Книжечка совсем маленькая, что называется, «карманного формата». Ее удобно носить с собой. Удобно держать на столе – как педагогический манифест, как максиму. Во время работы то и дело кидаешь взгляд на обложку, на которой написано: «НЕТ НАСИЛИЮ!».
А под обложкой – краткий «обзор» истории воспитания и попытка подвести итоги широко используемых «методов и приемов»:
«…Каким было детство диктаторов, тиранов, угнетателей, мучителей? Думаю, у многих из них мы обнаружим отца-тирана или другого воспитателя с палкой в руке…»
Вроде бы это уже стало неопровержимым фактом: насилие, пережитое в детстве, в разных формах (от физических до вербальных) въедается в человека и формирует его собственное поведение. Но для взрослых насильственное поведение по отношению к детям и по сей день является «эффективной воспитательной мерой».
«Как не впасть в безысходность и отчаяние, слыша очередные призывы к возвращению старой авторитарной системы?..» – спрашивает Астрид Линдгрен. В 1978 году.
«Как не впасть в безысходность и отчаяние» сегодня, в 2019-м, не только слыша призывы, но и наблюдая возвращение старой авторитарной системы?
Астрид Линдгрен обретала спасение в «наивности детского писателя», в своей вере в детей и в людей, в то, что «злая воля не может быть врожденной». Ей казалось, что можно изменить этот мир, если начать с себя, со своих отношений с детьми, с того, чтобы выстроить мира «у себя дома».
И тут же признавала: «Утопия!»
Пожалуй, отрефлексированная утопичность наших действий и устремлений – характерная черта современной гуманистической педагогики. Мы словно живем с чувством неизбежного поражения: ведь нам известно, что Слово тоже может предать, что Речь – оружие обоюдоострое.
Но взгляд все же благодарно цепляется за слова «Нет насилию!» – хотя в книге после речи Астрид Линдгрен на церемонии награждения следует ее стихотворение «Будь я Богом», которое иначе чем плачем по человечеству не назовешь:
«А горше всего
я плачу о детях
о каждом ребенке на свете
горько-горько.
Да, будь я Богом
Как мне не плакать о детях
горчайшим плачем,
ибо разве мог я помыслить
что все это с ними случится?..»
Плачем-предчувствием нового Потопа…
Но в своих детских книгах Астрид Линдгрен непременно дарует героям освобождение от неправильностей взрослого мира и прекрасные перспективы. А читателей вдохновляет на Жизнь.
Комментарии 1
***
Дети мечтают о свободе, о самостоятельности, о том, чтобы не зависеть от взрослых. Если бы мы не забывали об этом с годами, то и нам, нашим детям жилось бы гораздо проще. Мне повезло — я ничего не забыла.
***
Я знаю, что не является смыслом жизни. Копить деньги, вещи, дела, жить знаменитостью, красоваться на страницах журналов про знаменитостей, так бояться одиночества и тишины, что ни разу не найти времени в тишине и покое подумать: что делать мне с моим коротким земным веком?