ГАРАНИН НИКОЛАЙ ПЕТРОВИЧ, ученый, организатор производства. Родился 10.12.1929 в д. Боровково Ногинского р-на Московской обл. в многодетной крестьянской семье. Трудиться начал в колхозе, в период Великой Отечественной войны помогал на сельскохозяйственных работах. После школы поступил в Ленинградский институт инженеров водного транспорта (ЛИИВТ, ЛИВТ, СПГУВК, ныне - Государственный университет морского и речного флота им. адмирала С.О. Макарова), учебу совмещал с работой. По окончании института более 19 лет работал в городах Сибири на предприятиях речного транспорта, три года трудился в ГДР от В/О «Судоимпорт» по наблюдению за постройкой и по приемке самоходных морских кранов; преподавал в Н
ВЫШКИНД ПАВЕЛ АБРАМОВИЧ (1910–1997), волжский фотолетописец. Родился в г. Астрахань в семье рабочего-шорника. Трудовую деятельность начал фотографом в астраханской газете «Коммунист». С 1931, в связи с переездом в г. Нижний Новгород, стал внештатным сотрудником в газете речников. В апреле 1939 был принят в штат газеты волгарей. В годы Великой Отечественной войны служил в артиллерийском полку Московского военного округа и одновременно с военной подготовкой выполнял задания газеты «Красный воин». После окончания войны работал фотокорреспондентом в Министерстве речного флота. Побывал во всех речных бассейнах России, во многих портах и пристанях, на судоремонтных заводах и гидротехнических соору
ВСЕВОЛОЖСКИЙ ВСЕВОЛОД АНДРЕЕВИЧ (1769–1836), русский промышленник и предприниматель, владелец заводов и предприятий. Родился в семье пензенского воеводы, погибшего в 1774 при взятии города войсками Е. Пугачева. А.С. Пушкин, знавший историю нескольких поколений Всеволожских, описал смерть воеводы Андрея Всеволожского в восьмой главе «Истории Пугачева». В 1797 унаследовал огромное состояние от бездетного дяди — Пермское имение, Усольские соляные промыслы, Пожевский чугунолитейный и железоделательный завод на р. Кама в 160 км выше г. Пермь. Став одним из крупнейших уральских землевладельцев-заводчиков, много средств расходовал на нововведения и улучшения, покровительствовал изобретателям. В 181
«ВЕЛИКИЙ КНЯЗЬ АЛЕКСАНДР МИХАЙЛОВИЧ»,двухдечный грузо-пассажирский колесный пароход Волжского басс. Построен в 1903 на Сормовском заводе для пароходного общества «Кавказ и Меркурий». Корпус стальной. Работал на пассажирской линии Нижний Новгород — Астрахань. В 1917 переименован в «Харьков», с 1923 — «Память тов. Азина», с 1950 — «Память Азина». В 1932 перестроен. Размерения: длина — 85,5 (89,7) м, ширина — 11,0 (20,4) м, высота— 13,3 м, осадка — 1,1–2,2 м. Мощность машины — 920 и.л.с. Грузоподъемность — 630 т. Пассажировместимость — 900 человек, в т.ч. 1-го кл. — 30 человек, 2-го кл. — 37 человек, 3-го кл. — 322 человек. В период Великой Отечественной войны вывозил из Саратова раненых и эва
«ВЕЛИКАЯ КНЯГИНЯ МАРИЯ ПАВЛОВНА», двухдечный пассажирский колесный пароход Волжского басс. Построен в 1885 на заводе «Коккериль» в Бельгии по заказу пароходного общества «Самолет» и послужил образцом для постройки серии судов («Пушкин» и др.). Начал эксплуатироваться в навигацию 1886. Первоначальные размерения: длина — 106,8 м, ширина в кожухах — 17,7 м. Машина компаунд мощностью 580 и.л.с. Пассажировместимость — около 200 человек. Грузоподъемность — около 160 т. Скорость в меженную воду — 23,5 км/ч вверх по течению и 26,7 — вниз. В начале 1910 перестроен под устоявшийся «самолетский» грузо-пассажирский тип и считался одним из лучших пароходов общества. Новые размерения: длина — 79,3 м, шири
БУРЛАЧЕСТВО. Массовый промысел, связанный с проводкой судов по рекам до введения пароходной тяги. В период расцвета, пришедшийся на 1840-е, бурлаков только в бассейне. Волги насчитывалось до 600 тыс. чел.Нанимали бурлаков в конце зимы, с наступлением Великого поста, часто на особых бурлацких базарах, знаменитейшим из которых считался пучежский. На битком забитых улицах работники стояли толпой, но по артелям. Каждая выбирала из своих рядов подрядчика, который вел переговоры с судовладельцами на виду у нее. При найме хозяин давал задаток, а рабочие вручали ему свои паспорта. В это время рядились на всю «путину» (т.е. путь) — короткую или дальнюю — от низовых пристаней до Нижнего Новгорода или
БЛИДМАН АВРАМ ФЁДОРОВИЧ (1912–1992), инженер-эксплуатационник. Родился в колонии Писаревка Житомирской губ. (ныне - Житомирская обл., Украина). С 1919 по 1929 работал по найму в Писаревке, с 1929 по 1930 был уполномоченным по батрачеству Союза рабземлеса. В 1930, после смерти родителей, переехал в г. Костенеть (Украина), откуда по оргнабору уехал в г. Кронштадт на строительство военного порта, где проработал до 1932 пильщиком, затем мотористом. С 1932 по 1935 служил в ВВС в Ленинградском Военном округе, где окончил школу младших авиатехников. После демобилизации уехал в г. Киев, где трудился в Киевском речном порту. С этого времени началась его трудовая деятельность на водном транспорте. Выс