в котором хочется разбираться, которое хочется понять.
Притом, что после первого просмотра фильм показался мне… эдаким… эдакой мелодраматической комедией с элементами сюра.
Позже пересмотрел, ахнул: нет, ребята, всё не так… всё не так, ребята!.. Всё есть: и комедия, и сюр, и мелодрама. Но основа – злая. Суровая, доложу я вам, основа. Полагаю, именно поэтому режиссёр Глеб Панфилов пригласил на главную роль Михаила Ульянова. Кто лучше него может показать внутреннюю борьбу с самим собой?
"ТЕМА", 1979г.
Михаил Ульянов
Инна Чурикова
Сергей Никоненко
Станислав Любшин
Наталья Селезнёва
Евгений Весник
Весника отмечаю особо, ибо все остальные играют, в сущности, знакомые образы:
Любшин — чудаковатый учёный (бывший и перспективный), а ноне писатель и могильщик (почти шекспировский), мечтающий уехать в США.
Селезнёва — талантливая любовница Главного Героя.
Чурикова играет искусствоведа и экскурсовода Суздальского музея. Пишет книгу о поэте Чижикове (прообразом которого стал палехский мистический поэт Балдёнков).
Сергей Никоненко — гаишник, лейтенант. Честный до самой бескозырки. Самый Праведный Гаишник Советского Союза (существовал такой штамп).
А вот Весник… его роль не Главная (он играет Игорь Ивановича Пащина), но… я бы сказал, Заглавная. Он не антагонист, но оттеняет Главного Героя — Кима Алексеевича Есенина (его играет Михаил Ульянов). Ким приехал в Суздаль за эмоциями, за историческим материалом, он нащупывает новую книгу.
Весник… полагаю, режиссёр фильма Панфилов (он же и соавтор сценария) как бы разделил Главного Героя на две части, на двух людей. Один сомневается в себе, другой в себе уверен: Весник и Ульянов.
О сюжете.
Популярный драматург Ким Есенин переживает творческий кризис, и едет (в дворянской русской традиции) в Суздаль — "припасть к корням". В Суздали он знакомится с Чуриковой — чудаковатой женщиной, искусствоведом.
Плюс ещё несколько колоритных персонажей/встреч.
…и много, много мыслей…
/конец трейлера
Фильм настоятельно рекомендую. Он вас обогатит. Смотреть его можно по-разному, разными глазами. Как бы вникая, и как бы поглядывая. Как бы углубляясь, и как бы слегка. Он напоминает пруд, но пруд глубокий и даже слегка страшноватый в своей бездонности: можно плескаться по тёплой водичке верхами, а можно нырнуть в "темноту".
Всякая метода пригодна.
Почему так?
Полагаю, из-за "трудной судьбы". Дело в том, что изначально кино задумывалось, как уличающее диссидентов и эмигрантов. Госкино стало подбирать режиссёров, и – выяснилось! – что снимать такую "заказуху и муру" согласен только Глеб Панфилов. Режиссёр согласился, но поставил условие: будет писать сценарий со своим другом Александром Червинским.
Михаил Ульянов был выбран меж Смоктуновским и Баталовым. Ибо только Ульянов – повторюсь – принёс в фильм внутреннюю противоречивую злую "глыбу-проблему".
С появлением Ульянова, лоскутное одеяло будущего фильма перекроилось: "эмигрант" Любшин (патлатый могильщик) ушел в сторону, Ульянов его заслонил. Чтобы "подтянуть" образ Любшина, придумали роль для Чуриковой — женщины чувствительной и странноватой одновременно. Притягательной.
Финал фильма несколько раз переделывали. Переснимали в буквальном смысле слова. Ульянов погибал и восставал из пепла.
…могу ошибаться, но на моё понимание этой истории финал не нужен вовсе. Она не нуждается в "крышке", и чем более финал открыт, тем правильнее.
/но… зрителю-то хочется узнать, чем дело закончилось
)
Искренно Ваш, Искремас (Алексей Бородкин)
З.Ы. Примечательна судьба фильма. После премьеры его раскритиковали, положили на полку и забыли. В 1987 году вспомнили, отправили на Берлинский кинофестиваль, где фильм произвёл фурор и собрал все основные призы.
Чудны дела твои, Господи!
/более ничего не скажу, смотрите!
Из гр. Кино Живопись Лмтература
Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев