В 16 лет Соитиро Хонда приехал в Токио и поступил учеником механика в ремонтную мастерскую Арто Сёкаи. В последующие годы у него было много впечатлений, включая и не очень приятные от Великого землетрясения Канто в 1923 году, но главными увлечениями прочно стали автомобильная механика и гонки. Он помогал Арто Сёкаи строить гоночные автомобили, а впоследствии и сам участвовал в соревнованиях. Дела мастерской шли хорошо, и через несколько лет хозяин помог Хонде открыть отделение в Хамамацу с одним работником.
В те же годы проявились и разгульные наклонности Хонды: он много пил, приударял за женщинами и отчаянно лихачил за
рулем.
Поначалу клиентов отпугивали молодость Хонды и отсутствие у него университетского диплома. Это злило его, и с той поры он стал чрезвычайно критически относиться к японскому обществу. В собственной компании Хонда больше всего ценил энергию молодости, поощрял и продвигал способных молодых инженеров независимо от их образования.
Дела мастерской постепенно налаживались, и со временем у Хонды было уже 50 рабочих. Но ему все меньше нравилось ремонтировать чужую продукцию: настоящие деньги, считал он, приносит только производство. Хонда призвал на помощь свою изобретательность и запатентовал новый способ изготовления металлических колесных спиц, которыми постепенно заменяли деревянные, все еще преобладавшие в Японии. Дивиденды не заставили себя ждать. Но Хонда мечтал делать автомобили.
Молодой Хонда любил скорость. К началу 1930-х годов он уже был заядлым гонщиком, создавал для себя спортивные машины, до тонкостей изучил устройство мотора и автомобильный дизайн. Эта страсть с новой силой вспыхнула 30 лет спустя, когда Honda стал участвовать в гонках «Формулы-1».
Его карьера гонщика оборвалась в 1936 году после ужасной аварии на самом финише Всеяпонских гонок по трассе Токио—Иокогама. Прикованный к постели травмами, Хонда решил полностью посвятить себя бизнесу, который тем временем начал хиреть. Еще в 1934 году, когда Хонде было 28 лет, он задумал выпускать в городе Ямасита поршневые кольца методом литья под давлением. В то время идея казалась отличной. Поршневые кольца — непременная и регулярно заменяемая деталь любого двигателя внутреннего сгорания, материалов для их изготовления нужно немного, поэтому и начальные инвестиции невелики. Хонда взял в аренду помещение, купил оборудование и нанял 50 рабочих. Однако дело пошло не так,
как он рассчитывал: компания «раскручивалась» медленно, да и в технологическом отношении возникли трудности. Со спицами Хонда в свое время разобрался быстро, но проблема с поршневыми кольцами казалась непреодолимой.
Хонда почти отчаялся: он и его работники перепробовали, казалось, все, что только можно, но безрезультатно. Соитиро дневал и ночевал на фабрике, как некогда Генри Форд I, бившийся со сборочным конвейером. Однако кольца выходили никудышными: на испытаниях они слишком быстро изнашивались. Тогда Хонда обратился за помощью к профессору Технического училища в Хамамацу, и тот быстро объяснил, в чем дело: в сплаве отсутствовал кремний.
Хонда понял, что не знает элементарных вещей, и в 1935 году, в 29 лет, поступил на инженерно-механическое отделение училища. Он закончил только 10 классов средней школы, и это в стране, где всевозможные степени ценились исключительно высоко, а диплом престижного университета считался обязательным для успешной карьеры.
По иронии судьбы Хонда всегда стремился к знаниям. При Honda Motor Company он создал научно-исследовательскую компанию, где инженеры могли заниматься разработками, не отвлекаясь на посторонние дела. Вместе с тем он открыто презирал университетские степени и систему образования как таковую. Он хвастался, что нашел самых лучших и талантливых инженеров — молодых людей, не учившихся в престижных университетах. Хонда брал тех, чьи дипломы не позволяли им рассчитывать на работу в Toyota или Nissan. И в то же время ни одна компания так не поощряла чисто научные исследования, как Honda, и ни одна не давала своим специалистам большую свободу совершать ошибки.
____
Великолепная шестерка: люди, которые создали современную автоиндустрию www.olbuss.ru/books/velikolepnaya_shesterka_lyudi_kotorye_sozdali_sovremennuyu_avtoindustriyu/
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев