Что и не знала я, что я — поэт,
Сорвавшимся, как брызги из фонтана,
Как искры из ракет,
Ворвавшимся, как маленькие черти,
В святилище, где сон и фимиам,
Моим стихам о юности и смерти,
— Нечитанным стихам! —
Разбросанным в пыли по магазинам
(Где их никто не брал и не берет!),
Моим стихам, как драгоценным винам,
Настанет свой черед.
18 июня 1939 года, спустя 17 лет эмиграции, Марина Цветаева все же вернулась в СССР - после долгих колебаний, по настоянию мужа и дочери.
Незадолго до возвращения Марина Ивановна писала своей чешской подруге Анне Тесковой:
«Всё меня выталкивает в Россию, в которую - я ехать не могу. Здесь я не нужна. Там я невозможна».
Сразу после приезда Цветаева узнала, что её сестру Анастасию арестовали и отправили в ссылку.
Уже спустя два месяца ее настиг новый удар - 27 августа арестовали дочь Ариадну, под пытками она дала признательные показания, была осуждена за «шпионаж» на 8 лет лагерей.
А 10 октября арестовали и мужа Сергея Эфрона.
От дочери Цветаева ещё успеет получить весной 1941 года несколько писем – из лагеря в Коми АССР, от мужа – уже никогда, ни строчки.
Его расстреляют спустя два месяца после самоубийства Цветаевой.
Для самой Цветаевой начинаются бесконечные мытарства без постоянного жилья.
С июня 1939 по сентябрь 1940 года она кочует из одного жилища в другое, везде на птичьих правах, со страхом быть выселенной в любую минуту. Сначала это были московские пригороды: Болшево, Голицино, потом комната в Зоологическом музее на улице Герцена, комнатка в Мерзляковском переулке.
В этот период Марина Ивановна пишет знакомой:
"Моя жизнь очень плохая. Моя нежизнь. Вчера ушла с улицы Герцена, где нам было очень хорошо, во временно-пустующую крохотную комнатку в Мерзляковском переулке.
Обратилась к заместителю Фадеева — Павленко — очаровательный человек, вполне сочувствует, но дать ничего не может, у писателей в Москве нет ни метра, и я ему верю. Предлагал загород, я привела основной довод: собачьей тоски, и он понял, не настаивал. За городом можно жить большой дружной семьей, где один другого выручает, сменяет, и т.д. — а тaк — Мур в школе, а я с утра до утра — одна со своими мыслями (трезвыми, без иллюзий) — и чувствами (безумными: якобы-безумными, — вещими), — и переводами, — хватит с меня одной такой зимы.
Обратилась в Литфонд, обещали помочь мне приискать комнату, но предупредили, что «писательнице с сыном» каждый сдающий предпочтет одинокого мужчину без готовки, стирки и т. д. — Где мне тягаться с одиноким мужчиной!
Словом, Москва меня не вмещает. Мне некого винить. И себя не виню, п.ч. это была моя судьба. Только — чем кончится??
И — доколе?
Хорошо, не я одна…
Да, но мой отец поставил Музей Изящных Искусств — один на всю страну — он основатель и собиратель, его труд — 14-ти лет...
Я не могу вытравить из себя чувства — права.
Не говоря уже о том, что в бывшем Румянцевском Музее три наши библиотеки: деда: Александра Даниловича Мейна, матери: Марии Александровны Цветаевой, и отца: Ивана Владимировича Цветаева. Мы Москву — задарили.
А она меня вышвыривает: извергает. И кто она такая, чтобы передо мной гордиться?
Мне – совестно: что я еще жива. Тaк себя должны чувствовать столетние (умные) старухи…
Меня начинают жалеть — совершенно чужие люди. Это — хуже всего, потому что я от малейшего доброго слова — интонации — заливаюсь слезами, как скала водой водопада.
И Мур впадает в гнев. Он не понимает, что плачет не женщина, а скала».
Литературное «возвращение» поэта началось в 1956 году, когда в альманахе «Литературная Москва» были напечатаны семь стихотворений Цветаевой. С 1961 года стали выходить сборники ее избранных произведений. Сбылось давнее пророчество поэта:
«Моим стихам, как драгоценным винам, настанет свой черед…»
Московские Записки
Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 4