Это уже моя вторая статья про Юрия Бондарева, точнее о тех боевых действиях, в которых он принимал участие.
Сегодня, как можно догадаться из заголовка, речь пойдёт о Сталинградской битве, той её части, что описана в романе «Горячий снег». Повесть может и не все читали, а вот фильм одноименный, уверен, смотрели все. Фильм очень сильный, я бы сказал, пронзительный, и, на мой взгляд, один из лучших в своём жанре.
Суть, как вы помните в том, что стрелковая дивизия, после долгого марша, встаёт на пути у немецкой армады танков, которая пытается пробиться к окруженной в Сталинграде армии Паулюса. Несмотря на потери, немецкие танки прорвались на другой берег реки Мышкова, но были остановлены. А на следующий день началось советское контрнаступление.
Некоторые читатели считают, что сам Бондарев был участником событий, описанных в романе. Писал, можно сказать, с натуры. Писатель действительно принимал участие в Котельниковской операции, так как служил командиров миномётного расчета 308-го полка 98-й стрелковой дивизии 1-го гвардейского стрелкового корпуса 2-й гвардейской армии генерала Малиновского. И был в этой операции контужен, обморожен и легко ранен. К сожалению, мне не удалось нигде в биографии Бондарева найти точную дату его ранения и контузии.
Но уже то, что он сам были миномётчиком, а в романе главные рядовые герои были из дивизионной артиллерии, говорит, что прототипами точно был не сам Бондарев и его товарищи.
Что же касается событий Котельниковской операции, которые послужили основой для романа, то давайте с ними разберёмся.
Целью немецкой операции Wintergewitter («Зимняя буря») было деблокирование окруженных в Сталинграде войск Вермахта. Главной ударной силой в этом наступлении была 6-я танковая дивизия (141 исправный танк), переброшенная из Франции. К ней в помощь выделили 23-ю танковую (ещё 48 исправных танков), переброшенную с Кавказа. Так же к ним должна была присоединиться и 17-я танковая, которую взяли из группы армий «Центр» (где заканчивалась операция «Марс»).
Наступление началось 12-го декабря, под сильными ударами немцев наши войска начали «неорганизованно отходить». Но дальше дела у немецких танкистов пошли хуже. На рубеже реки Аксай 13-го декабря они столкнулись с 13-м танковым корпусом (28 Т-34 и 21 Т-70), но удержать там немцев наши не смогли. В тот же день 6-я танковая Вермахта заняла хутор Верхне-Кумский, где позже столкнулась с 4-м мехокорпусом (исправных 44 Т-34 и 50 Т-70), который усилили стрелковыми и противотанковыми частями.
Бои у Верхне-Кумского затянулись, и лишь с прибытием 17-й танковой дивизии (ещё 47 исправных танков) 17-го декабря ситуация переломилась в пользу Вермахта. Но было потеряно время, и, как оказалось, эта потеря стала решающей. За те дни, пока 6-я танковая сражалась с 4-м механизированным корпусом (18-го декабря он стал 3-м гвардейским), начали занимать оборону на рубеже реки Мышкова соединения 2-й гвардейской армии.
19-го декабря вечером боевая группа 6-й дивизии (21 танк и две роты на бронетранспортёрах) сходу взяла мост через реку Мышкова у станицы Васильевка, и, не встретив сопротивления, захватила плацдарм на другом берегу. До армии Паулюса в Сталинграде оставалось 48 км. В течении последующих дней немцы закреплялись на плацдарме, отбивая атаки наших войск. 23-го декабря в 13.50 было приказано оставить плацдарм, и ночью того же дня боевая группа 6-я дивизия оставила Васильевку. Вся дивизия перебрасывалась на другое направление, операция по деблокирования армии Паулюса в Сталинграде завершилась. Причиной стало начавшееся советское наступление, известнее как Среднедонская операция или «Малый Сатурн». Да и сил у немцев едва ли хватило бы, чтобы с боями пробиваться ещё полсотни километров.
Именно события у станицы Васильевка и легли в основу романа Юрия Бондарева. Правда автор ужал всё до одного боя, где-то сильно увеличив, а где-то уменьшив масштаб.
Что же касается самого Бондарева, то 1-й гвардейский стрелковый корпус занял оборону в стороне от главного удара немцев, против него действовали части 17-й танковой дивизии. Но из всей 98-й дивизии приняли участие в боях лишь два батальона 4-го стрелкового полка. А 308-й стрелковый полк в оборонительных боях не участвовал. Его боевая работа в Котельниковской операции началась лишь 24-го декабря, когда наши войска перешли в наступление. Судя по расходу мин, у миномётчиков было много работы, в том числе и у автора романа «Горячий снег». Где-то в ходе этого наступления, он и был, видимо, контужен. Слава богу, ранения были легкими, и через много лет автор описал эти события в книге, по которой потом сняли замечательный фильм. За что спасибо и писателю, и создателями фильма.
А вот подборка карт,:
Комментарии 8