Массовый промысел, связанный с проводкой судов по рекам до введения пароходной тяги. В период расцвета, пришедшийся на 1840-е, бурлаков только в бассейне. Волги насчитывалось до 600 тыс. чел.Нанимали бурлаков в конце зимы, с наступлением Великого поста, часто на особых бурлацких базарах, знаменитейшим из которых считался пучежский. На битком забитых улицах работники стояли толпой, но по артелям. Каждая выбирала из своих рядов подрядчика, который вел переговоры с судовладельцами на виду у нее. При найме хозяин давал задаток, а рабочие вручали ему свои паспорта. В это время рядились на всю «путину» (т.е. путь) — короткую или дальнюю — от низовых пристаней до Нижнего Новгорода или Рыбинска; эти бурлаки назывались коренными, в отличие от тех, которых нанимали по ходу. Расчет зависел от условий проводки и был на каждые 1000 пудов груза до десяти-двенадцати бурлацких ног. На судно в 20 тыс. пудов выходило от 50 до 100 человек. Особо нанимались лоцман, правивший в пути судном и распоряжавшийся на нем, два помощника — кормщики или завозенные, которые руководили завозом якорей, и водолив, представлявший хозяина и следивший за «отливом» — откачкой набирающейся воды — отсюда и прозвище; он отвечал за груз, у него хранились паспорта рабочих, харчевые деньги и припасы. Лоцман и водолив имели особые помещения: лоцман на палубе, водолив в кормовой части трюма. Недели за две до вскрытия рек артели являлись в места зимовок и готовили суда к плаванию, чтобы выйти тотчас по проходу льда, а иногда и вместе с ним. Выплывали нередко целыми караванами при колокольном звоне с молебнами; суда украшались
флагами. Сплавившись с верхового и среднего плесов до низовых пристаней (обычно ко второй половине апреля), суда спешно грузились и отходили обратно, чтобы пройти верховые плесы по большой воде без разгрузки. Волга в низовьях была еще в разливе, и двигаться приходилось «подачами»: в лодку-завозню с 8–10 рабочими и кормщиком брали канат-«подачу» с вчаленным к одному концу якорем и завозили на 800–1000 м вверх по реке. Якорь кидали, а завозня возвращалась к судну,постепенно выбрасывая канат, и передавала другой его конец на борт. Бурлаки цеплялись тогда к канату лямками и тянули его, упираясь ногами в палубу и подвигая судно, пока не доходили до кормы, откуда, отцепив лямки, переходили на нос и снова принимались за работу. Канат передавался на завозню, уже вставшую за кормой, а другая лодка уже завозила вторую подачу.
Труд был «с первой зари и до вечерней звезды»; по быстрой воде даже и ели посменно. Но все равно тяжелое судно не продвигалось более, чем на 10 верст в день. При попутном ветре можно было «бежать» под парусом, делая от 100 до 200 верст в сутки. При боковом ветре суда плохо слушались руля; часть бурлаков помогала лоцману ворочать руль, часть стояла у паруса, беспрерывно опуская либо подтягивая шкоты. Косные — наиболее ловкие и сильные рабочие — лазали на мачту и выправляли парус. С середины пути, обычно на плесе Самара—Казань, открывался из-под воды бечевник — используемая бурлаками 10-саженная полоса по берегу. Рабочие зачаливали лямки за канат-бечеву и впрягались. Другой конец бечевы проходил через блок, прикрепленный к судовой мачте. Обыкновенно для удобства и ровности тяги бечев подавалось две, и бурлаки делились на две «ссады», шедшие одна за другой. Впереди впрягался самый опытный и здоровый бурлак — «шишка», выбиравший путь и задававший ритм. За ним шли самые ленивые и «кабальные» рабочие, растратившие уже заработок и тянувшие за одни харчи, а позади ссады двигался «косный», наблюдавший за бечевой. Бурлаки ступали вперед только правой ногой и затем придвигали левую. Шли обязательно в ногу, и если кто-то сбивался, то артель немедленно заводила хоровую команду «сено-солома!» Без отдыха бурлаки работать целый день не могли, и поэтому чередовали смены — верст по 10–15. Реки разделялась на «перемены»: по Волге было 62 перемены с низовьев до Нижнего Новгорода и 18 выше. Вверх по р. Каме до устья р. Чусовой — 52. Волжские перемены, более длинные, чем камские, делились еще на десятины.К Ильину дню обычно все низовые суда приходили к г. Рыбинск, где с бурлаками рассчитывались. Их скапливалось в округе до сотни тысяч. Именно в Рыбинске стоит памятник бурлаку.
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 1