К сожалению, я не могу стать императором. Это не моя профессия. Я не хочу властвовать и завоёвывать.
Я хотел бы по возможности помочь всем: евреям, христианам, чёрным, белым.
Все мы хотим помогать друг другу. Мы так устроены.
Хотим жить счастьем других, не их страданиями.
Мы не хотим ни ненавидеть, ни презирать.
Есть место для каждого.
Земля богата и может накормить всех.
Жизнь может быть свободной и прекрасной, но мы сбились с пути.
Алчность отравила души людей, воздвигла барьеры ненависти, привела нас к страданиям и кровопролитию.
Мы набрали скорость, но замкнулись в себе.
Машины дают изобилие, оставляя в нужде.
Знания делают нас циничными, а мастерство — жесткими.
Мы много думаем и мало чувствуем.
Нам нужны не машины, а человечность.
Нам недостает мастерства, но ещё больше доброты.
Без них в жизни властвует жестокость и подавляется воля.
Самолёты и радио сблизили нас. Сама природа этих изобретений взывает к доброте, к братству и сплоченности.
Мой голос доходит в этот момент до миллионов отчаявшихся мужчин, женщин, детей всего мира. До жертв системы, подвергающей пыткам и заключающей в тюрьмы невинных.
Тем, кто слышит, я говорю: храните надежду!
Наше сегодняшнее несчастье из-за алчности и горечи тех, кто не верит в прогресс человечества.
Ненависть людей пройдет, диктаторы умрут, власть, отнятая ими у народа, вернется к нему.
Свобода не погибнет, пока существует человечество.
Солдаты! Не подчиняйтесь этим свиньям, презирающим, порабощающим вас, диктующим вам ваши действия, ваши мысли и чувства!
Они дрессируют вас, держа на диете, готовя пушечное мясо.
Не подчиняйтесь этим мракобесам с механическими мозгами и сердцами!
Вы не машины, не скот — вы люди, несущие человечность в ваших сердцах!
Вы не знаете ненависти!
Только бессердечные ненавидят!
Солдаты, не воюйте за рабство, боритесь за свободу!
В семнадцатой главе Святой Лука писал: «Царствие Божие — в человеке.»
Не в одном человеке или группе, во всех людях! В вас!
У вас власть для создания машин!
У вас власть для создания счастья!
Вы способны дать этой жизни свободу и красоту, сделать ее прекрасным увлечением.
От имени демократии возьмем эту власть.
Объединяйтесь! Боритесь за новый мир, который предоставит всем работу, будущее для молодежи, покой для стариков.
Давая такие обещания, свиньи взяли власть.
Но они лгут! Они не держат своих обещаний.
Диктаторы освобождают себя, но порабощают народы!
Надо бороться, чтобы сбылись эти обещания!
За освобождение мира, за уничтожение национальных барьеров, за исчезновение алчности, ненависти и нетерпимости.
Надо бороться за мирную жизнь, в которой наука и прогресс поведут к счастью для всех!
Солдаты! От имени демократии объединимся!
Чарли Чаплин. Финальная речь из фильма Великий диктатор https://youtu.be/d3X4fX_GEXM
Давным-давно, когда кино еще было немым, а великий Голливуд отнюдь не являлся гигантской фабрикой грез, иллюзий и снов, а был всего-навсего жалкой провинциальной дырой, когда не было еще на свете ни Спилберга, ни Кэмерона, и Леонардо ди Каприо не тонул с «Титаником», и не властвовал «Властелин колец», жил-да-был в этом самом пресловутом Голливуде маленький человечек в рваных ботинках, нелепом котелке, с бамбуковой тросточкой наперевес и неуклюжей походкой в придачу. И звали этого человечка коротко и печально — Чарли.
Тщедушный человечек с черными усиками "щеточкой", одетый в нелепый костюм, семенящий забавной походкой "в первой позиции". Потешный маленький бродяга с большим сердцем и обостренным чувством собственного достоинства. А на самом деле — величайший комик в истории кинематографа, актер, сценарист, режиссер, композитор и продюсер всех своих фильмов, сумевший рассмешить до слез целый мир.
