«Он всегда был моим наставником и учителем». Как сложились отношения с отцом у Алисы Фрейндлих.
Мало кто сейчас вспомнит такого актёра как Бруно Фрейндлих, ну, разве что только в связи с его знаменитой дочерью, так же избравшей для себя актёрскую профессию. А между тем, Бруно Фрейндлих является одним из корифеев советской сцены и кино, который запомнился многим зрителям своими яркими ролями. Историю своей продолжительной карьеры на театральных подмостках он изложил в стихах - его книга под названием «65 лет на сцене» сразу же стала библиографической редкостью, так как содержала интереснейшие подробности жизни и творчества многих известных советских актёров и актрис.
История Фрейндлихов в России началась около трёх веков назад, когда сам император Петр I пригласил из Германии известного стеклодува с такой фамилией - он быстро освоился в России и остался жить в Санкт-Петербурге. Его потомки также не покинули Северную столицу и стали считать Россию своей родиной. Однако династия стеклодувов прекратилась в конце XIX века на Артуре Фрейндлихе. У него были слабые лёгкие, и он был не в состоянии зарабатывать на жизнь ремеслом, которое передавалось в его роду из поколения в поколение. Поэтому неудивительно, что и его сыновья впоследствии выбрали совсем другое поприще. Кстати, в память о предках-стеклодувах Алиса Фрейндлих до сих пор бережно хранит семейную реликвию — стеклянный шар.
Самый младший из сыновей Артура Фрейндлиха, Бруно, родившийся в 1909 году, с юных лет проявлял тягу к сцене и с удовольствием выступал в школьных постановках. Именно поэтому никого не удивило его решение поступить в техникум сценических искусств Ленинграда. Это событие, которое произошло в 1931 году, предопределило не только всю его будущую жизнь, но и подарило российской сцене великую актрису Алису Фрейндлих.
За несколько месяцев до начала войны Бруно Артурович уехал из Ленинграда вместе с Театром юного зрителя, в котором служил на тот момент. Скорее всего, это спасло ему жизнь, так как сразу же после вторжения Германии на территорию Советского Союза начались аресты людей немецкой национальности. Среди тех, кто был взят под стражу, оказались брат и невестка актёра.
Тем временем Бруно Артурович, которому ничего не было известно о судьбе близких (жене, дочери и матери), выступал на сцене Ташкентского театра Красной армии. Затем он сменил ещё несколько сцен, пока снятие блокады Ленинграда не позволило ему вернуться в родной город. В родной город, но не в семью...
⠀
В первые годы работы на сцене театра, после окончания техникума, Бруно Фрейндлих познакомился с юной актрисой Ксенией Фёдоровой. Молодые люди, увлечённые театром, полюбили друг друга и вскоре поженились, а в декабре 1934 года у пары родилась дочь Алиса. В своих многочисленных интервью Алиса Бруновна неоднократно упоминала, что такое необычное имя пришло в голову её отцу, тогда как мать настаивала на том, чтобы дочь звали Натальей. «Я такая древняя, что первые мои воспоминания еще довоенные… Они же, наверное, и самые лучезарные. Ведь это было моё раннее детство, совсем-совсем светлое и счастливое, когда родители ещё были молодые, шальные, озорные...», — добавляла она.
⠀
В одной трёхкомнатной квартире в тесноте, да не в обиде жило немало людей: в самой маленькой комнате находились родители, в самой большой — сёстры Бруно Артуровича с мужьями, а в третьей, служившей столовой, располагалась бабушка. Так и жили - одной большой дружной семьёй.
А центром её была бабушка - Шарлотта Фридриховна, человек предельно педантичный, поэтому в доме всегда всё было регламентировано и налажено, имелись запасы, которые очень пригодились в первые месяцы блокады: где-то у неё лежала прибережённая шоколадка, где-то крупы, специи. Даже простой лавровый листик, брошенный в кипяток, придавал ему супный вкус. Так и выжили они в блокаду благодаря тому, что бабушка давала им кусочки хлебного пайка строго по часам. Сама Шарлотта Фридриховна умерла в эшелоне в 1942 году по дороге в эвакуацию.
⠀
А за год до этого, когда Алисе было 7 лет, Бруно Артурович уехал на гастроли и был вынужден остаться в Средней Азии из-за начала войны. Его отсутствие в некоторой степени спасло и Алису, и её маму, так как из-за отсутствия отца и мужа их не стали арестовывать, тем более что в графе «национальность» у девочки по настоянию матери с рождения было написано «русская».
Однако пока дочь и жена были вынуждены переносить тяготы жизни в осажденном городе, Бруно Фрейндлих нашёл новую любовь. Вскоре женщина, которая стала его верной подругой до конца жизни, родила дочь Ирину. После возвращения в Ленинград актёр не вернулся в первую семью, однако Алиса всегда тянулась к папе, а её мама, несмотря на обиду, нанесённую бывшим мужем, не препятствовала встречам отца и дочери. Совсем по-другому повела себя вторая жена Бруно Артуровича. Женщина была категорически против встреч супруга с Алисой, и поэтому им пришлось встречаться тайно. Дошло до того, что Ирина даже не знала о существовании своей старшей сестры. Познакомились сёстры уже спустя много лет, и между прочим, стали близкими подругами.
⠀
После войны Бруно Фрейндлих перешёл на службу в Большой драмтеатр им. Горького, но проработал там лишь 2 года. После он стал актёром Александринского театра и остался верен ему в течение 50-ти лет. Там он сыграл свои лучшие роли, ставшие классикой советского драматического искусства. Не зря впоследствии его стали называть патриархом Александринского театра. Одной из любимых ролей Фрейндлиха, с которой он не расставался многие годы, был писатель Иван Сергеевич Тургенев в спектакле «Элегия». В паре с Валентиной Паниной они играли этот спектакль в течение 23-х лет, а сама постановка основывалась на письмах великого писателя к молодой актрисе Полине Виардо.
⠀
О самообладании великого актёра ходили легенды. Он не терял головы ни в каких критических ситуациях. Однажды прямо во время представления в зале погас свет. В это время Бруно Артурович находился посреди сцены в кресле. За кулисами началась паника, и только он один сохранял полное спокойствие. Валентина Панина, сориентировавшись, вышла к нему с лампой в руках, и сцена была доиграна.
В другой раз у Бруно Артуровича отказал слуховой аппарат – сначала один, а во втором действии и второй (в те годы у актёра были серьёзные проблемы со слухом). Ни кому не сказав, Бруно Артурович доиграл спектакль до конца, при этом не ошибившись в репликах ни разу! Лишь после спектакля он поинтересовался у Паниной – не заметила ли она чего неладного?
На экране же Бруно Фрейндлих дебютировал достаточно поздно, в возрасте 38 лет. Первой его киноролью стал образ Сергея Кострова в картине «Возвращение к жизни», а роль известного изобретателя Маркони в фильме «Александр Попов» принесла ему не только всесоюзную славу, но и Сталинскую премию и сделала его лицо узнаваемым на всей территории СССР.
⠀
Поэтому совсем не удивительно, что его старшая дочь тоже избрала для себя кино и сцену. И стала не менее знаменитой актрисой и узнаваемой личностью. Как справедливо однажды заметил Марк Захаров, «когда-то в Ленинграде был знаменитый артист, и у него была дочь, а сейчас мы Бруно Фрейндлиха воспринимаем как папу Алисы Фрейндлих. Всё в нашем мире меняется».
⠀
Хотя девочку растила одна только мама, она унаследовала талант обоих родителей. После окончания школы Алиса долго не могла решить, что же предпочесть — консерваторию (у неё был абсолютный слух и хороший голос) или театральный. Сделать правильный выбор ей помог отец, и случилось это в одну из тех редких и тайных встреч -вторая супруга Бруно Артуровича питала чуть ли ни ненависть к его дочери от первого брака.
⠀
Бруно сказал тогда Алисе: «Ну что ты будешь делать в опере? Ты такая мелкая. Оперная сцена всё-таки требует фактуры, лучше иди в театр, там твои данные могут быть использованы». И она послушалась. Позже дочь Алисы Бруновны, Варвара, говорила так: «Возможно, если бы не совет её отца, мама стала бы средней оперной певицей, но он указал ей правильный путь, мама стала поющей драматической актрисой». Кстати, при этом отец никогда не помогал ей в актёрской карьере. Когда ему предложили замолвить словечко за дочь при её поступлении в театральный, он возмутился: «Как я могу, если никогда её на сцене не видел?» Алиса этого и не хотела, ведь и так достаточно часто слышала шушуканье за спиной – мол, дочь известного артиста пользуется своей знаменитой фамилией. И говорила: «Любое шушуканье вызывало во мне приливы здоровой злости: доказать, что я и сама по себе кое-что значу». И она доказала, добившись всенародной славы и любви.
После окончания театрального ВУЗа Алиса Фрейндлих стала успешной театральной актрисой. Но если в театральном обществе она была довольно знаменита, то вот с кинематографом её отношения складывались не так успешно. Алису Бруновну приглашали только на второстепенные и незначительные роли. Например, в титрах фильма «Неоконченная повесть» актрису даже не упомянули.
⠀
Однако начиная с 1974 года, ситуация кардинально изменилась - актрису пригласили сразу в несколько популярных кинокартин. А когда в 1977 году на телеэкраны вышла кинолента «Служебный роман» Эльдара Рязанова, Алиса Фрейндлих стала всесоюзной любимицей. Правда, мало кто знает, что её работа в киноленте была на грани срыва, так как руководитель театра, в котором она тогда работала, категорически отказывался отпускать её на киносъёмки. Рязанов был вынужден лично лететь в Ленинград, чтобы уговорить коллегу.
⠀
Роль директрисы Кулагиной очень увлекла актрису. Тексты Алиса учила ночами, а костюмы для съёмок подбирала самостоятельно. А вообще, как она признавалась позже, это была одна из самых сложных работ в кино. «Хотя она женщина всё-таки интеллектуальная, есть в ней душевный заряд, - говорила Фрейндлих. - И как это совместить, когда одно противоречит другому, это и была задача».
⠀
Но у неё получилось. За роль Людмилы Прокофьевны Алису Фрейндлих признали лучшей актрисой года по версии журнала «Советский экран». Правда, она была единственной из всех актёров, кто не получил Государственную премию СССР. Прямо как её отец, которого в своё время также лишили награды, и всё из-за немецкой фамилии. Но, как говорят актёры, зрительская любовь дороже всех правительственных орденов.
⠀
Но Бруно Фрейндлиху не приходилось жаловаться на отсутствие наград - он неоднократно получал свидетельства признания своих заслуг. В частности, в 1974 году ему было присвоено звание народного артиста Советского Союза. Кроме того, в разные годы он был награжден орденами «За заслуги перед Отечеством», «Почёта», «Дружбы народов», «Трудового Красного Знамени», а также стал лауреатом премии «Золотой софит», которая была ему вручена за уникальный вклад в театральную культуру. Другое дело, что в какой-то момент Бруно Артуровича в прессе часто стали представлять, как отца Алисы Фрейндлих, но он никогда не обижался, а наоборот, гордился этим. «За свою долгую жизнь сыграл я на сцене множество разных отцов семейств, но уж поверьте мне, роль отца в жизни не сравнится ни с одной самой гениальной ролью…», - говорил он.
⠀
Отец всегда оставался для Алисы Бруновны самым главным наставником и первым критиком. К его мнению она всегда прислушивалась, ведь он и сам был настоящим мастером своего дела. «Он был опытнее, мудрее меня в профессии и поначалу видел мою несостоятельность. А потом не мог не замечать, что я догоняю его по мастерству, пониманию чего-то в нашем деле. И как бы вокруг меня, так сказать, ни разбегались волны, когда благодаря кино появилась какая-то популярность, он всегда ощущал себя моим наставником и учителем, что избавляло его от всяких «пыльных» комплексов», – говорила она.
⠀
Бруно Фрейндлих ушёл из жизни в 2002 году в возрасте 92-х лет. И как говорили, тогда отечественное искусство потеряло действительно уникального Мастера, уникальную индивидуальность. И для него, и для его дочери актёрская профессия стала не просто ремеслом, а делом всей жизни и настоящим служением. В одном из интервью Бруно Фрейндлих признавался: «Я должен сказать, что без вас, зрители, я ничто. Без вас я ничего делать не могу. Когда я репетирую при пустом зале, я чувствую себя прескверно – как бездарность. Но только здесь, в театре, со мной что-то происходит, и я оживаю. У меня появляется желание слиться со зрителем, почувствовать его. И меня несёт к неведомым просторам. Ради этого я готов повторить жизнь».
Наверное, те же слова могла сказать и его дочь, которая и сегодня (а ей, на минуточку, 88!) продолжает выходить на сцену и сниматься в кино. Остаётся только пожелать замечательной актрисе здоровья и долгих лет жизни и поблагодарить за ту радость, которую на протяжении вот уже почти 100 лет дарит зрителям актёрская династия Фрейндлих! Которая, кстати, не пресеклась и, будем надеяться, не пресечётся ещё много лет. Дело в том, что дочь Алисы Бруновны — Варвара — также стала актрисой. Кроме того, театральный ВУЗ окончил и её внук.