Через два дня поэта не стало...
По подсчётам пушкинистов, столкновение с Дантесом было как минимум двадцать первым вызовом на дуэль в жизни поэта. Он был инициатором пятнадцати дуэлей, из которых состоялись четыре, остальные не состоялись ввиду примирения сторон, в основном стараниями друзей Пушкина; в шести случаях вызов на дуэль исходил не от Пушкина, а от его оппонентов…
...Пушкин с Данзасом подъехали к Комендантской даче одновременно с Дантесом и д'Аршиаком. Пока выбирали площадку для дуэли, Пушкин сидел на сугробе и равнодушно смотрел на эти приготовления, но выражал нетерпение. Когда Данзас спросил его находит ли он удобным место дуэли, он ответил: «Мне это решительно все равно, только, пожалуйста, делайте все это поскорее...»
И вот, в пятом часу пополудни дуэлянты стали друг против друга на расстоянии 20 шагов; в пяти шагах от каждого установили барьеры: барьерами служили шинели секундантов. Сигнал к началу поединка дал Данзас – он махнул шляпой, и противники стали сходиться к барьерам. Пушкин подошёл к барьеру вплотную, а Дантес сделал только 4 шага, но успел выстрелить первым. Пушкин был ранен в живот, он упал на шинель Данзаса, головой в снег. Падая, он сказал по-французски: «Я ранен». Секунданты бросились к нему. Через несколько секунд молчания и неподвижности Пушкин приподнялся, опираясь на левую руку, и произнёс (тоже по-французски): «Подождите, у меня хватит сил, чтобы выстрелить».
Дантес стал на прежнее место и повернулся боком, прикрывая свою грудь правой рукой. Пистолет Пушкина был забит снегом, поэтому Данзас дал ему другой пистолет. Пушкин выстрелил, и Дантес упал. Он был ранен в руку, пуля прошла навылет, попала в пуговицу и сделала вмятину в боку.
По условиям дуэли, в случае безрезультатности поединка противники должны были бы повторить всё сначала, но оба были ранены и продолжать поединок не могли. И Пушкин, и Дантес приехали к месту дуэли – на Чёрную речку – в санях, но недалеко от этого места стояла карета, присланная на всякий случай Геккереном, вот на этой карете Данзас и привёз Пушкина домой.
художник Александр Горбов, «Дуэль Пушкина с Дантесом» 1936


Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 6
жадно ел моченую морошку.
Торопился. Времени в обрез.
Лез по книгам. Рухнул. Не долез.
Книги - слишком шаткие ступени.
Что еще? За дверью слёзы, пени.
Полно плакать. Приведи детей.
Подведи их под благословенье.
Что еще? Одно стихотворенье.
Пара незаконченных статей.
Не отправленный в печатню нумер.
Письмецо, что не успел прочесть.
В общем, сделал правильно, что умер.
Все-таки, всего важнее честь.