«Кардинальным достоинством (или, если хотите, недостатком) моей жизни всегда были поиски оригинального, своего музыкального языка. Я ненавижу подражание, я ненавижу избитые приемы...» (С.Прокофьев).
Сергей Прокофьев является одним из крупнейших и самых исполняемых композиторов XX и XXI столетий. Он внёс в музыку необузданную энергию, натиск, динамизм, свежесть идей, воспринятых поначалу, как «варварство».
Неординарность и своеобразие всегда вызывают противоречивую реакцию, однако не только его поклонники, но и те, кто не сразу понял музыку Прокофьева, чувствовали мощную силу и яркость его дарования, называя его Гением.
С детства у Сергея был непростой характер, и это сразу отражалось уже в его ранних произведениях. Во время учёбы в консерватории он частенько эпатировал окружающих своим внешним видом, всегда старался захватить лидерство и находиться в центре внимания. Люди, знавшие его в те годы, отмечали, что он всегда выглядел особенно.
Обладая отменным вкусом, он очень красиво одевался, позволяя себе при этом яркие цвета и броские сочетания в одежде. Обожал французский парфюм.
Много позже о нём скажет Святослав Рихтер:
«Однажды солнечным днём я гулял на Арбате и встретил необычайного человека, который нёс в себе силу и вызов, прошёл мимо меня как явление. Он был в ботинках ярко-жёлтого цвета и красно-оранжевом галстуке. Я не удержался, обернулся и посмотрел ему вслед. Это был Сергей Прокофьев».
Сергей Сергеевич Прокофьев родился 23 апреля 1891 года в имении Сонцовка (сейчас село Красное Донецкой области), где его отец, ученый-агроном, служил управляющим помещичьим именем.
В детстве
Он всегда верил в свое блестящее будущее Музыку начал сочинять еще в детстве, чем вызывал восторг близких. Первым человеком, который ввел его в мир музыкальных звуков, была его мать Мария Григорьевна.
Мария Григорьевна, мать композитора.
«Музыку в доме я слышал от рождения . Когда вечером укладывали спать, спать не хотелось, я лежал и слушал, как где-то вдалеке, за несколько комнат, звучала соната Бетховена. Больше всего мать играла сонаты из первого тома; затем прелюдии, мазурки и вальсы Шопена. Иногда что-нибудь из Листа, что не так трудно. Из русских авторов – Чайковского и Рубинштейна. Антон Рубинштейн находился на вершине своей славы, и мать была уверена, что он более крупное явление, чем Чайковский. Портрет Рубинштейна висел над роялем.» (Из автобиографии).
Сочинять Сережа начал очень рано.
В 9 лет он уже написал оперу «Великан» в трех действиях. Это были первые впечатления от посещения оперного театра. Родители, понимая, что их сын растет вундеркиндом. повезли его в Москву и показали известному композитору и педагогу Сергею Ивановичу Танееву, а тот порекомендовал для занятий с мальчиком в качестве педагога Рейнгольда Глиэра, только что с золотой медалью окончившего консерваторию.
Рейнгольд Глиэр
Два лета занятий с Глиэром, и уже осенью 1904 года тринадцатилетний Прокофьев принят в Петербургскую консерваторию.
Любимая игра в шахматы. Возможно, обдумывая шахматные ходы, в голове рождались одновременно мелодии.
Консерваторию он окончил как композитор в 1909 году, как пианист в 1914 году. На выпускном экзамене он пошел на риск: вместо классического фортепианного концерта он решил сыграть свой собственный Первый концерт, только что изданный, вручив заблаговременно экзаменаторам ноты.
Ликующая, полная молодого задора музыка концерта захватила слушателей, выступление Прокофьева прошло триумфально, и он получил диплом с отличием и премию имени Антона Рубинштейна - прекрасный немецкий рояль.
Первый фортепианный концерт, который он исполнял на выпускном экзамене в консерватории, и Первая классическая симфония (1918г.) – заявили о нем как уже о зрелом композитор.
Он вызывал восхищение маститых художников, композиторов, поэтов, артистов, но самолюбивому юноше этого было мало. Прокофьев не хотел быть «одним из…», ему необходимо было стать ЕДИНСТВЕННЫМ!
Однако не все принимали его новаторскую музыку. Из фельетона Петербургской газеты: «Прокофьев садится за рояль и начинает не то вытирать клавиши, не то пробовать, какие из них звучат повыше или пониже….Публика разбегается с криками: «К черту музыку этих футуристов! Такой концерт нам кошки закатывают дома»
Контраст между восхищением узкого кружка интеллектуалов и резким неприятием почтенной публики очень терзал Прокофьева. Он пытался себя убедить, успокоить, что реакция зала и прессы естественная вещь, ни один новатор не был признан сразу, но тут же мучительно признавал, что та же публика рукоплещет Рахманинову и Стравинскому, и это задевало самолюбие юноши.
Революция 1917 года как будто бы не затронула его. Он продолжал сочинять, ожидая, когда же закончатся все эти беспорядки жизни.
Революционный Петроград
Известия о блестящих выступлениях за рубежом Рахманинова и Стравинского его ужасно раздражали.
В конце 1917 года задумался об отъезде из России, писал в дневнике: «Ехать в Америку! Конечно! Здесь — закисание, там — жизнь ключом, здесь — резня и дичь, там — культурная жизнь, здесь — жалкие концерты в Кисловодске, там — Нью-Йорк, Чикаго. Колебаний нет».
И в 1918 году он буквально выпросил у наркома Луначарского разрешение на зарубежные гастроли и отбыл в Америку.
Америка 20-х годов увлечена идеями просвещения, в том числе в музыке, но новаторская музыка Прокофьева кажется публике чужой.
После первых выступлений композитора на него обрушивается поток ругательных статей. Его произведения называют «русский хаос», «атака мамонтов», «музыкальная дикость». Люди не могли понять сложную технику его игры на фортепиано. Очень большой диссонанс был между его музыкой и той, к которой привыкли в США.
"Наваждение". Играет Лауреат Международных конкурсов казахстанская пианистка Гульнара Курамбаева.
И в этом плане публика предпочитала музыку Рахманинова. Прокофьев же считал, что он приехал в Америку в не лучшее для него время. Из Дневника Прокофьева:
«….Глядя на небоскребы, я с бешенством думал…..о критиках грубо лягавших новизну. Я слишком рано сюда попал: дитя - Америка еще не доросла до новой музыки…»
В Америке его называют «музыкальным большевиком». Он мечется, много работает, но ничего не получается. «Неужели нужно возвращаться в Россию?» - думает он.
И вдруг - светлое пятно – знакомство с певицей Каролиной Кодиной, с которой они познакомились после его выступления в Карнеги-Холл.
Королина Кодина
Позже в своём дневнике он писал: «Лина поразила меня живостью и блеском своих черных глаз и какой-то юной трепетностью. Одним словом, она представляла собой тот тип средиземноморской красоты, которая всегда меня привлекала».
Они поженились 20 сентября 1923 года в баварском городке Этталь. В феврале 1924-го в их семье появился маленький Святослав. А спустя 4 года — второй сын — Олег.
С женой и детьми.
Совсем неожиданно в Америку ему приходит письмо из Парижа от Сергея Дягилева, который предлагает поработать вместе.
С С.Дягилевым они познакомились в 1914 году, когда блестяще сдав экзамены в консерватории и получив премию Антона Рубинштейна, молодой музыкант отправился в Лондон, где проходили триумфальные гастроли русской оперы, возглавляемые Сергеем Павловичем Дягилевым.
Сергей Дягилев
«Дягилев был страшно шикарен, во фраке и цилиндре, и протянул мне руку в белой перчатке, сказав, что рад со мной познакомиться, что он давно хотел этого, просит меня посещать его спектакли, а в один из ближайших дней надо серьезно потолковать со мной и послушать мои сочинения».(Из Дневника)
В мае 1921 года Прокофьев приезжает из Америки в Париж. Дягилев выражает невероятную радость. ««Сережа Прокофьев приехал» - громко кричит он в фойе гостиницы “Hotel Scribe». Они расцеловались.
И тут же Прокофьев получает заказ – балет под названием «Шут», при этом Дягилев просит: «Только, пожалуйста, пишите музыку, которая будет действительно русской».
В своих Дневниках Прокофьев рассказывает о парижской премьере «Шута», на которой он сам дирижировал.
«Критики были хорошие, а некоторые очень длинные и совсем отличные. Успех у музыкантов чрезвычайный. Ravel сказал, что это гениально. Стравинский, что это единственно модерная вещь, которую он слушает с удовольствием"
Знаменитый антрепренёр, организатор Русских сезонов в Париже Дягилев прекрасно чувствовавший конъюнктуру видел, что после революции к России приковано внимание всего мира. Интерес европейской публики к стране большевиков растет. И у Дягилева возникает идея поставить балет из жизни Советов «Стальной скок». Для воплощения этой идеи необходим новаторский подход. Дягилев выбирает большевика Прокофьева, который в своей яркой музыке передаст и фабричные будни, и уханье молота, свист гудков и марш красноармейцев.
