В первых двадцати четырёх главах пророчества перед Иезекиилем стояла трудная задача — предсказать разрушение своего любимого города и пленение своего народа. После небольшого отступления (гл. 25—32), в котором было подробно описано разрушение нескольких иноземных царств, Бог велел Иезекиилю обратить внимание на свой собственный народ. Что ждало их в будущем? Теперь, когда Иерусалим был разрушен, что Бог уготовил народу, если вообще что-то уготовил? Поскольку предыдущие пророчества Иезекииля сбылись, пленники, должно быть, теперь слушали его с повышенным интересом и уважением.
Глава 33 вначале закладывает основание, повторяя некоторые предыдущие проповеди Иезекииля: обязанности стража (ст. 1-9; см. 3:16-21) и важность личной ответственности (ст. 10-20; см. 18:21-29). За этими двумя разделами следует ошеломляющая весть от беженцев из Иерусалима. Она была до боли ясной: “Разрушен город!” (ст. 21). Известие убедительно подтверждало сказанное Иезекиилем в 24:1, 2. Затем беженцы услышали слово от Господа из уст Иезекииля (ст. 22-29). Вслед за этим Господь сказал Иезекиилю, что благодаря его точным предсказаниям он станет популярен среди народа (ст. 30-33).
Пророк получил важное задание вновь рассказать людям о Боге. Они заново должны были узнать Его. Они грубо просчитались, когда представляли себе, что Он сделает — и что не сделает — с их страной и их городом. Поэтому Иезекииль снова занял свой пост стража. Как страж, он опять стал предостерегать людей, чтобы они не согрешали, виня других в том, что произошло. Пришло время посмотреть им на свои собственные сердца, время утвердить глубокую веру и надежду на их Бога. Только тогда все благословения, которые уготовил им Бог, станут действительностью.
ОБЯЗАННОСТИ СТРАЖА
“И было ко мне слово Господне: «Сын человеческий! изреки слово к сынам народа твоего и скажи им: если Я на какую-либо землю наведу меч, и народ той земли возьмёт из среды себя человека и поставит его у себя стражем; и он, увидев меч, идущий на землю, затрубит в трубу и предостережёт народ; и если кто будет слушать голос трубы, но не остережёт себя, — то, когда меч придёт и захватит его, кровь его будет на его голове. Голос трубы он слышал, но не остерёг себя, кровь его на нём будет; а кто остерёгся, тот спас жизнь свою. Если же страж видел идущий меч и не затрубил в трубу, и народ не был предостережён, — то, когда придёт меч и отнимет у кого из них жизнь, сей схвачен будет за грех свой, но кровь его взыщу от руки стража. И тебя, сын человеческий, Я поставил стражем дому Израилеву, и ты будешь слышать из уст Моих слово и вразумлять их от Меня. Когда Я скажу беззаконнику: 'беззаконник! ты смертью умрёшь', а ты не будешь ничего говорить, чтобы предостеречь беззаконника от пути его, — то беззаконник тот умрёт за грех свой, но кровь его взыщу от руки твоей. Если же ты остерегал беззаконника от пути его, чтобы он обратился от него, но он от пути своего не обратился, — то он умирает за грех свой, а ты спас душу твою»” (Иез. 33:1-9).
Стихи 1-3. Люди боялись меча, идущего на их землю (ср. 33:1-3 с 3:16-21). Чтобы быть готовыми на тот случай, когда нападение будет неминуемым, они назначали стража, который должен был предупредить их. Этот страж обладал одним главным качеством: бдительностью. Он не мог позволить себе небрежности на посту, так как люди рассчитывали на него. С духовной точки зрения, Иезекииль был таким назначенным стражем Божьему народу. В первом примере пророк преданно исполнил свой долг. Он увидел “меч”, идущий на землю и предупредил людей. Иезекииль протрубил в трубу; он предупредил людей о приближающемся мече, то есть вавилонянах.
Стихи 4, 5. Человек может проявить глупость и не обратить внимания на предупреждение стража. В таком случае, когда придёт меч и поразит его, ему некого будет винить, кроме самого себя. Жители Иерусалима пренебрегли предупреждениями — и в результате не смогли подготовиться к встрече с захватчиками. Здесь Иезекииль говорит не столько обо всех вместе, сколько о каждом в отдельности. Каждый человек сам отвечал за свою реакцию на послание. Любой мог бы спасти свою жизнь, вняв предостережению.
Стих 6. В предыдущем примере страж преданно исполнил свой долг. В данном же стихе говорится, что он увидел идущий меч, но по каким-то неизвестным причинам не затрубил в трубу. То есть он не предостерёг людей, и меч пришёл и поразил их. Причина гибели каждого из них была не в том, что страж не подал сигнала, но каждый пленник был схвачен за грех свой. Наказание человеку было основано не на чьей-то небрежности, а строго на его собственных грехах. Тем не менее, страж понесёт ответственность за кровь людей, которых он не предостерёг. Как сказал С. Фиш, “хотя они заслуживали смерти из-за своих грехов, тем не менее, стражу, не исполнившему свой долг, Бог вменяет в вину насильственную смерть этих людей”.
Стих 7. Бог напоминает Иезекиилю, что он лично был поставлен Богом в качестве стража дому Израилеву. Их город был разрушен, а они находились в плену в Вавилоне, но Господь по-прежнему заботился о них. Иезекиилю было велено принимать слово из уст Божьих и вразумлять людей. Джим Макгигган поясняет:
“Эти стихи адресованы пророку. Вскоре он вступит в новую фазу своего служения. Сейчас (то есть когда доходит весть о том, что город и в самом деле пал) он известен как истинный пророк, но это не означает, что его будут слушать люди, чьи сердца полностью изменились. Ему по-прежнему придётся говорить резкие слова”.
Стих 8. Бог посылает беззаконнику весть. Тому нужно сказать: “Ты смертью умрёшь”. Бог хочет, чтобы тот, кто избрал жизнь греха, знал о последствиях такого выбора. Человек может настолько погрязнуть в самообмане, настолько пребывать в заблуждении, что даже и не думать, что его грешная жизнь будет иметь вечные последствия. Поэтому Бог направляет Своего стража открыть ему истину. Если Иезекииль не исполнит свой долг и не передаст людям Божье послание, Бог возложит на него за это ответственность.
Стих 9. Иезекииль не нёс ответственности за то, как его слушатели реагировали на Божье послание. Человек, отвергнувший его, умрёт за грех свой. Это не повлияет на жизнь стража: Бог сказал ему: “...ты спас душу твою”.
ВАЖНОСТЬ ЛИЧНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ
“И ты, сын человеческий, скажи дому Израилеву: вы говорите так: «преступления наши и грехи наши на нас, и мы истаеваем в них: как же можем мы жить?» Скажи им: живу Я, говорит Господь Бог: не хочу смерти грешника, но чтобы грешник обратился от пути своего и жив был. Обратитесь, обратитесь от злых путей ваших; для чего умирать вам, дом Израилев? И ты, сын человеческий, скажи сынам народа твоего: праведность праведника не спасёт в день преступления его, и беззаконник за беззаконие своё не падёт в день обращения от беззакония своего, равно как и праведник в день согрешения своего не может остаться в живых за свою праведность. Когда Я скажу праведнику, что он будет жив, а он понадеется на свою праведность и сделает неправду, — то все праведные дела его не помянутся, и он умрёт от неправды своей, какую сделал. А когда скажу беззаконнику: «ты смертью умрёшь», и он обратится от грехов своих и будет творить суд и правду, если этот беззаконник возвратит залог, за похищенное заплатит, будет ходить по законам жизни, не делая ничего худого, — то он будет жив, не умрёт. Ни один из грехов его, какие он сделал, не помянется ему; он стал творить суд и правду, он будет жив. А сыны народа твоего говорят: «неправ путь Господа», тогда как их путь неправ. Когда праведник отступил от праведности своей и начал делать беззаконие, то он умрёт за то. И когда беззаконник обратился от беззакония своего и стал творить суд и правду, он будет за то жив. А вы говорите: «неправ путь Господа!» Я буду судить вас, дом Израилев, каждого по путям его” (Иез. 33:10-20).
Стих 10. Впервые в этой книге пленники признали свою вину. Как мог бы Иезекииль продолжать своё служение, если бы пленники не согласились с реальностью собственной греховности? Они уже не утверждали (как в 18:2), что страдают из-за грехов своих отцов. Пленники признали: “Преступления наши и грехи наши на нас”. Они увидели, как они истаивали из-за своих грехов (см. 4:17; 24:23; Лев. 26:39). Люди начали спрашивать: “Как же можем мы жить?” Они осознали, что их грехи настолько тяжкие, что у них нет надежды на спасение. И тут задачей Иезекииля было показать великодушную природу Бога. Людям можно говорить о Его великодушии только после того, как они признаются в своей собственной греховности. Джон Тейлор пишет:
“Они не должны ни надеяться на свою собственную праведность, ни впасть в отчаяние и, фаталистически пожимая плечами, отдаться во власть своим печальным обстоятельствам. Не должны они избрать и лёгкий выход, возложив вину за все свои бедствия на несправедливость Бога. Каждый человек обязан поступать в соответствии с тем, что говорит ему Бог, и каждому человеку предоставляется такая возможность. Таков круг полномочий Иезекииля, и только после их чёткого изложения до ждущих пленников доходит, что город пал и истинность слов Иезекииля подтверждена”.
Стих 11. “Не хочу смерти грешника”, — говорит Бог. Наш Бог не мстительный Бог, которому “доставляет удовольствие” видеть, как умирают грешники. Глубокая печаль наполняет Его сердце, когда для них наступает день смерти, — потому что этот день навсегда определяет судьбу данного человека. В Своей любви Он предпочитает, “чтобы грешник обратился от пути своего и жив был”. Бог желает, чтобы все люди спаслись. Поэтому Он настойчиво призывает: “Обратитесь, обратитесь”. Пока человек жив, есть надежда на его покаяние.
“Для чего умирать вам, дом Израилев?” — спрашивает Бог. Это потрясающий вопрос, на который можно дать несколько ответов. Пленник мог считать, что он не умрёт, как бы он ни жил, потому что он “израильтянин” (потомок Авраама; см. Ин. 8:33-44; Мф. 3:9). Различные заявления других (лже)пророков заставили многих поверить, что им не нужно ничего делать. У других, возможно, были свои отговорки, которые и в наше время по-прежнему в ходу. Зачем кому-то в наши дни выбирать смерть вместо покаяния? Некоторые считают, что ещё успеют покаяться — что это не срочное дело (Евр. 3:13; 2 Кор. 6:1, 2). Другие, видя, как процветают беззаконники, сомневаются, что их поведение будет иметь какие-либо последствия (Еккл. 8:11; Пс. 72; см. Ин. 5:28, 29). В то время как одни полагают, что их прежние праведные поступки искупят их грехи (ст. 12), другие упрямо и непокорно отказываются измениться, какими бы ни были последствия. Третьи считают, что они безнадёжно потеряны и что покаяние ничего им не даст.
Стих 12. В стихе 12 приведены два сценария развития событий. Негативный — праведные поступки человека, который возвращается к греху, не спасут его. Вопреки противоположным учениям человек, однажды получивший спасение, может погибнуть. Если он совершает преступление, его бывшее положение спасённого не поможет ему. Этот стих говорит о возможности отступничества. Позитивный — грешник, который отвернётся от своей нечестивости, не падёт из-за неё. Ему откроется Божья благодать; ему будут прощены его прошлые грехи и он не понесёт наказания за свои предыдущие злые поступки. В тот день, когда он покается, Бог спасёт его.
