Против зла можно протестовать, его можно разоблачить, в крайнем случае его можно пресечь с помощью силы; зло всегда несёт в себе зародыш саморазложения, оставляя после себя в человеке по крайней мере неприятный осадок.
Против глупости мы беззащитны. Здесь ничего не добиться ни протестами, ни силой; доводы не помогают; фактам, противоречащим собственному суждению, просто не верят — в подобных случаях глупец даже превращается в критика, а если факты неопровержимы, их просто отвергают как ничего не значащую случайность. При этом глупец, в отличие от злодея, абсолютно доволен собой; и даже становится опасен, если в раздражении, которому легко поддаётся, он переходит в нападение. Здесь причина того, что к глупому человеку подходишь с большей осторожностью, чем к злому. И ни в коем случае нельзя пытаться переубедить глупца разумными доводами, это безнадёжно и опасно.
Можем ли мы справиться с глупостью? Для этого необходимо постараться понять её сущность. Известно, что глупость не столько интеллектуальный, сколько человеческий недостаток. Есть люди чрезвычайно сообразительные и тем не менее глупые, но есть и тяжелодумы, которых можно назвать как угодно, но только не глупцами. С удивлением мы делаем это открытие в определённых ситуациях. При этом не только создаётся впечатление, что глупость — прирождённый недостаток, сколько приходишь к выводу, что в определённых ситуациях люди оглупляются или дают себя оглуплять.
Глупость представляется скорее социологической, чем психологической проблемой. Она не что иное, как реакция личности на воздействие исторических обстоятельств, побочное психологическое явление в определённой системе внешних отношений. При внимательном рассмотрении оказывается, что любое мощное усиление внешней власти (будь то политической или религиозной) поражает значительную часть людей глупостью. Создается впечатление, что это прямо-таки социологический и психологический закон.
Власть одних нуждается в глупости других. Процесс заключается не во внезапной деградации или отмирании некоторых (скажем, интеллектуальных) человеческих задатков, а в том, что личность, подавленная зрелищем всесокрушающей власти, лишается внутренней самостоятельности и (более или менее бессознательно) отрекается от поиска собственной позиции в создающейся ситуации.
Глупость часто сопровождается упрямством, но это не должно вводить в заблуждение относительно её несамостоятельности. Общаясь с таким человеком, просто-таки чувствуешь, что говоришь не с ним самим, не с его личностью, а с овладевшими им лозунгами и призывами. Он находится под заклятьем, он ослеплён, он поруган и осквернён в своей собственной сущности. Став теперь безвольным орудием, глупец способен на любое зло и вместе с тем не в силах распознать его как зло. Здесь коренится опасность дьявольского употребления человека во зло, что может навсегда погубить его.
Но именно здесь становится совершенно ясно, что преодолеть глупость можно не актом поучения, а только актом освобождения...
Дитрих Бонхёффер. Сопротивление и покорность.


Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 2
Массейс изобразил своего дурака с наростом на лбу, который, как считалось, содержал «камень глупости», ответственный за глупость или умственную отсталость.Традиционный костюм дурака включает в себя плащ с капюшоном с головой петуха и уши осла, а также колокольчики, прикрепленные к красному поясу. Дурак держит посох, увенчанный маленькой резной фигурой другого дурака в шутовском колпаке. Этот посох можно использовать в качестве куклы для сатирических сцен или пьес. Непристойный жест фигуры в виде стаскивая штанов с зада символизирует оскорбления, связанные с дураками.
Дурак держит палец на губах – это жест молчания, он отсылает к греческому богу молчания Гарпократу, который обычно изображался таким образом. Молчание считалось добродетелью, связанной с мудрыми людьми, такими как философы, ученые или монахи. Здесь, однако, Массейс превращает жест в пародию, сопоставляя его с надпи...ЕщёКрасноречивой иллюстрацией глупости может служить картина Квентина Массейса" Аллегория Глупости "
Массейс изобразил своего дурака с наростом на лбу, который, как считалось, содержал «камень глупости», ответственный за глупость или умственную отсталость.Традиционный костюм дурака включает в себя плащ с капюшоном с головой петуха и уши осла, а также колокольчики, прикрепленные к красному поясу. Дурак держит посох, увенчанный маленькой резной фигурой другого дурака в шутовском колпаке. Этот посох можно использовать в качестве куклы для сатирических сцен или пьес. Непристойный жест фигуры в виде стаскивая штанов с зада символизирует оскорбления, связанные с дураками.
Дурак держит палец на губах – это жест молчания, он отсылает к греческому богу молчания Гарпократу, который обычно изображался таким образом. Молчание считалось добродетелью, связанной с мудрыми людьми, такими как философы, ученые или монахи. Здесь, однако, Массейс превращает жест в пародию, сопоставляя его с надписью под головой петуха «Mondeken toe», что означает «держи рот на замке».