Новость, что Дягилев принял к постановке большевистский балет, докатилась до Советского Союза, и Прокофьева с его женой испанской певицей Каролиной Кодина приглашают на гастроли в СССР.
В конце 30-х годов руководство Советского Союза начинает кампанию по возвращению известных эмигрантов. И среди них Марина Цветаева, Александр Куприн, Александр Вертинский….
Больше всего Сталин настаивает на возвращении писателя М.Горького и музыканта Сергея Прокофьева, как символов новой прогрессивной культуры.
Москва 1930-х гг.
В Москве Прокофьева принимали роскошно с невероятным триумфом. Для него были организованы самые лучшие бытовые условия. Концертные залы ломились от публики. Все делалось для того, чтобы музыкант вернулся в Россию. Но Прокофьев не торопился, и еще 9 лет продолжал «курсировать» между Россией и Европой. А советские чиновники давали ему понять, что как только он приедет в Советский Союз, то станет главным композитором. Он станет первым советским классиком.
И он решил вернуться.
В 1936 году семья Прокофьева вернулась в Советский Союз. Дети учатся в англо-американской школе. Лина и в Союзе в центре внимания – она блистает на приёмах в многочисленных посольствах. Творить Прокофьеву действительно разрешили, но достаточно быстро уточнили, как на самом деле должен творить советский композитор. Практически параллельно с «Ромео и Джульеттой» он пишет оперу об украинском колхозе — «Семен Котко» и «Ленинскую кантату». Круг друзей Прокофьевых катастрофически редеет – этот пропал без вести, другой арестован, третий расстрелян или объявлен шпионом.
Мировая премьера балета "Ромео и Джульетта" состоялась в 1938 году, но не в России, а в Чехословакии в городе Брно. Балет поставил хореограф Иво Псота, он же танцевал и партию Ромео. Роль Джульетты исполнила чешская танцовщица Зора Шемберова. Спектакль в одном акте имел оглушительный успех, после чего Советский Союз решил незамедлительно поставить этот спектакль на сцене Кировского театра.
Главные партии исполняли Галина Уланова и Константин Сергеев. Роль Джульетты стала для Улановой своего рода визитной карточкой, хотя поначалу она никак не воспринимала музыку Прокофьева для балета. .
Вокруг балета разгорелись нешуточные страсти. Новаторская «небалетная» музыка Прокофьева вызывала со стороны артистов и музыкантов настоящее сопротивление. Первые не могли привыкнуть к новой ритмике, а вторые так опасались провала, что даже отказывались играть на премьере — за две недели до спектакля. В творческом коллективе даже родилась шутка: «Нет повести печальнее на свете, чем музыка Прокофьева в балете». Хореограф Леонид Лавровский просил Прокофьева изменить партитуру. После дискуссий композитор все-таки дописал несколько новых танцев и драматических эпизодов. Новый балет значительно отличался от того, который ставили в Брно.
Джульетта - Галина Уланова. Ромео - Юрий Жданов. 1954 г.
В 1938 году на экраны страны вышел фильм Эйзенштейна «Александр Невский» с музыкой Сергея Прокофьева. Отзывы от фильма были самыми восторженными, и все рецензенты отмечали, что музыка Прокофьева – это не просто иллюстрация к кинокадру, а симфоническое воплощение воинской Руси.
Первые годы в СССР стали временем творческого взлета композитора. Один за другим появляются три инструментальных концерта , оратории, пьесы для фортепиано, а в 1939 году Прокофьев пишет кантату «Здравица» к 60-летию вождя.
Что это? Заказ? Желание угодить вождю? Или самые искренние чувства, побудившие создать это посвящение?
По этому поводу вот что писал в своих дневниках Святослав Рихтер: «….С принципами Прокофьев был не в ладах, вполне мог писать на заказ, например, «Здравицу». Но музыка гениальная. Он делал это с какой-то благородной аморальностью. «Сталин?» Какой Сталин? Ну да, а почему бы и нет? Я все умею, даже такое….»
Но путь "Золушки" на сцену тоже был непростым. Майя Плисецкая рассказывала: «Перед премьерой "Золушки" театр накалился добела. Музыка, зазвучавшая на планете впервые, была непривычна. Оркестранты, то ли от лености, то ли от испорченности марксистскими догмами – что искусство принадлежит народу, – почти взбунтовались против Прокофьева….
Прокофьев ходил на все репетиции и, двигая желваками, интеллигентно молчал. Мне его жалко было. Нелегко, наверное, это все вынести».
И снова работа, работа, работа…
В 1938 году Сергей Прокофьев отдыхал в Кисловодске. Оттуда он буквально в первые дни написал жене: «Здесь за мной увивается очаровательная иудейка, но ты не подумай ничего плохого…». Иудейкой оказалась Мира Мендельсон студентка филологического факультета.
С. Прокофьев и Мира Мендельсон
Лина даже не напряглась, а зря. Перед преследованиями Миры Мендельсон Прокофьев не устоял. Мало того – курортный роман перерос в нечто большее. В 1941 году Прокофьев ушёл из семьи.
С Мирой Мендельсон.
Либретто для оперы "Война и мир" будет написано ею.
Сердце Каролины разрывалось на части, но она и виду не показала — ни слёз, ни скандалов, ни просьб. Она продолжала любить мужа, и была уверена, что их разрыв – временный. К сожалению этого не произошло. Но, когда через несколько лет Прокофьев заговорил о разводе, она встала на дыбы. Остаётся только догадываться, была ли это уязвлённая гордость, любовь или опасения за участь свою и детей.
Прокофьеву же знающие люди объяснили, что брак, зарегистрированный в Баварии, в СССР считается недействительным, а значит – он может жениться спокойно. 15 января 1948 года он это и сделал. Не прошло и месяца после этой свадьбы, как Лину Кодину арестовали и приговорили к 20 годам лагерей за шпионаж (?)
"Казус" Прокофьева - две жены.
А здоровье композитора к концу 1940-х годов сильно ухудшилось . Он почти не выезжал с подмосковной дачи, где соблюдал строгий медицинский режим, но все равно продолжал работу – писал одновременно сонату, балет и симфонию. Зиму Сергей Прокофьев проводил в московской коммунальной квартире. Именно там он и умер 5 марта 1953 года в результате очередного гипертонического криза.
Умер в один день со Сталиным. Похороны были более, чем скромными, потому что весь народ скорбел по смерти вождя, а до композитора не было никакого дела.
В 1956 году Лина вернулась с Колымы. После смерти Сталина, брак между Линой и Прокофьевым признали законным, поэтому ей и сыновьям досталось практически всё имущество композитора. В 77 лет она уехала из Советского Союза на Запад и не вернулась.
91-й день рождения. С сыновьями.
В Лондоне в 1983 году она основала Фонд Сергея Прокофьева, куда передала свой обширный архив, включавший переписку с мужем. Свой последний, 91-й день рождения, она отпраздновала больнице в Бонне со своими сыновьями. Смертельно больная женщина даже пригубила шампанского.
Она ушла из жизни 3 января 1989 года в клинике имени Уинстона Черчилля в Лондоне. Записи с пением сопрано Лины Люберы не сохранились.
Творческое наследие Сергея Прокофьева огромно! Он работал во всех жанрах и очень успешно. Много музыки написано специально для детей: Симфоническая сказка «Петя и волк» (музыкальная история, рассказанная Симфоническим оркестром), сборник «Детская музыка».
Его фортепианные сонаты и Концерты пианисты уже давно стали включать в программы международных конкурсов.
А еще он прекрасно играл в шахматы с самого детства. Рояль и шахматы всегда были рядом.
P.S. К моему великому сожалению, в формат заметки невозможно включить хотя бы часть музыкального наследия композитора. Но можно воспользоваться YouTube, где при желании можно найти произведения Прокофьева в любых жанрах. #композиторы
Я совсем недавно в этой группе и рада, что её тематическая направленность максимально отвечает моим интересам. Восхищает тщательная разработка тем. их полноценное раскрытие. стиль подачи материала. Спасибо за очередной экскурс в мир искусства!
Уважаемая Ольга! Администрация Группы выражает Вам признательность за приятный отзыв. Создавая группу , мы изначально ставили перед собой цель, что, в группе не будет "просто" картинок, анекдотов, видео с коротким текстом, цитат, стихов (без истории). Мы стремимся к тому, чтобы дать возможность читателям ПОