Именно в этот день в 1974 году политзаключённые лагеря в Мордовии объявили массовую голодовку, протестуя таким показательным способом против политических репрессий в Советском Союзе. Официальный статус Дня памяти этой дате был присвоен специальным постановлением ВС РСФСР, датированным 18 октября 1991 года.
Эта память неизбывна, вина перед этими людьми бесконечна, молох беззакония не только погубил безвинных, переломал судьбы, разрушил семьи и осиротил детей. Он еще и развратил современников всего этого злодейства, вывернул наизнанку главные понятия, определяющие человека, и, как проказа, оставил неизгладимое уродство сознания и принципов осуществления власти. Поэтому преступно избегать этой темы, делать вид, что все позади и необратимо, надо снова и снова к этому возвращаться, чтоб не пришлось оставить в наследство такую же судьбу своим детям.
Татьяна Хохрина
Около двадцати лет я провел в лагерях и в ссылке. По существу я еще не старый человек, время останавливается на пороге того мира, где я пробыл двадцать лет. Подземный опыт не увеличивает общий опыт жизни — там все масштабы смещены, и знания, приобретенные там, для «вольной жизни» не годятся. Человек выходит из лагеря юношей, если он юношей арестован. Подобно тому, как медицинские права, приобретенные в лагерной фельдшерской школе, действительны только в пределах Дальнего Севера, как давал когда-то «разъяснения» Магаданский Санотдел.
Что я видел и понял в лагере:
1. Чрезвычайную хрупкость человеческой культуры, цивилизации. Человек становился зверем через три недели — при тяжелой работе, холоде, голоде и побоях.
2. Главное средство растления души — холод, в среднеазиатских лагерях, наверное, люди держались дольше — там было теплее.
3. Понял, что дружба, товарищество никогда не зарождается в трудных, по-настоящему трудных — со ставкой жизни — условиях. Дружба зарождается в условиях трудных, но возможных (в больнице, а не в забое).
4. Понял, что человек позднее всего хранит чувство злобы. Мяса на голодном человеке хватает только на злобу — к остальному он равнодушен.
5. Понял разницу между тюрьмой, укрепляющей характер, и лагерем, растлевающим человеческую душу.
7. Понял, что человек стал человеком потому, что он физически крепче, цепче любого животного — никакая лошадь не выдерживает работы на Крайнем Севере.
8. Увидел, что единственная группа людей, которая держалась хоть чуть-чуть по-человечески в голоде и надругательствах, — это религиозники — сектанты — почти все и большая часть попов.
9. Легче всего, первыми разлагаются партийные работники, военные.
11. Что народ различает начальников по силе их удара, азарту битья.
16. Понял, что можно жить злобой.
17. Понял, что можно жить равнодушием.
18. Понял, почему человек живет не надеждами — надежд никаких не бывает, не волей — какая там воля, а инстинктом, чувством самосохранения — тем же началом, что и дерево, камень, животное.
19. Горжусь, что решил в самом начале, еще в 1937 году, что никогда не буду бригадиром, если моя воля может привести к смерти другого человека — если моя воля должна служить начальству, угнетая других людей — таких же арестантов, как я.
20. И физические и духовные силы мои оказались крепче, чем я думал, — в этой великой пробе, и я горжусь, что никого не продал, никого не послал на смерть, на срок, ни на кого не написал доноса.
23. Видел, что женщины порядочнее, самоотверженнее мужчин — на Колыме нет случаев, чтобы муж приехал за женой. А жены приезжали, многие (Фаина Рабинович, жена Кривошея) (См. очерк «Зеленый прокурор» Собр.соч., т.I, с. 531-571).
24. Видел удивительные северные семьи (вольнонаемных и бывших заключенных) с письмами «законным мужьям и женам» и т.д.
28. Видел ледяной карцер, вырубленный в скале, и сам в нем провел одну ночь.
29. Страсть власти, свободного убийства велика — от больших людей до рядовых оперативников — с винтовкой (Серошапка (См. рассказ «Ягоды». Собр. Соч., т.I, с. 54-56.) и ему подобные).
30. Неудержимую склонность русского человека к доносу, к жалобе.
31. Узнал, что мир надо делить не на хороших и плохих людей, а на трусов и не трусов. 95% трусов при слабой угрозе способны на всякие подлости, смертельные подлости.
32. Убежден, что лагерь — весь — отрицательная школа, даже час провести в нем нельзя — это час растления. Никому никогда ничего положительного лагерь не дал и не мог дать. На всех — заключенных и вольнонаемных — лагерь действует растлевающе.
33. В каждой области были свои лагеря, на каждой стройке. Миллионы, десятки миллионов заключенных.
34. Репрессии касались не только верха, а любого слоя общества — в любой деревне, на любом заводе, в любой семье были или родственники, или знакомые репрессированы.
36. Научился «планировать» жизнь на день вперед, не больше.
39. Понял, какая страшная вещь — самолюбие мальчика, юноши: лучше украсть, чем попросить. Похвальба и это чувство бросают мальчиков на дно.
45. Что перейти из состояния заключенного в состояние вольного очень трудно, почти невозможно без длительной амортизации.
Варлам Шаламов
30 октября - День памяти жертв политических репрессий
В СССР под сталинские репрессии попадали как рядовые граждане, так и видные деятели науки и искусства. Очень часто дела были сфабрикованы и строились на доносах, не имея под собой никаких других доказательств. Тему репрессий описали в своих произведениях Анатолий Рыбаков («Дети Арбата»), Александр Солженицын («Архипелаг ГУЛАГ»), Варлам Шаламов («Колымские рассказы»), Анна Ахматова (поэма «Реквием»)...
Вспомним наших писателей, поэтов, которые на себе ощутили весь ужас репрессий. Их было гораздо больше, здесь только некоторые.
✨Осип Мандельштам (1891-1938) – русский поэт, прозаик и переводчик, эссеист, критик, литературовед. Один из крупнейших русских поэтов XX века.
«Мы живем под собою не чуя страны...» Мандельштам написал осенью 1933, а в мае 1934 его арестовали по доносу. Лишь благодаря защите Бухарина поэта приговорили только к ссылке в Чердынь.
В 1937 году он вернулся в Москву, но был арестован вторично в мае 1938 года и отправлен по этапу в лагерь на Дальний Восток.
Скончался 27 декабря 1938 года от тифа в пересыльном лагере Владперпункт (Владивосток). Тело Мандельштама до весны вместе с другими усопшими лежало непогребенным. Затем весь «зимний штабель» был захоронен в братской могиле.
Реабилитирован посмертно: по делу 1938 года – в 1956 году, по делу 1934 года – в 1987 году.
✨Николай Заболоцкий (1903-1958) – русский советский поэт, переводчик.
В 1938 был незаконно репрессирован и приговорен к 5 годам лагерного заключения, затем с 1944 по 1946 отбывал ссылку, работая строителем на Дальнем Востоке, в Алтайском крае и Караганде. В 1946 вернулся в Москву.
Реабилитирован 24 апреля 1963 года.
✨Николай Гумилев (1886 – 1921) – русский поэт Серебряного века, создатель школы акмеизма, переводчик, литературный критик, путешественник, офицер.
3 августа 1921 года Гумилёв был арестован по подозрению в участии в заговоре «Петроградской боевой организации В. Н. Таганцева».
24 августа вышло постановление Петроградской ГубЧК о расстреле участников «Таганцевского заговора» (всего 61 человек), опубликованное 1 сентября с указанием на то, что приговор уже приведён в исполнение. Дата, место расстрела и захоронения неизвестны.
Лишь в 1992 году Гумилёв был реабилитирован.
✨Даниил Хармс (1905-1942) – русский советский писатель и поэт.
Впервые арестовали в 1931 году троих – Хармса, Бахтерева и Введенского по обвинению в участии в «антисоветской группе писателей». Самое удивительное, что формальным поводом для ареста стала работа в детской литературе. Хармс получил три года лагерей, замененных ссылкой в Курск.
В следующий раз Хармса арестовали уже в августе 1941 года – за «клеветнические и пораженческие настроения».Чтобы избежать расстрела, Хармс симулировал сумасшествие; военный трибунал определил «по тяжести совершённого преступления» содержать его в психиатрической больнице. Даниил Хармс умер 2 февраля 1942 года во время блокады Ленинграда, в наиболее тяжёлый по количеству голодных смертей месяц, в отделении психиатрии больницы тюрьмы «Кресты».
25 июля 1960 года был реабилитирован.
✨Варлам Шаламов (1907-1982) - русский советский прозаик и поэт. Создатель одного из литературных циклов о жизни заключённых советских исправительно-трудовых лагерей в 1930-1956 годах.
