подвалах Исаакия находился склад, где хранились музейные ценности, которые не успели эвакуировать. Так как купол собора немецкие летчики использовали в качестве ориентира, напрямую в собор они не стреляли — и хранилище осталось невредимым. Однако собор все же пострадал в годы войны: взрывавшиеся рядом с храмом осколки повредили колонны, а холода (в годы блокады Исаакий не отапливался) — настенные росписи. ---------------------
    0 комментариев
    17 классов
    ✨ День рождения музея Сегодня нашему музею – 106 лет. 9 июня 1918 года первые экскурсанты прошли по залам Екатерининского дворца. Спустя две недели, 23 июня, – по залам Александровского. Художественно-историческая комиссия начала работу по созданию экспозиций в царскосельских дворцах в апреле 1917-го. Комиссией руководил историк и художник Георгий Лукомский, её представители описали все предметы – получилась 21 книга общим объёмом около 5 тысяч страниц. Большой Царскосельский (Екатерининский) дворец в конце XIX и начале XX века использовался, в основном, для торжественных случаев. Лучшие образцы мебели и убранства украшали парадные залы, однако не всегда соответствовали интерьерам. В то же время «родные», но требующие обновления предметы были убраны в подсобные помещения и павильоны. В конце 1917 года Народный комиссариат просвещения создал Коллегию по делам музеев и охране памятников искусства и старины. Несмотря на тяжёлые условия Гражданской войны и хозяйственную разруху, были выделены средства на проведение ремонтно-реставрационных работ в царскосельских дворцах. В результате парадные залы предстали «в полном блеске и красоте». Известный историк искусства, художник Александр Бенуа писал: «Все мы были свидетелями того изумительного явления, что наиболее критические моменты русской революции прошли почти без ущерба для исторических и художественных памятников… Мы снова могли посетить Царское, Павловск, Гатчину, Ораниенбаум и Петергоф и любоваться всеми их красотами как ни в чём не бывало, сознавая, что лучшие и интереснейшие стороны исчезнувшего остались запечатленными и для нас, и для будущих поколений».
    0 комментариев
    23 класса
    ИМЕНА НА КАРТЕ ПЕТЕРБУРГА --------------------------------- Оставя беспокойство в граде И всё, смущает что умы, В простой приятельской прохладе Свое проводим время мы. Невинны красоты природы По холмам, рощам, островам, Кустарники, луга и воды — Приятная забава нам. Мы положили меж друзьями Законы равенства хранить;... Г.Державин ИВАН ПЕРФИЛЬЕВИЧ ЕЛАГИН ( 1725 - 1794 ) — русский государственный деятель, историк, поэт, член Российской академии , директор придворного театра и, ещё , известный деятель русского масонства Иван Перфильевич родился в 1725 году , в год смерти Петра Великого, в старинной дворянской семье, имевшей немецкие корни. Рано потеряв отца Перфилия Ивановича Елагина , на 13-м году был определен в Шляхетный корпус, откуда в 1743 году был выпущен прапорщиком в Невский полк. Затем он служил в Лейб-компанском корпусе, посвящая досуг изучению языков и литературы. И к этому времени относятся и его стихотворные опыты, весьма скабрезного характера, ходившие по рукам в многочисленных списках. 7 Марта 1751 г. Елагин был пожалован в адъютанты к графу А. Г. Разумов­скому и произведен в премьер-майоры, а въ1757 г. в полковники В 1758 арестован по делу о государственной измене и сослан в Казань. В 1762 возвращен из ссылки и его карьера пошла в рост. И вот он уже статс-секретарь императрицыЕкатерины II , действительный статский советник, член Дворцовой канцелярии , а позже и обер-гофмейстер и директор "придворной музыки". Деятельность Елагина на этом поприще оставила значительные следы в истории Русского театра. Надо сказать, что при Елагине было основано (по плану В. И. Бибикова) театральное училище, учрежден в Петербурге публичный российский театр, были введены командировки русских актеров за границу для сценического усовершенствования и для приглашения актеров-иностранцев Иван Перфильевич был дружен с А.П. Сумароковым и покровительствовал русским драматургам, в частности Фонвизину и Лукину, служивших у него секретарями. Беспокойства и постоянные неприятности по упра­влению театрами и в особенности разнузданной театральной "командой" не раз побуждали Елагина просить "об увольнении", тем более, что он нес одновременно и другие обязанности. Кавалер орденов Белого Орла (1765) и св. Александра Невского (1773). Отношение с императрицей было весьма домашнее . она ценила его ум , энергию и знания и обращалась к нему не иначе как "Перфилич" К сожалению , его увлечения масонством, вредило его карьере и очень раздражало Императрицу Екатерину II. Елагин писал: «Сие рассуждение завело меня в новое о масонстве размышление. Стал я думать, нет ли в нем чего-нибудь в им, яко знающим, притягательного, а мне, яко невежде, сокровенного?» Иван Перфильевич стал искать людей, «состарившихся в масонстве», и, продолжает он: «Господь по великой милости Своей послал мне наставников». С начала 1770-х стоял во главе объединенных и реорганизованных им русских масонских лож: "Девять муз", "Высокий Капитул" Закончив свою карьеру в должности обер-гофмейстера , Елагин с 1788 года отошел от Двора, и среди его занятий осталась только литература и устройство своей усадьбы на на острове в Петербурге , ныне Елагином В своих литературных трудах Елагин использовал работы В.Н Татищева, М.В. Ломоносова, Г.Ф. Миллера, Ф.А. Эмина. Он много интересовался «обычаями» славян, пользовался былинами как историческим источником. В 1789 начал работу над «Опытом повествования о России». и с помощью графа А.И. Мусина-Пушкина собрал коллекцию рукописей и копий с документов. Современники отмечали вместе с образованностью и хлебосольством Елагина его высокомерие, чванство и корыстолюбие И в 1789 он был даже забаллотирован на выборах в предводители петербургского дворянства. "Вам счастья своего недолго будет ждать, Коль станете во всем вы знатным угождать: Известны вам самим больших господ законы, Что жалуют они нижайшие поклоны... - писал Д.И. Фонвизин Теперь Иван Елагин сосредоточил свою энергию на резвлечениях и устройстве усадьбы. Бурно проведя молодость , он хорошо знал, каковы бывают развлечения «неприличные». Когда Иван Перфильевич купил остров Медвежий на самой окраине столицы, он давно простился с грехами молодости, остепенился, выражаться привык стилем возвышенным и витиеватым. Елагин захотел превратить Медвежий остров из медвежьего угла в русский Версаль. Но если Версаль предназначен был только для знати, Елагин остров должен был стать первым в России общедоступным парком. Масонская идея равенства вдохновляла Елагина на такое непонятное для окружающих предприятие. Для осуществления своей затеи Иван Перфильевич не жалел ни сил ни средств. Он завез на остров благородные деревья – дубы, липы, клены, искоренил чахлую болотную растительность, установил карусели и качели, построил беседки, выкопал пруды и устроил хитроумную дренажную систему. Он запретил употреблять в парке горячительные напитки, а для людей простого сословия бесплатно разливал квас и сбитень. Рассказывают, что как-то раз, гуляя по своему парку, Иван Перфильевич обратил внимание, что простонародные девушки любят кататься на качелях, но стесняются, «…ибо боятся попасть в конфузное положение». Тогда он распорядился выдавать девушкам шелковые шнурочки, дабы они подвязывали подолы юбок и сарафанов. В этих шнурочках право больше истинного масонства, нежели во многих штудиях и манифестах. В усадебном доме для публики разыгрывались театральные представления с участием известных актеров. Елагин, не считая денег, придумывал все новые и новые увеселения для многочисленных гостей своего поместья. Дворец Ивана Перфильевича, на Елагином острове, оставался и местом собрания самых преданных братьев-масонов. Там проходили заседания масонских лож, а в подвале была оборудована алхимическая лаборатория, где стремились добыть философский камень. Камень этот нужен был Елагину не для получения золота, а для обретения секретов мироздания. Эти секреты не давали ему покоя всю его жизнь. Литературное же наследие Елагина, до сих пор с точностью остается не выясненным. Известны переводы; из них несомненно Елагину принадлежат между прочими "Мизантроп" Мольера, "Безбожный" Браве, роман Прево "Приключения маркиза Г*", переделка комедии Гольберга "Француз-Русский"; он был соавтором императрицы в некоторых ее литературных произведениях, слагал стихи для ее комедий, говорят , что именно Елагин написал за императрицу сказку «Жил да был мужичок» Елагин считается одним из родоначальников славянофильства. Иван Перфильевич скончался на своем любимом острове 22 сентября 1794 года на 69-м году жизни. Из его завещания известно, что сенатор и писатель был богатым владельцем недвижимого имущества, состоявшего из имений в Петербургской губернии, Псковском и Полоцком наместничествах. В 1780 году в Александро -Невской лавре началось расширение территории у Лазаревской церкви для погребения знатных на берегу реки Монастырки. Иван Перфильевич.Елагин , желавший быть погребенным в церкви "со вкладом , от него строенной", вложил средства на строительство. В настоящее время могила Елагина на Лазаревском кладбище не найдена Ныне это территория музея-некрополя XVIII века в составе Государственного музея городской скульптуры Петербурга От Ивана Перфильевича нам в наследство остался замечательный парк , загадочные павильоны несущие тайну масонов : ЕЛАГИН ОСТРОВ _______________ Остров Елагин, где липы зелёные, Сколько умов и талантливых рук Были в тебя беззаветно влюблённые, Память о них сохрани, Петербург! Современники писали: "Елагин остров принадлежал И. П. Елагину; здесь у него был роскошный дом с зимним садом и богатейшим погребом редких вин; вообще, как человек, Елагин был известен любовью жить весело и широко, радушно принимал и угощал гостей, имел слабость к женщинам и эту страсть, делавшую его нередко смешным, сохранил до конца дней. Как-то раз в гостях у заезжей актрисы пожилой чудак-сенатор начал делать пируэты перед зеркалом и вывихнул ногу. После того случая императрица позволила ему являться в свою резиденцию с тростью и даже сидеть в ее присутствии" Однажды прибывший во дворец полководец Александр Суворов заметил это, но Екатерина II поспешила уведомить его: «Не удивляйтесь, что Елагин встречает вас сидя: он ранен, только не на войне, а у актрисы, делая прыжки перед зеркалом».. Поэты Серебряного века , очень любили это места и писали стихи о чудесном парке : ...Куда без всяких виз французских, Вас отвозил легко и просто Любой извозчик петербургский... И в летний день, цветами пестрый, И в индевеющие пурги - Цвети, цвети, Елагин остров, Цветок в петлице Петербурга! " «Это было место такого променада. Гуляли парочками, гуляли семьями, протолкнуться в воскресенье днем на главной аллее практически было невозможно. Иногда казалось, что чуть ли не половина города фланирует по главной аллее». При вдовствующей императрице Марии Фёдоровне был создан архитектурно-парковый ансамбль, в котором жемчужиной и по сей день считается Елагин дворец, построенный великим зодчим Карлом Росси. ...Какая кисть, какой резец - изобразит Елагинский дворец! —- говорят воскликнул А.Пушкин увидев дворец. В середине 19 века остров был открыт для всех петербуржцев и народные гуляния стали проводиться на нём круглый год. В Советское время на Елагином был открыт Центральный парк культуры и отдыха - ЦПКиО, а ленинградцы называли его ласково - «цепочка» Ныне это тоже любимое место отдыха и живой истории - бодрые старушки бегают кроссы, йоги небольшими группами медитируют на газонах, роллеры разучивают танцевальные па, кришнаиты возят по аллеям какую-то колесницу, простая публика гуляет и ест пироги. Иван Перфильевич, несомненно, был бы доволен – ведь именно он обустраивал остров как публичное «место приличных развлечений». --------------------
    0 комментариев
    11 классов
    25 мая/ 7 июня 1732 года в Санкт-Петербурге заложен первый Зимний дворец, сооружённый для императрицы Анны Иоанновны На самом деле первым можно считать построенный Петром I в 1708 году для себя и своей семьи дворец – по сути небольшой домик в голландском стиле. Через десять лет по приказу будущего императора перед боковым фасадом дворца прорыли канал, названный (по дворцу) Зимней канавкой. В 1711 году специально к свадьбе Петра I и Екатерины архитектор Георг Маттарнови, по приказу царя приступил к перестройке деревянного дворца в каменный. В процессе работы архитектор Маттарнови был удален от дел и строительство возглавил Трезини. В 1720 году Пётр I со всем своим семейством переехал из летней резиденции в зимнюю. В 1723 году в Зимний дворец был переведен Сенат. Императрица Анна Иоанновна посчитала Зимний дворец слишком маленьким. Для постройки дворца было выделено 200 000 рублей. В качестве архитектора был приглашен Бартоломео Карло Растрелли. Зимний дворец полностью был готов в 1735 году, хотя Анна Иоанновна провела здесь зиму 1733-1734 годов. С той поры это здание на 20 лет стало парадной императорской резиденцией. Именно этот Зимний действительно стал дворцом, отчего его и считают первым. Там, где сейчас стоит Зимний дворец, в начале XVIII века строительство разрешалось лишь флотским чиновникам. Петр Великий, воспользовался этим правом, будучи корабельных дел мастером под именем Петра Алексеева, и в 1708 году построил для себя и своей семьи небольшой домик в голландском стиле. Через десять лет по приказу будущего императора перед боковым фасадом дворца прорыли канал, названный (по дворцу) Зимней канавкой.
    0 комментариев
    9 классов
    С 25 мая (5 июня) 1752 года Летний сад был открыт для публики по воскресеньям и в праздничные дни. УТРО Первыми по утрам являлись садовники, и первая статуя, какую они для лоску обливали из лейки, была Aurora. Тех садовников, вспоивших его в младенчестве, сад помнил всегда — сначала знатного мастера Яна Розена, потом Илью Сурмина, Шредера и Гаспара Фохта, того самого Фохта, что до гробовой доски делал вид, что не может простить Петру обман, которым тот заполучил его в Россию, насильно вывезя вначале жену и детей, так что тому другого и не оставалось, как отправиться следом. Но те Фохтовы ворчанья и обиды не были злобными: он полюбил и Россию, и Петербург, и сад, ставший ему родным домом. Младые годы Летнего сада были чудесны, ибо не только ощущение молодости и красоты, но и ощущение своей нужности переполняло его тогда: сад лежал словно раскрытый учебник, словно лицей, даря драгоценные знания; он, уставленный буквально как шахматная доска статуями, всякая из которых олицетворяла собой целую новеллу, учил на ассамблеях древней истории, мифологии, символам и эмблемам. Кроме статуй, выражали свой тайный смысл деревья и кусты, аллеи и пруды, дорожки и форма листьев, голоса птиц и расцветка бабочек; даже каждый цветок был тем или иным знаком: ирисы — царственностью, лилии — непорочностью, вишни — радостью, земляника — справедливостью, так что прочитавший сад от корки до корки должен был не только умственно, но и духовно взрасти. Своим рождением сад оказался обязан затишью Северной войны, когда шведский король «увяз в Польше»; той порой датируется и садовая метрика, писанная для Москвы неразборчивой царской рукой: «Не пропустив время, всяких цветов из Измайлова не по малу, а больше тех, кои пахнут, прислать с садовники в Питербурх. Piter». Привезенные вскоре лилии и мускусные розы — первые цветы, которыми расцвел Летний сад, после чего стали катить на пушечных лафетах липы и ильмы из Киева и Воронежа, барбарис из Копенгагена, из-под Москвы везли яблони, из Соликамска — кедры и пихты, из Гамбурга каштаны и деревья для фигурной стрижки, из Любека белую сирень, из Голландии и Франции семена и луковицы черных тюльпанов. Местность, которую столь изысканно стали озеленять, была удобно расположена между реками, сложившими собой остров, названный на голландский модный манер Люст-еланд, то есть веселый остров: на Люст-еланде поставили Люст-гаузы — веселые дома и насадили Люст-гартен — веселый сад: соленый морской ветерок, ватные хлопья на васильковом небе, вблизи звенела топорами адмиралтейская верфь, за Фонтанкою — верфь партикулярная, снабжавшая жителей шлюпками и буерами, так что ходили вокруг Люст-еланда резвые парусники, с брызгами разрезавшие холодную рябь Мойки, Фонтанки и Невы. Парусники и цветы, скрип корабельных мачт, запах смолы и розмарина, хрустальная музыка фонтанов, над каждым из которых всходила по утрам маленькая радуга,— вот приметы молодости Летнего сада. Он простирался тогда далеко, отнимая простор у Марсова поля, занимая место Инженерного замка и Михайловского дворца, которых не было и помину: прелестные аллеи, опушки и рощицы, спрятанные теперь за спиной Русского музея,— это тоже бывший в петровскую старину Летний сад, та его часть, что называлась садом за маленькой речкой — там красовались среди листвы «золотые хоромы» Екатерины I. Очень часто услаждались музыкой. Вот только вчера все ходил в пустом еще Летнем саду духовой оркестр молоденьких моряков, бодря старые липы маршами, и сад вспомнил, как лет двести назад с раннего утра оглашался он рыдающими органными звуками: то у самой Невы пробовали себя в репетиции музыканты-роговики: зеленые кафтаны выстраивались в линию, отдраенной меди рога сверкали на солнце, и было их на четыре октавы, то есть до полусотни,— от вершковых до саженных, упиравшихся из-за тяжести на подставки; в каждый рог выдувалась одна лишь нота — резко, протяжно или с вибрацией, как требовал того пудреный маэстро, и мощный плач этих труб с эхом ударялся о невское рябое зеркало и уходил ввысь, под прозрачный небесный купол. Рань для сада всегда несла радость, даже и теперь, в старости. Он любил знакомого сморщенного плотника, одиноким дятлом починявшего на безлюдных еще дорожках поломанную скамью, округлый в сыром воздухе, ухающий и угасающий в отдалении рокот утренней баржи, первую засвиставшую птицу и первого любознательного туриста с заспанными глазами и с его, сада, планом в руке. Он любил утра и ясные, и пасмурные, когда в молочной дымке чугунные вертикали ограды уходили в нерезкость, зыбко таяли, теряя свою материальность, и сад словно сливался с Невой, и ему казалось, что он тот древний болотистый лес, когда-то непроходимой стеной росший по берегам этой реки; лес был предком Летнего сада, и даже Летний петровский дворец поначалу называли просто — «домом в еловой роще». Летний дворец до 1713 года был и вправду небольшим, пестро выкрашенным, под черепицею домом простейшего голландского фасада, но после приезда в Петербург талантливейшего архитектора Андреаса Шлютера, переиначившего тот голландский дом на свой лад, обернулся игрушкой-дворцом с терракотовыми рельефами вокруг и с великолепной наддверной лепкой, что, собственно, и являло излюбленный прием шлютеровской декорации. Шлютер был человек мятущийся, с проблесками гениальности, враг всякого «искусства, сочиненного по книжкам», и противник однообразия, и каждая его следующая постройка, будто придуманная другим автором, не походила на предыдущую, как не походил, например, Летний дворец на бесподобное совершенство Грота, вескую тяжесть которого Летний сад еще помнил, помня и самого Шлютера — маленького, болезненного вида человека, в замызганном кафтане, умершего всего через год после приезда в Петербург. Тот год он жил рядом с Петром в особой комнате, куда, кроме царя, непозволительно было заходить никому и где мучительно искал perpetuum mobile, построив сложнейшую модель; пружины и колеса там постоянно лопались, убийственно расстраивая изобретателя, которому был оттого не мил белый свет и которого не могло развеселить ничто, включая л чету карликов, запечатанных в паштете, присланном как-то Петром I своему любимому архитектору на утренний завтрак. Из паштета вылезши, те карлики танцевали вокруг стола, а потом под царский гогот отмываться были отправлены на Фонтанку.