1920-м году было замечено, что Чаплин уже превзошел славой Наполеона. Если это преувеличение, то очень небольшое. Хотя бы один фильм с его участием видел каждый, о нем написан Монблан книг и статей, среди авторов Эйзенштейн, Андре Базен, Пазолини, Жорж Садуль, Луи Деллюк.
Чаплин стал символом Кино как такового, знаковым персонажем ХХ века. Он и его герой с тросточкой, забавный Чарли, из всех передряг выходивший победителем, слились в едином образе: хрупкий, маленький, смешной человек пробивает себе дорогу, преодолевая любые препятствия и противостоя всем "машинам подавления". Ничего от патентованного мачо - и какая сила!
Чарльз Спенсер Чаплин — это имя навсегда останется символом неповторимого мастерства буффонады и яркой иронии. Он был явлением воистину наднациональным. Эйзенштейн удостоил его титула "Его Величество Дитя". Для Феллини он был "Адамом, от которого все мы ведем родословную". Снимаем шляпу и мы — нам посчастливилось быть его современниками.
Это потом человечек станет сэром Чарльзом Спенсером Чаплиным, лауреатом нескольких «Оскаров», весьма богатым джентльменом, возведенным в рыцарское звание королевой Великобритании Елизаветой II, станет крупнейшей фигурой мирового кинематографа.
А в начале жизни, в начале ХХ века Чаплин был обладателем «несметных богатств» в виде отца-алкоголика и сумасшедшей матери, голода и нищеты, первых робких шагов в мюзик-холле и кинематографе. Но штормы жизни были ему нипочем.
…Чарли родился 16 апреля 1889 года в Лондоне. Вскоре отец бросил семью. Мать, певица Ханна Хилл (по сцене Лили Герли), закончила свои дни в клинике для душевнобольных. Детство его было нищим и голодным. Уже двухлетним карапузом он выучил чечетку, в семь лет пел и танцевал на сцене. В 1906 году был принят в труппу пантомимы Карно. В 1913-м, во время гастролей труппы в США, заключил контракт с кинокомпанией Keystone. Здесь в 1914-м в комедии "Зарабатывая на жизнь" состоялся актерский дебют Чарли, а его первой режиссерской работой стал фильм "Застигнутый дождем". С лета 1914 года окончательно сложился образ его героя — доверчивого бродяги-неудачника. Усики и тросточку он "позаимствовал" у другого великого комика — Макса Линдера. Герой Чаплина был банкиром и маляром, полицейским и механиком, попрошайкой и Тарзаном. И даже... Кармен в пародийной экранизации оперы! А сам он стал одним из ведущих комиков американского кино.
В 1916 году, работая с кинокомпанией Mutual, он снимает картину "Новые времена". Чаплин стал самым высокооплачиваемым актером в мире. В 1919 году вместе с Джоном Гриффитом, Мэри Пикфорд и Дугласом Фэрбенксом создает независимую кинокомпанию United Artists. В 1923 году им была снята сентиментальная драма "Парижанка", после чего его и назвали "гением кино". Стремясь к полной независимости, он основал собственную студию Charles S. Chaplin Film corporation.
…Его "пассией" во многих картинах была молодая актриса Эдна Первиэнс. С ней они расстались друзьями. А вскоре он стал ухаживать за 15-летней Милдред Гаррис. И добился взаимности — то есть постели… Ему пришлось официально оформить брак. Однако ее беременность оказалась ложной... А за Чарли окончательно закрепилась дурная слава.
Чаплин решил снять фильм "Малыш" — о маленьком мальчике-бродяге. Сам рисовал эскизы декораций, воспроизводя по памяти трущобы, в которых доводилось ему жить в детстве. Наконец, в 1921 году фильм начал свое триумфальное шествие по экранам мира. Одну из босоногих "герлз" с ангельскими крылышками, которая снится Чарли в раю, — прехорошенькую Лилит Макмюррей (псевдоним — Лита Грей) Чаплин снял в главной роли и в своей следующей картине "Золотая лихорадка" (1925), ставшей одним из лучших фильмов в истории киноискусства.
…Вскоре обнаружилось, что "ангелица" беременна. Под угрозой тюремного срока в 20 лет за растление несовершеннолетней и штрафа в 10 миллионов долларов был заключен брак. По словам Литы, на протяжении двух лет брака Чаплин имел связи не менее чем с пятью известными актрисами. Среди них, поговаривают, даже была великая затворница Грета Гарбо. Вскоре состоялся громкий развод.
От депрессии его спасло стремление побыстрее приступить к съемкам нового фильма "Цирк". Он принес автору большой успех и премию "Оскар". Далее — картина "Огни большого города" (1931). После грандиозного успеха в США Чаплин повез "Огни…" в Европу, где встретился с Черчиллем, Уэллсом, Шоу, Эйнштейном.
В июле 1932 года Чаплин познакомился с молодой актрисой Полетт Годар. Она снимается в главной роли в его фильме "Новые времена" (1936). В этой картине зрители впервые услышали голос Чаплина, спевшего лирическую песенку. А Полетт стала третьей женой Чаплина.
…Реагируя на угрозу фашизма, Чаплин снял свой первый звуковой фильм, гротесковую карикатуру "Великий диктатор" (1940), где сыграл две роли: еврея-парикмахера и фашистского диктатора Аденоида Хинкеля — язвительную пародию на Гитлера. После выхода фильма тот назвал Чаплина врагом № 1 Великой Германии.
После того как Чаплин и Полетт Годар расстались, у него на горизонте возникла Джоан Берри... Высказывались версии, что ее либо наняла одна из нацистских организаций, либо красотка сотрудничала с ФБР — слишком уж рьяно рвалась она к Чаплину в постель... И снова ему пришлось отделаться круглой суммой.
Спасением для него стала женитьба в 1943 году на 18-летней Уне О'Нил, дочери знаменитого американского драматурга Юджина О'Нила, наделенной очарованием, тонким умом и застенчивостью. Она полюбила Чарли, а не его славу. В сентябре 1952 года семья Чаплина покинула США. А позже ему и вовсе запретили въезд в Америку. Он подыскал подходящий дом — виллу в Веве (Швейцария). Тогда в его семье было уже восемь детей (младший сын родился в 1962 году, когда Чаплину исполнилось 73 года).
В 1957 году вышла его эксцентрическая сатира "Король в Нью-Йорке", а в 1966-м — романтическая комедия "Графиня из Гонконга" с участием Софи Лорен и Марлона Брандо. Наконец пришло признание. Он был удостоен советской Международной премии мира, почетной степени доктора литературы Оксфордского университета, специального приза за творчество в целом на Каннском фестивале, Ордена Почетного легиона. Получил "Золотого льва" на кинофестивале в Венеции и "Оскара" — "за выдающийся вклад в дело превращения кино в искусство". "Оскар" завоевала и его лирическая мелодрама "Огни рампы". А в марте 1975-го королева Елизавета присвоила ему почетный рыцарский титул.
Гениальный комик тихо скончался в рождественскую ночь 25 декабря 1977 года в возрасте 88 лет и похоронен в Веве.
В начале ХХ века Чарли Чаплина называли самой известной фигурой в мире. Сегодня, в начале века ХХI, мы вспоминаем, что оставил он миру. 11 детей, бесчисленное количество любовниц, в поисках которых был неутомим до самой смерти, скандальную историю с ворами, похитившими гроб с его телом. Но это уже чересчур, хватило бы тросточки и котелка, которые всегда с нами. Маленькие люди были во все времена, даже когда деревья были большими. Им удавалось ловко обманывать больших, хотя они и сами частенько были биты. Они были слабыми, иногда полными, иногда худыми, но всегда очень быстро бегали, и им все-таки доставалась любовь не самых последних красавиц — наверное, как некоторая компенсация за слишком большое сердце.
Других звезд немого кино называли несравненными, загадочными, блистательными. Чаплина — просто великим. Фамилия такая.
...Благодаря Чаплину мы становились лучше, сильнее и искреннее. Он учил нас не бояться коварных подвохов судьбы и преодолевать собственную ничтожность, цинизм и жестокость. Он знал, что жизнь — трагедия, когда видишь ее крупным планом, и комедия, когда смотришь на нее издали. И мы с благодарностью осознаем — без него мир был бы куда бледнее.
После прочтения книги Ч. Чаплина
"Моя автобиография"
а также по материалам издания "Чарли Чаплин. Комик мирового экрана"
Искусство, 1966.
"Cultural Capital"
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев