Практика богослужения тысяч иудеев изменилась за один день! После того, как люди услышали евангелие Петра в день Пятидесятницы, религиозная жизнь коренным образом изменилась, по меньшей мере, для трех тысяч человек.
Всю свою жизнь следуя Моисееву закону, иудеи, ставшие христианами в Деян. 2, удивительно преобразились. Внезапно тысячи людей стали поклоняться Богу так, как никто до этого не видел и не слышал. Все знакомые по Ветхому Завету акты богослужения вдруг исчезли из их жизни. Произошло что-то исключительной важности; случилось нечто такое, что разбило закон вдребезги. В дни, последовавшие за распятием Христа, что-то принесло этим людям надежду на вечность. Объяснить такой новый образ служения можно только Божьими наставлениями.
ПРОЯВЛЕНИЕ НОВОГО ПОКЛОНЕНИЯ
Вслед за своим обращением ко Христу эти христиане приняли новый образ богослужения и новый образ повседневной жизни. “И они постоянно пребывали в учении апостолов, в общении и преломлении хлеба и в молитвах” (Деян. 2:42). До этого дня Пятидесятницы мы ни разу не встречали в Писаниях, чтобы ученики Иисуса делали нечто подобное. Они были “постоянны” в своей новой практике точно так же, как ранее были верны Моисееву закону.
В день Пятидесятницы, как пишет Лука, произошло четыре события.
Во-первых, христиане стали следовать “учению апостолов”, оставив учение Моисеева закона. Они начали жить в соответствии с тем, чему учили апостолы, и неважно, совпадало это с законом или нет. Они даже использовали большие помещения в храме и, в основном, учили там (Деян. 2:46).
Во-вторых, они постоянно пребывали в “общении” (койнониа) вместо того, чтобы продолжать платить десятину, как того требовал закон. Слово “общение” в Новом Завете может иметь несколько значений, но в данном контексте оно явно означает готовность принять участие в нуждах других. Новообращенные начали продавать свою собственность и землю и отдавать вырученные средства тем, кто в то время в Иерусалиме испытывал нужду (Деян. 2:45). Через какое-то время многие из пришедших на иудейский праздник разъедутся по домам, но сейчас они были взволнованы и жаждали узнать все, что можно, о Мессии и о новом правлении Сына Божия в Своем царстве.
В-третьих, новообращенные иудеи начали вместе “преломлять хлеб”. В других контекстах та же фраза может означать и означает совместную трапезу (Деян. 2:46), но здесь они совершали нечто, являвшееся актом богослужения согласно учению апостолов. Это было явно чем-то новым для них, тогда как обычное преломление хлеба за общим столом не представляло ничего нового. Об этом также упоминается в Деян. 2:42, где перечислены еще три акта богослужения. Хлебопреломление, в котором они продолжали участвовать, было Господней вечерей (1 Кор. 11:20-28).
В-четвертых, новообращенные молились через Того, Кто умер на кресте, Иисуса Христа (1 Фес. 5:17, 18). Они признали Его Господом и Христом (Деян. 2:36) и своим посредником (1 Тим. 2:5). Никогда раньше в пятнадцативековой истории своего народа потомки Авраама не молились, призывая в посредники имя Иисуса Христа.
В этом контексте не упомянут еще один акт богослужения, ставший частью прославления Бога через Иисуса. Это поклонение в песнопениях. Павел и Сила, находясь в тюрьме, воспевали хвалу Богу (Деян. 16:25). Пение входило в наставления апостолов о проведении богослужения. Обличая некоторые искажения и ошибки собраний, проводимых в Коринфе, Павел использовал молитвы и песнопения как пример богослужения, полезного и понятного всем (1 Кор. 14:15). Пели новозаветные христиане во время богослужения без музыкального сопровождения.
ОБЪЯСНЕНИЕ НОВОГО ПОКЛОНЕНИЯ
Учение Апостолов
Учение апостолов (Деян. 2:42) вытеснило Моисеев закон. Иисус провозгласил, что все пророчества о Нем стали фактами, и потому закон и пророки больше не имеют силы (Лк. 24:44), а апостолы получат новое и окончательное откровение, которое могут прочитать и понять простые люди (Еф. 3:3-5). Это откровение от Бога, и оно никогда не должно меняться на другое благовестие (Гал. 1:6-9). Это было последнее послание с небес, раз и навсегда переданное ищущим спасения (Иуда 3).
Двенадцать (и позже также Павел) говорили властью Христа, потому что были вдохновлены Святым Духом (Ин. 14:25, 26; 15:26; 16:7, 8). Слово “вдохновенный” не означает просто нечто необычное или выходящее за рамки человеческих возможностей. Оно означает воздействие Бога Духа Святого на говоривших и писавших. Бог Дух вдохновил их, вдохнул в них то, что следовало говорить и писать. Эти истины исходили от Бога, Который вдохнул их в апостолов и авторов книг Нового Завета. Поэтому все Писание “богодухновенно” (2 Тим. 3:16, 17). Основание учения апостолов было не естественным, а божественным (1 Кор. 2:13).
Такое понимание новых истин и Писаний раскрывает настоящую и истинную цель закона: он был “детоводителем”, “наставником”, который должен был привести израильский народ ко Христу (Гал. 3:23-25). Теперь, когда Христос пришел, когда “вера” была открыта и завершена, Моисеев закон перестал действовать. Он исполнил свое предназначение. Он занимал свое место в Божьем плане искупления, потому что указывал иудеям на Иисуса Христа. Поклоняющимся Богу было дано новое учение, которому учили апостолы, и отныне это учение надо было уважать и ему следовать.
Фраза “учение апостолов” имеет интересную грамматическую конструкцию. Она абсолютно такая же, как и в очень спорном отрывке, касающемся общения, во 2 Ин. 9, 10: “Всякий, преступающий учение Христово и не пребывающий в нем, не имеет Бога; пребываний в учении Христовом имеет и Отца и Сына. Кто приходит к вам и не приносит сего учения, того не принимайте в дом и не приветствуйте его”.
Здесь мы видим фразу “учение Христово” (или “учение Христа”). В греческом языке в обоих случаях употреблена одна и та же грамматическая конструкция. Так вот в греческом языке фразу “учение Христа” можно понять либо как учение, которому учил Христос, либо как учение о Христе (см. Современный Перевод), что и вызывает жаркие споры. Если она означает только учение о Христе, тогда общение должно поддерживаться между всеми людьми, которые исповедуют Его Сыном Божьим, вне зависимости от их конфессиональной принадлежности и практики.
Однако если она означает все учения, которым учил Христос и Его апостолы, тогда общение следует ограничить теми, кто верен всем учениям Нового Завета. В первом случае все, кто исповедует Иисуса Христом, имеют между собой общение, которое можно охарактеризовать как расплывчато-неопределенное; во втором случае четко оформленное общение будет только между людьми, верными всем апостольским учениям.
Поскольку грамматическая конструкция фраз “учение апостолов” (Деян. 2:42) и “учение Христово” (2 Ин. 9) одна и та же, то и значение у них должно быть одинаковым. Это дает полное право, в таком случае, понять учение Иоанна в том смысле, что оно говорит об ограничительном общении и не является основанием для широкого межконфессионального общения со всеми, кто исповедует Иисуса Христом. Людям, желающим устранить границы общения, установленные Господом, приходится прилагать усилия, чтобы по-своему интерпретировать истинное значение 2 Ин. 9.
Общение
Общение, вторая перемена в жизни новообращенных иудеев, изменило их взгляды на собственность и отношение к нуждающимся. Слово “койнониа” в своем самом широком смысле означает совместное приобщение братьев к религиозным привилегиям. В других текстах оно используется для описания общения христиан с Отцом, Сыном и Святым Духом (2 Кор. 13:13), общения христиан друг с другом (1 Ин. 1:7) и приобщения (причащения) христиан телу и крови Господней во время Господней вечери (1 Кор. 10:16).
Слово “койнониа” также широко употребляется, когда речь идет о передаче земной собственности другим (Рим. 15:26; 2 Кор. 9:13). Павел доказывал, что, поскольку палестинцы поделились евангелием с римлянами, христиане в Риме должны в ответ поделиться своими земными благами с теми в Палестине, кто материально нуждался. Павел также напомнил христианам церкви в Филиппах, что они доказали свою верность, когда помогли ему в его материальных нуждах (Фил. 1:5; 4:14-16).
В контексте Деян. 2 “общение”, наиболее вероятно, означает материальную помощь приехавшим иудеям, новообращенным к благовестию, которые остались в Иерусалиме еще на долгое время для того, чтобы узнать как можно больше о евангелии. Историки отмечают, что такой феномен действительно имел место, когда многие семьи оставались на довольно продолжительное время в окрестностях Иерусалима и потому нуждались в пище и деньгах на обратную дорогу домой.
Другим поразительным фактом в отношении этого нового способа жертвовать на Господню работу является то, что больше не упоминается десятина! Десятина практиковалась еще задолго до Моисеева закона. Мы знаем, что Авраам отделял десятину Мелхиседеку (Евр. 7:14). Отсутствие какого-либо дальнейшего учения о десятине после вступления в силу евангелия Христа указывает на то, что в методе сбора пожертвований произошла перемена. При новом законе пожертвования давались в зависимости от того, сколько кому позволит состояние (1 Кор. 16:2), от избытка (2 Кор. 8:14, 15). Уделять надо было щедро, по расположению сердца и с радостью (2 Кор. 9:6, 7).
Преломление хлеба
Преломление хлеба, еще одна вдохновенная перемена в проведении богослужения, было особой вечерей в воспоминание о крестной смерти Иисуса. Эта трапеза проводилась в память о Господней смерти (1 Кор. 11:26) и в соответствии с наставлениями, данными Господом в ту ночь, когда Он был предан (Мф. 26:26-29; Лк. 22:17-20). Эта трапеза памяти должна будет проходить в Господнем царстве, поскольку Он Сам обещал участвовать в ней и общаться с верными христианами на этой вечере (Лк. 22:29, 30). Такое приобщение (1 Кор. 10:16) соблюдалось на собраниях общин и не являлось частью какого-либо совместного застолья (1 Кор. 11:20-22, 33, 34).
Эта вечеря памяти должна была напоминать христианам о том, что Иисус отдал Свое тело и кровь за грехи мира. Новозаветные христиане соблюдали эту вечерю в первый день недели, в воскресенье (Деян. 20:7). Собрания в ранних церквах проводились регулярно каждое воскресенье. Наставляя, как собирать средства в помощь нуждающимся, Павел говорил, что это надо делать в тот день, когда они уже привыкли собираться (1 Кор. 16:2). Павел вел речь не о том, когда собираться (в первый день недели), а о том, чтобы откладывать регулярно в тот день, когда христиане обычно устраивали свои собрания, то есть в первый день недели.
Эти регулярные собрания в первый день недели также весьма знаменательны. При Моисеевом законе иудеи привыкли встречаться в седьмой день, в субботу, как того требовал закон. Принявшие христианство иудеи проводили свои особые богослужебные собрания по воскресеньям, в первый день. Иисус наставлял апостолов продолжать учить крещеных верующих “соблюдать все, что Я повелел вам” (Мф. 28:20). Коль апостолы учили новообращенных встречаться во славу Иисуса в первый день недели, то, значит, это учение вытекало непосредственно из наказа Иисуса. Изучающие Библию могут прийти к единственно верному заключению: встречи для поклонения Господу, включая Господню вечерю, в первый день недели начали проводить потому, что такова была заповедь Иисуса. Апостолы продолжали учить тому, что заповедал Иисус, и обращенные следовали апостольскому учению.
Молитва
Помимо этих больших перемен, изменились молитвы и то, как молиться. До дня Пятидесятницы обратившиеся молились Богу Яхве, а теперь они начали молиться Богу Яхве через посредника Иисуса Христа (Кол. 3:17; Рим. 1:8, 9; 1 Тим. 2:5). Ранее эти иудеи почтительно обращались к Отцу, теперь же они с такой же почтительностью обращались к Отцу через Сына.
Апостольское учение, общение, преломление хлеба и молитвы - все изменилось для тех, кто принял новое евангелие, проповедованное в день Пятидесятницы, о котором мы читаем в Деян. 2.
ПРАКТИКА НОВОГО ПОКЛОНЕНИЯ
В Ин. 4:21-24 Иисус пообещал самарянке у колодца, что недалеко то время, когда станет неважно, будет ли кто поклоняться Богу в Иерусалиме или в горах самарийских. Поклонение будет истинным, если оно будет в “духе и истине”. Самаряне были потомками бунтарей, которые последовали за Иеровоамом после разделения царства (3 Цар. 12; 13). Они стояли на том, что дети Авраама могут поклоняться и в горах Самарии, а не только в Иерусалиме. Верные израильтяне продолжали соблюдать Пасху в Иерусалиме, но Иеровоам, в противовес Пасхе, установил другой праздник, чтобы его последователи не ходили в Иерусалим и не служили Ровоаму (3 Цар. 12:26-33).
Разговаривая с самарянкой, Иисус не вступил в давние споры, но провозгласил, что скоро изменится служение Богу, и вестись оно будет в духе и истине. Поклонение “в духе” означает определенные намерения и мотивы у молящегося. Поклонение “в истине” означает, что действия молящегося должны соответствовать истине, Божьему Слову. Поклонение Богу как пустой обряд неблагоугодно, как и не заповеданные Богом действия во время поклонения.
Истинное поклонение имеет несколько характерных особенностей.
Во-первых, истинное поклонение сокровенно. Хотя оно может включать и какие-то внешние действия, истинное поклонение и прославление должно происходить внутри каждого человека.
Во-вторых, истинное поклонение целенаправленно. Оно делается по велению разума. Богослужение не должно совершаться случайно. Выполнение просто физических действий не составляет поклонения; человек должен совершать его осмысленно.
В-третьих, истинное поклонение происходит по вертикали. Оно не направлено на других участников богослужения и не зависит от них. Истинное поклонение - это восхваление и прославление Бога, а не угождение другим с целью получения от них одобрения. Спектаклям ради других не должно быть места в поклонении Господу. Когда человек учит или поет, слушающие извлекают из этого некоторую пользу, и в то же время эти христиане “вразумляют друг друга” в псалмах, гимнах и духовных песнопениях, они “воспевают” и “славословят” в своих сердцах Богу (Кол. 3:16; Еф. 5:19). Поклонения должны направляться только Богу.
В-четвертых, истинное поклонение ежеминутно. Поклонение состоит в определенных действиях, направленных к Богу в ответ на Его заповедям в Его Слове.
Кроме того, истинное поклонение не тщетно (Мк. 7:7). Оно совершается не по неведению (Деян. 17:23) и не по воле и решениям человеческим (Кол. 2:20-23).
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Поклонение Богу сейчас является привилегией всех христиан, живущих повсюду. Оно не ограничено каким-либо географическим местом или каким-либо священническим племенем. Все христиане - священники, способные осуществлять благоугодное поклонение Богу (1 Пет. 2:5, 9-11). Хотя акты богослужения (Господня вечеря, молитва, пение, учение и приношения) следует выполнять на собраниях святых, некоторые из них уместны в любое время и в любом месте. Единственное исключение составляет Господня вечеря, которая никогда не принималась ни в какой иной день, кроме первого дня недели. Пение, молитвы, учение и приношения можно встретить на протяжении всей книги Деяний как в первый день недели, так и в другие дни. Поэтому на основании этой книги мы должны сделать вывод, что соблюдение вечери в любой другой день не угодно Богу. Именно в этот день, а не в какой-нибудь другой, воскрес Господь, и нет другого дня, определенного для воспоминания о Его смерти.
Господний день является днем особого почитания и воспоминания (Отк. 1:10). У нас есть замечательная привилегия каждые семь дней вспоминать о нашем прощении через Иисуса Христа и о Его жертве за наши грехи.
Так как мы поклоняемся Богу, то только Ему принадлежит право выбора, как людям следует чтить Его. Как самонадеянно поступают люди, когда выдумывают свои собственные правила поклонения! Люди зачастую предпочитают делать то, что угодно им, а не то, что ясно заповедано как угодное Богу.
Новообращенные в книге Деяний, родом из иудеев, с готовностью восприняли Божьи новые наставления. Эта книга повествует о замечательных переменах, происшедших в жизни этих христиан, и их примеры достойны внимания и уважения современных людей. https://dzen.ru/a/Zkku3QHmlwrGdcf9 #Поклонение #ВсеПроповеди
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 2