    7 комментариев
    52 класса
    Петербургский период в жизни А.С. Пушкина | Русская литература 9 класс #16 | Инфоурок
    0 комментариев
    4 класса
    Музей блаженной Ксении Петербургской Санкт-Петербург Первая годовщина музея Ксении Петербургской В истории нашего города каждое событие непосредственно связано с жизнью всего народа. Так и духовный подвиг Святой Блаженной Ксении Петербургской со временем стал настоящим знамением, которое способно изменить судьбу и подарить надежду не только отдельному человеку, а целому городу или даже народу. Невозможно переоценить вклад нашей святой в развитие Православной веры. Любое событие, способное помочь в осмыслении этого явления, достойно внимания и поддержки. Так год назад, а именно 2 ноября 2017 года, в нашем городе случилось замечательное событие — открылся Музей Святой Блаженной Ксении Петербургской. При помощи Санкт-Петербургской общественной организации содействия восстановлению святынь Смоленского кладбища в небольшом помещении на втором этаже здания по адресу улица Камская 22, в прекрасно отремонтированном помещении с любовью и нежностью собраны и выставлены художественные произведения. Все экспонаты отличаются большим духовным смыслом, наследием и содержанием. Невозможно казенным языком описать замечательные картины, изображающие духовный подвиг Ксении Петербургской. Трогательные картины Александра Простева западают в сердце и разжигают в нем огонь надежды, несмотря на великую скорбь в глазах главной героини. В нескольких маленьких помещениях нашему вниманию, помимо картин, предложены документы и вещи. Все окружение помогает прочувствовать не только эпоху, в которой жила Ксения, но и все следующие года, когда город стал жить под покровительством своей святой. Отдельно обратил внимание на стены и потолки. (Каждому свое: строителю — кирпич, художнику — картины.) Очень хочется притронуться к резной облицовке проемов и оформлению розеток люстр. Качество и вкус впечатляет, как бы говоря нам, что и современные вещи сделанные с душой, могут поражать так же, как старинные, и достойны называться музейными. Часть одного помещения отдана картинам украинской художницы Татьяны Гавриленко. Серия портретов священнослужителей Русской Православной церкви, монахов и иноков, несущих свой крест в Валаамском и Соловецком монастырях, не кажутся случайной. Одухотворённые лики живых и ушедших от нас священнослужителей и репродукции великолепных икон, выставленные согласно просветительской программы «Безмолвная проповедь», подчеркивают историческую преемственность «Новгородская икона Ксения Петербургская — Современные священнослужители». Портрет Ксении Петербургской, подаренный европейскими православными паломниками, показывает нам, как представляют за границей образ нашей святой. Огромная благодарность женщине — смотрителю музея, которая помогает посетителям и скорее выполняет обязанности экскурсовода. Уже на выходе она обратила наше внимание на подарок Бажановой Юлии — образ Ксении, который можно и нужно трогать. Попробуйте почувствовать свою веру закрыв глаза. Текст сопровождающий образ тоже достоин внимания и вдумчивого прочтения. Сложно кому-то что-нибудь рекомендовать. Сколько людей — столько мнений. Но если вы оказались на Васильевском острове или на Смоленском, Армяно-Григорианском или Лютеранском кладбищах, может быть на Острове Декабристов, зайдите в часовню Ксении Петербургской или в Музей блаженной святой, вы получите огромное моральное и эстетическое удовольствие. Музей открыт ежедневно с 10-00 до 17-00. Вход свободный. Задать вопросы о работе музея или заказать экскурсию можно по телефону +7-921-654-80-07. Пройдемся по залам музея Ксения Петербургская в детстве Скульптура святой Ксении сделанная из пластилина Картины художницы Татьяны Гавриленко. Серия портретов священнослужителей Русской Православной церкви, монахов и иноков, несущих свой крест в Валаамском и Соловецком монастырях Репродукции православных икон Далее — «Чудеса молитв Ксении Петербургской» Дятчин Игорь, © жизнь-спб.рф, фото автора Источник: https://xn----btbnee5app1h.xn--p1ai/muzej-svjatoj-ksenii-peterburgskoj.html
    0 комментариев
    7 классов
    «По совершенству изображения и постановке фигур коня и человека барон Клодт — первейший скульптор нашего времени». Журнал «Народное просвещение», 1839 год ПЕРВЕЙШИЙ СКУЛЬПТОР И ЛИТЕЙНЫЙ МАСТЕР ----------------------------------------------------- 24 мая (5 июня) 1805 года, родился ПЕТР КАРЛОВИЧ КЛОДТ (1805-1867) - выдающийся русский скульптор и мастер литейного дела, академик и заслуженный профессор Императорской Академии художеств, действительный статский советник -------- Барон Петр Клодт фон Юргенсбург родился в Петербурге 24 мая 1805 г. в семье потомственного военного. Семья никогда не считалась богатой, но была очень родовитой. Российская ветвь Клодтов берет свое начало от старинного немецкого баронского рода, известного в Европе с XII в. Прадед Петра Карловича был одним из генералов шведского короля Карла XII, попал в плен и жил в Москве. Король Карл XII в признание заслуг генерала возвел его в баронское достоинство и назначил посланником при российском дворе. В 1780-х гг. одна из ветвей Клодтов переселилась в Россию. Отец будущего скульптора Карл Густав, взявший русское отчество Федорович, стал генерал-майором. Он участвовал в штурме Измаила, в Отечественной войне 1812 г., и его портрет среди других героев этой войны находится в Зимнем дворце. Детство и юность будущего скульптора прошли в Омске, где его отец занимал должность начальника штаба Отдельного Сибирского корпуса. Именно там у юного барона проявилась склонность к резьбе, лепке и рисованию. Больше всего ему нравилось изображать лошадей. В них Петр видел особое очарование. Весь свой досуг мальчик посвящал рисованию карандашом и пером, делая графические силуэты животных на бумаге, с безукоризненной точностью выполняя все мелкие детали. Не отступая от семейной традиции, мальчик готовился к военной карьере. В 1822 г. умер его отец, и семья вернулась в Петербург, где Петр поступил в Михайловское артиллерийское училище. Через два года Клодт был произведен в прапорщики. После окончания училища молодой офицер стал служить в учебной артиллерийской бригаде, но уже в 1827 г. в чине подпоручика вышел в отставку и целиком посвятил себя занятию искусствои. По преданию, кто-то из императорской семьи преподнес Николаю I вырезанную из дерева фигурку всадника. Император захотел увидеть ее автора, и Клодту была назначена аудиенция. С тех пор его фигурки лошадей и кавалеристов пошли нарасхват, а первая статуэтка еще долго украшала письменный стол императрицы Александры Федоровны. Начинающий скульптор стал получать пособие от Комитета Общества поощрения художников. В 1830 г. Клодт поступил вольнослушателем в Академию художеств, где его учителями были профессора С. И. Гальберг, И. П. Мартос и Б. И. Орловский. Там же молодой скульптор обучался литейному делу под руководством выдающегося мастера В. П. Екимова. Всего через год вместе с известными тогда скульпторами С. С. Пименовым и В. И. Демут-Малиновским Клодт уже получил большой правительственный заказ на оформление Нарвских триумфальных ворот (арх. В. П. Стасов). Молодой ваятель исполнил шестерку стремительно скачущих и встающих на дыбы коней для колесницы Славы. Фигуры животных выбил из кованой листовой меди мастер И. Прат. Такое изображение было новшеством для классической монументально-декоративной скульптуры. За эту работу скульптор был удостоен звания «назначенного в академики». С конца 1832 г. скульптор начал работу над проектом «Укрощение коня», который предназначался для оформления пристани Адмиралтейского бульвара. Модели и выбранное место одобрил Совет Академии художеств, но вскоре было решено установить скульптурные группы на недавно перестроенном Аничковом мосту. Был утвержден новый проект, который предусматривал установку двух пар скульптурных композиций на западной и восточной сторонах моста. В 1836 г. к выполнению скульптурных групп из бронзы приступили в литейной мастерской Академии художеств. Но их не успели изготовить — в 1838 г. неожиданно скончался руководитель мастерской В. П. Екимов. Работы были приостановлены, и даже рассматривался вариант их завершения за границей. Тогда за эту работу предложили взяться Клодту как единственному скульптору, в совершенстве овладевшему техникой литья. Под руководством мастера огромные статуи отливали не по частям, а целиком. Мельчайшие детали оригинала с безупречной точностью были воспроизведены в бронзе благодаря тщательной обработке восковых форм. Даже став известным ваятелем, Петр Карлович никогда не оставлял литейного дела. Вскоре он возглавил и весь Литейный дом Императорской Академии художеств. Большинство его статуй не требовало дальнейшей чеканки и каких-либо исправлений. Впоследствии в Литейном доме под руководством Клодта были отлиты в бронзе многие монументальные скульптуры. В их числе памятник Петру I работы Т. Н. Жака (установлен в Кронштадте), памятники Н. М. Карамзину и Г. Р. Державину скульптора С. И. Гальберга (в Ульяновске и Казани), памятник Барклаю-де-Толли В. И. Демут-Малиновского (в Тарту), памятник атаману М. И. Платову работы А. И. Иванова и Н. А. Токарева (для города Новочеркасска) и многие другие. В 1838-1841 гг. две из четырех статуй, изображающие укрощение коня, были воплощены в бронзе. Торжественное открытие Аничкова моста состоялось 20 ноября 1841 г. То, что увидел Петербург, восхитило всех, и люди толпами собирались у коней Клодта. На правом берегу Фонтанки были установлены бронзовые статуи, а на левом — их гипсовые копии, выкрашенные под бронзу. --------- Ах, кони на Аничковом мосту!.. Среди проспекта в мареве вечернем Они опять взмывают в высоту В пылу страстей – от бунта до смиренья. И мимо не пройти: который век Всё рвутся, рвутся кони с постаментов… Но обуздал стихию человек, Увековечив значимость момента.... Богомолова Мария -------- Вторую пару бронзовых скульптур отлили в 1842 г., однако император Николай I подарил их прусскому королю Фридриху Вильгельму, которому они очень понравились. Скульптор повез свои статуи в Берлин. За эту работу прусский король пожаловал Клодту табакерку, украшенную бриллиантами, и орден Красного Орла III степени. Ответным подарком Фридриха Вильгельма Петербургу были две статуи Виктории, выполненные скульптором X. Д. Раухом (их установили на гранитных колоннах рядом со зданием Манежа). В 1843-1844 гг. конные фигуры были отлиты снова и установлены на Аничковом мосту, но простояли на своих пьедесталах совсем недолго. В 1846 г. император Николай I подарил их «прямо с моста» королю Обеих Сицилии Фердинанду П. Статуи были установлены у входа в королевский дворец в Неаполе. Европейские газеты того времени сообщали: «В Неаполе нынче находятся три чуда: тело Спасителя, снятое с Креста, покрытое прозрачной мраморной пеленой, „Снятие Спасителя со Креста" — картина Эспаньолетто и бронзовые кони русского барона Клодта». От неаполитанского короля скульптор получил в награду орден Св. Фердинанда. Берлин, Рим и Париж удостоили Клодта звания почетного члена своих академий. В России он был награжден орденом Св. Анны III степени. В 1846 г. Клодт начал работу над созданием новых композиций для Аничкова моста. Участники композиции были те же — конь и человек, но у статуй изменился сюжет, стали другими движения и композиция. В 1850 г. солдаты саперного батальона под руководством Клодта водрузили на пьедесталы новые статуи. Работы по скульптурному оформлению Аничкова моста были завершены. Эти композиции совершенно справедливо считаются вершиной творчества мастера. Позднее копии конных статуй были установлены в Петергофе, Стрельне и усадьбе князей Голицыных в Кузьминках под Москвой. Работая над скульптурой Аничкова моста, Клодт параллельно выполнял заказы для Исаакиевского собора, недавно построенного архитектором О. Монферраном. Он создал два горельефа «Несение креста» и «Положение во гроб» для ниш северного портика, а также скульптурную группу «Христос во славе» над Царскими вратами главного иконостаса. В 1845-1850 гг. скульптор принимал участие в перестройке Служебного дома Мраморного дворца по проекту А. П. Брюллова. По графическому эскизу архитектора Клодт выполнил 70-метровый рельеф «Лошадь на службе человека», который простирался над окнами второго этажа. В тимпанах двух боковых фронтонов был помещен другой декоративный рельеф с фигурами трубящих в раковины тритонов. В 1849 г. Петр Карлович победил в конкурсе на проект памятника знаменитому баснописцу И. А. Крылову. Замысел скульптора не ограничился простым изображением поэта. Он задумал целую скульптурную композицию, включающую горельефы с персонажами басен. (К работе над ними скульптор привлек известного художника-иллюстратора того времени А. А. Агина.) Памятник был отлит в бронзе и установлен в Летнем саду в 1855 г. В 1853 г. скульптор приступил к работе над колоссальной статуей великого князя Владимира по модели В. И. Демут-Малиновского для города Киева. К тому времени автор уже умер, и руководство всеми работами было поручено архитектору К. А. Тону. Монумент высотой 4,5 м установили на пьедестале высотой 16 м на берегу Днепра. Клодт работал и над оформлением интерьеров Георгиевского зала Большого Кремлевского дворца в Москве. В этом же городе он выполнил квадригу Аполлона на фронтоне Большого театра и несколько горельефов для храма Христа Спасителя. Последним крупным заказом скульптора стал памятник императору Николаю I. Архитектор О. Монферран, которому было поручено общее руководство работами, даже не сомневался, что автором монумента должен стать Клодт. В 1857 г. состоялась торжественная закладка памятника. Первоначальный эскиз представлял собой всадника на спокойно стоящем коне, но вскоре скульптор создал новый проект, который получил одобрение архитектора. Клодт изобразил коня в движении, а вся композиция имела только две точки опоры. Для этого мастер произвел массу тонких расчетов и заказал металлические подпоры, которые установили в задних ногах коня. Первая отливка статуи окончилась неудачей. Форма дала трещину, через которую вытекло значительное количество металла. В 1859 г. со второй попытки статую успешно изготовили. Она была настолько велика, что не проходила в ворота мастерской, и для ее транспортировки пришлось разбирать часть стены. В работе над пьедесталом памятника принимали участие скульпторы Н. А. Рамазанов и Р. К. Залеман. 25 июня 1859 г. состоялось торжественное открытие монумента. По свидетельству очевидцев, присутствовавший на этом событии император Александр II долго стоял перед статуей своего отца, а затем подошел к Петру Карловичу и пожал ему руку. Памятник стал подлинным украшением Исаакиевской площади и шедевром мировой скульптуры. Несмотря на огромную загруженность, скульптор находил время и для педагогической деятельности. В 1838 г. он стал академиком и, получив звание профессора, начал преподавать в Императорской Академии художеств. В 1858 г. Петр Карлович был выбран ее заслуженным профессором. Несмотря на мировую известность, барон Клодт славился своим демократичным нравом и бескорыстием. Он много помогал бедным художникам, не боялся физического труда, дружил с мастеровыми Литейного двора. Последние годы жизни скульптор провел на своей мызе Халала в Финляндии. --------- В ноябре 1867 года задували метели, когда он жил на даче в «Халола», и внучка просила дедушку вырезать ей лошадку. Клодт взял игральную карту и ножницы. — Деточка! Когда я был маленьким, как ты, мой бедный отец тоже радовал меня, вырезая из бумаги лошадок… Лицо его вдруг перекосилось, внучка закричала: — Дедушка, не надо смешить меня своими гримасами! Клодт покачнулся и рухнул на пол. Это случилось 20 ноября 1867 года ,ему было 62 года Великого скульптора похоронили на Смоленском лютеранском кладбище. В 1936 г. прах скульптора был перенесен в Некрополь мастеров искусств Александро-Невской лавры. Тогда же было установлено новое надгробие на его могиле. -----------
    0 комментариев
    7 классов
    Беспокойная судьба памятника Александру III Открытие 5 июня 1909 года Памятник Александру III, который сегодня украшает двор Мраморного дворца, за 110 лет своего существования успел пройти через множество испытаний. Идею увековечить образ царя-миротворца предложил С.Ю. Витте, русский государственный деятель, основная реформаторская деятельность которого происходила при Александре III. В конкурсе на создание памятника, объявленном в 1899 году, приняли участие лучшие скульпторы-монументалисты того времени. Победил Павел Петрович Трубецкой, итальянский художник и скульптор-импрессионист русского происхождения. Правда, победу ему присудили только во втором туре, первый его замысел - изобразить императора на троне - не получил высочайшего одобрения. А вот конная статуя на четырехугольном пьедестале пришлась во вкусу царственным заказчикам. Для создания образа императора из 18 претендентов на модель Трубецкой выбрал здоровенного фельдфебеля Павла Пустова, который служил в дворцовом ведомстве. Фигуру лошади лепили с тяжеловесов породы першерон. Скульптор работал по 8-10 часов в сутки. Интересно, что когда лошадь уставала, ее меняли на другую, а вот фельдфебель Пустов стойко позировал без замен. Поговаривали, что в этом ему помогала бутылка, припрятанная в кармане шаровар. «После того, как мой первоначальный проект был одобрен, я вылепил из пластилина один за другим четыре проекта в натуральную величину, восемь маленьких моделей и две — в масштабе памятника. Сработав новую модель, я уничтожал старую. Таким образом, я работал до тех пор, пока модель меня не удовлетворила». П. Трубецкой в интервью "Петербургской газеты" Место для размещения памятника - Знаменская площадь ( Площадь Восстания) у Николаевского ( Московского вокзала) - было выбрано не случайно. Именно Александр III своим указом 1891 года положил начало строительству Транссибирской железной дороги. На церемонии открытия памятника 5 июня 1909 года присутствовал Николай II и члены императорской семьи. Конная статуя из бронзы на гранитном постаменте. Высота скульптуры – 5, 35 метра, высота постамента – 5 метров. Надпись на постаменте «Императору Александру III, Державному Основателю великого сибирского пути». Массивное приземленное изображение Александра III, больше похожее на скульптуру былинного богатыря, чем русского царя, получило очень противоречивые оценки. Кто-то считал работу Трубецкого насмешкой над императорской властью, кто-то уловил идею скульптора, которую он сам описывал так: «Я хотел в образе Александра III представить великую русскую мощь, и мне кажется, что вся фигура императора на моем памятнике воплощает мою основную мысль». После революции 1917 года для памятника Александру III наступили тяжелые времена. Новая власть и ее сторонники не стеснялись в выражениях, критикуя конную статую, а в 1922 году на ее пьедестале разместили строки из стихотворения "Пугало", написанные народным поэтом Демьяном Бедным. Мой сын и мой отец при жизни казнены, А я пожал удел посмертного бесславья: Торчу здесь пугалом чугунным для страны, Навеки сбросившей ярмо самодержавья. В дни празднования 10-летнего юбилея Октябрьской революции памятник Александру III поместили в железную клетку. Рядом с ним построили винтовую башню, огромное колесо и две мачты с буквами СССР и символом новой страны - серпом и молотом. Фигура императора в центре одной из площадей города, напоминающая о прошлой жизни, раздражала. В 1937 нашелся повод памятник демонтировать: площадь Восстания собирались реконструировать, а он мешал прокладке трамвайных путей по Невскому проспекту. К счастью, конную скульптуру не уничтожили, и в 1939 году после передачи Русскому музею разместили в Михайловском саду. Благодаря стараниям сотрудников музея, памятник благополучно пережил блокаду, несмотря на прямое попадание артиллерийского снаряда, уцелел. В 1953 году его перенесли во внутренний двор Русского музея. Во время ремонта корпуса Бенуа, статую Александра III накрыли деревянным колпаком, от которого освободили в 90-е годы. Очередной крутой поворот в жизни нашей страны - и памятник Александру III снова переезжает, на этот раз во двор Мраморного дворца, где он находится по сей день. Конная статуя заняла постамент, на котором стоял броневик "Враг капитала". Именно с него читал свои пламенные речи на Финляндском вокзале вождь революции В.И. Ленин. Размещение памятника Александру III во дворе Мраморного дворца до сих пор вызывает массу споров. Массивной фигуре на тяжеловесном коне тесно в существующем пространстве. Да и не к месту она там. Александр III, натерпевшийся от любовной связи своего папеньки, и отличавшийся довольно строгими моральными принципами, стоит во дворе дворца, построенного для одного из фаворитов его любвеобильной прапрабабушки. Русский музей готов выдать памятник только при условии его возвращения на историческое место. Но оно занято обелиском "Городу-герою Ленинграду", перенос которого вызовет массу сложностей и технического, и этического характера. Остается только гадать - случится ли очередной переезд в судьбе памятника Александру III или не случится.
    1 комментарий
    26 классов
Увлечения

Публикации автора

В ОК обновились Увлечения! Смотрите публикации, задавайте вопросы, делитесь своими увлечениями в ОК

08:50
01:24
32:46
1:07:07
Показать ещё