19 февраля 1929 года Шаламов был арестован за участие в подпольной троцкистской группе и за распространение дополнения к «Завещанию Ленина». Как «социально вредный элемент» был приговорен к трем годам исправительно-трудовых лагерей.
В январе 1937 года Шаламова вновь арестовали за «контрреволюционную троцкистскую деятельность». Он был осуждён на пять лет лагерей. Этот срок он провёл в Северо-восточном лагере (Севвостлаге) на Колыме.
22 июня 1943 года его опять осудили на десять лет за антисоветскую агитацию, с последующим поражением в правах на 5 лет, состоявшую, по словам самого Шаламова, в том, что он назвал И. А. Бунина русским классиком: «…я был осуждён в войну за заявление, что Бунин – русский классик». После освобождения из лагеря жил в Калининской области, работал в Решетникове. Результатами репрессий стали распад семьи и подорванное здоровье. В 1956 году после реабилитации вернулся в Москву.
Одним из главных трудов В.Шаламова были «Колымские рассказы» – это подробности лагерного ада глазами того, кто ТАМ был.
✨Борис Пильняк (1894–1938) – русский советский писатель.
28 октября 1937 года был арестован. 21 апреля 1938 года осуждён Военной коллегией Верховного Суда СССР по сфабрикованному обвинению в государственном преступлении — шпионаже в пользу Японии (он был в Японии и написал об этом в своей книге «Корни японского солнца» — и приговорён к смертной казни. Расстрелян в тот же день в Москве.
Реабилитирован в 1956 году.
✨Александр Солженицын (1918-2008) – русский писатель, драматург, публицист, поэт, общественный и политический деятель.
9 февраля 1945 года Солженицын арестован за резкие антисталинские высказывания в письмах к другу детства Н. Виткевичу. Был лишен воинского звания. Содержался в Лубянской и Бутырской тюрьмах. 27 июля осужден на 8 лет исправительно-трудовых лагерей.
Реабилитирован в 1957 году.
В 1974 году – арест (за роман «Архипелаг ГУЛАГ»), обвинен в измене Родине, лишен гражданства, выслан из страны.
«Архипела́г ГУЛА́Г» – художественно-историческое произведение Александра Солженицына о репрессиях в СССР в период с 1918 по 1956 годы. Основано на рассказах очевидцев со всего СССР, документах и личном опыте автора.
«Неру написал историю Индии в тюрьме.
Чернышевский написал „Что делать?“ в тюрьме. Генри стал писателем в тюрьме. Достоевский написал „Записки…“ в тюрьме.
Только в советских тюрьмах не написано никаких художественных, литературных работ»
(Варлам Шаламов)
«Если бы чеховским интеллигентам, все гадавшим, что будет через двадцать-тридцать-сорок лет, ответили бы, что через сорок лет на Руси будет пыточное следствие, будут сжимать череп железным кольцом, опускать человека в ванну с кислотами, голого и привязанного пытать муравьями, клопами, загонять раскалённый на примусе шомпол в анальное отверстие („секретное тавро“), медленно раздавливать сапогом половые части, а в виде самого лёгкого — пытать по неделе бессонницей, жаждой и избивать в кровавое мясо, — ни одна бы чеховская пьеса не дошла до конца, все герои пошли бы в сумасшедший дом»
(Александр Солженицын)
«Однажды, уже в Москве шестидесятых годов, один писатель высказал мне сомнение: неужели в подобных условиях заключенные могли читать про себя стихи и находить в поэзии душевную разрядку? Да-да, он знает, что об этом свидетельствую не я одна, но ему все кажется, что эта мысль возникла у нас задним числом. Этот писатель прожил в общем-то благополучную жизнь, безотказно издавая книги и посиживая в президиумах. К тому же, хоть он и был всего на четыре года моложе меня, но все-таки плохо представлял себе наше поколение.
Мы были порождением своего времени, эпохи величайших иллюзий. Мы приходили к коммунизму не „низом шахт, серпов и вил“. Нет, мы „с небес поэзии бросались в коммунизм“. По сути, мы были идеалистами чистейшей воды при всей нашей юношеской приверженности к холодным конструкциям диамата. Под ударами обрушившегося на нас бесчеловечия поблекли многие затверженные смолоду „истины“. Но никакие вьюги не могли потушить ту самую свечу, которую мое поколение приняло как тайный дар от нами же раскритикованных мудрецов и поэтов начала века»
(Евгения Гинзбург)
Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 1