20 ноября легендарная балерина Майя Плисецкая могла бы отметить свое 100-летие
Непостижимая и восхитительная, она, как и подобает легенде, не поддавалась течению времени.
ЦВЕТАЕВА БАЛЕТА
У Андрея Вознесенского есть стихи о Майе Плисецкой, где он нашел точную формулу «Цветаева балета»:
«В ее имени слышится плеск аплодисментов.
Она рифмуется с плакучими лиственницами, с персидской сиренью, Елисейскими полями, с Пришествием.
Есть полюса географические, температурные, магнитные.
Плисецкая — полюс магии.
Она ввинчивает зал в неистовую воронку своих тридцати двух фуэте,
своего темперамента, ворожит, закручивает: не отпускает.
Есть балерины тишины, балерины-снежины — они тают.
Эта же какая-то адская искра. Она гибнет — полпланеты спалит!
Даже тишина ее — бешеная, орущая тишина ожидания,
активно напряженная тишина между молнией и громовым ударом.
Плисецкая — Цветаева балета».
Словами не опишешь танец…Увы...
Все против себя.
Все против правил.
Но единственное - я никогда себя не жалела
Я не знаю, что такое жалость к себе.
Майя Плисецкая
Еще один пример - жизнь вопреки.
Отца расстреляли, мать с грудным ребенком отправили в Акмолинский лагерь жен изменников родины.
Азарий был младшим, двух старших Александру и Майю забрали родственники, чтоб детей не отправили в детдома. Майю удочерила сестра матери солистка Большого театра Суламифь Мессерер И начала водить с собой на репетиции, на спектакли.
Посмотрев "Красную шапочку", был такой балет для детей, Майя, вернувшись домой, начала воспроизводить все партии. Судьба была предрешена, тетя отвела ее в хореографическое училище...
В 1942 году, в Свердловске, где в дни войны была труппа Большого, вышла впервые на сцену, танцевала композицию "Умирающий лебедь", которую специально для нее отредактировала С. Мессерер, чтобы подчеркнуть пластику ее рук..
Помню вечные споры, кто лучшая - Уланова, Семенова, Плисецкая...
Они все - лучшие. Они все - разные.
Пушкин не лучше Лермонтова, а Толстой - Чехова.
Все вместе это вершины, пики, культурные Эвересты..
Плисецкая танцевала в Большом все основные партии классического репертуара. Но потом у нее появился и свой репертуар. В 1958 году Майя Михайловна вышла замуж за композитора Родиона Щедрина. И с тех пор почти ежегодно он делал любимому человеку музыкальные подарки.
Многие запомнили Плисецкую в "Кармен-сюите", а ведь затем были "Анна Каренина", "Чайка", "Дама с собачкой"..
.Балерина умела на сцене создавать драматические и трагические образы. И ее полюбили такие балетмейстры, как Роллан Пети, Морис Бежар...
Специально для Майи Бежар поставил балеты "Айседора", "Леда", создал номер "Аве, Майя"...
Эти балеты с ее участием увидел мир.
Майя, открутив свои 32 фуэте привнесла в балет небывалое – балет рук…
Можно было следить только за ее шеей, спиной , руками – и задохнуться от счастья – на твоих глазах обретало плоть абстрактное слово – вдохновение.
Майя Плисецкая умерла в Мюнхене, где последние годы они с Щедриным жили. Завещала себя кремировать, а когда умрет и Щедрин, развеять их прах над Россией.
Когда-то Фурцева сказала Плисецкой - ваша "Кармен - сюита" балет однодневка, через год о нем и не вспомнят. На что Плисецкая ответила - мeня не будет, а сюиту будут танцевать...
Майя Михайловна была умным человеком:
«Люди не делятся на классы, расы, государственные системы.
Люди делятся на плохих и хороших. Только так.
Хорошие всегда исключение, подарок Неба.»
С озорными глазами, невзирая на возраст, с торжествующей улыбкой и королевской осанкой, Плисецкая никогда не прекращала удивлять общественность. Она всегда была звездой, такой она и останется в нашей памяти.
Остались ее танцы, остались спектакли,
осталась хореография,
осталась память о ней,
осталась книга...
Публикация Людмила Фудим
Комментарии 5
Взошёл над земной суетой.
Над чьей-то безликостью светской
Над хитростью
И добротой.
Осенняя Лебедь в полёте.
Чем выше —
Тем ярче видна.
— Ну, как вы внизу там живёте?
Какие у вас времена?
Вы Музыкой зачаты, Майя.
Серебряная струна.
Бессмертие —
Как это мало,
Когда ему жизнь отдана.
Во власти трагических судеб
Вы веку верны своему.
А гения время не судит.
Оно только служит ему.
Великая пантомима —
Ни бросить,
Ни подарить.
Но всё на земле повторимо.
Лишь небо нельзя повторить.
Сандаловый профиль Плисецкой
Над временем —
Как небеса.
В доверчивости полудетской
Омытые грустью глаза…
Из зала я —
Как из колодца
Смотрю в эту вечную синь.
— Ну, как наверху вам живётся?
Я Лебедя тихо спросил. /А .Дементьев/