Стих 13. Праведника может постичь самодовольство и безразличие. Услышав однажды, что Бог сказал о нём: “...он будет жив”, он по глупости стал полагаться на собственную праведность. В своём тщеславии он согрешил. И тогда Бог объявил, что все праведные дела его не вспомнятся. Всё было потеряно в тот день, когда он начал грешить. А. Дэвидсон пишет:
“Он открывает также ту общую истину, что прошлое в жизни человека не обязательно определяет будущее — ни само по себе, ни на Божьем суде. Эта истина, следующая по значимости за уверенностью в Божьей милосердной воле в отношении людей (ст. 11), была крайне нужна для утешения людей и пробуждения их из состояния оцепенения, в котором они находились, к добродетельной жизни и деятельности”.
Стихи 14-16. Здесь обсуждается положительная сторона того, как Бог поступает с человечеством. В этом сценарии беззаконник прислушался к предупреждению и решил изменить направление своей жизни. Иезекииль приводит пример шести положительных шагов — плодов покаяния (см. Лк. 3:8) — в жизни человека:
1. Обращается от грехов своих (ст. 14) — Он чтит закон Божий и избегает поступков, осуждаемых Богом.
2. Творит суд (ст. 14) — Он относится к другим с уважением. Его слово правдиво, и он обращается с другими людьми честно и с почтением.
3. Творит правду (ст. 14) — Он повинуется всем Божьим законам; он не выбирает только то, что ему нравится (Мф. 5:20; 6:33; 23:23).
4. Возвращает залог (ст. 15) — Он всегда выполняет свои прежние обещания и обязательства.
5. Платит за похищенное (ст. 15) — Праведность требует, чтобы он исправил все свои злые дела, которые совершил. Это предполагает, что он должен прийти к тому, кого обокрал, признаться в краже и возместить ущерб согласно закону.
6. Ходит по законам жизни (ст. 15) — Преданно исполняя Божьи законы, он гарантированно получает “жизнь” на том условии, что не будет делать ничего худого. Бог ждёт верности; Ему не нужны верующие, которые колеблются между повиновением и непослушанием.
Стих 17. Люди говорили: “Неправ путь Господа”. До этого они уже высказывались относительно “пути Господа”, что это он во всём виноват (см. 18:25-30); и теперь Бог показывает им, что, как раз наоборот, это их путь “неправ”. В главе 18 мы узнаём, что люди не согласились с Божьим приговором. Они считали, что с Его стороны было несправедливо забывать о праведных поступках того, кто отступил от праведности, и прощать грехи, совершённые тем, кто раскаялся. Они считали, что расплачивались за грехи других, — но теперь оказывалось, что Бог не возлагает ответственность на одного человека за грехи другого.
Стихи 18, 19. Бог повторяет основное условие Своего суда. Идея индивидуальной ответственности ясна, как и необходимость непрерывной верности. (Обратите внимание на слово “творит”; 1 Ин. 3:8-10).
Стих 20. Но и в то самое время, когда Бог объявлял, как Он судит, люди продолжали утверждать, что Его путь неправ. Их не интересовала истина; им хотелось за своё положение возложить вину на других или на Господа. Бог разъясняет Свой подход: “Я буду судить каждого по путям его”. Если пленники — каждый в отдельности — отвратятся от греха, они будут жить. На этом завершился Божий призыв; Он больше не будет предостерегать. https://dzen.ru/a/ZM_aPtGr51Yh1U1_ > ПРЕДЫДУЩАЯ ПРОПОВЕДЬ
> СЛЕДУЮЩАЯ ПРОПОВЕДЬ
#Иезекииль #ВсеПроповеди
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 1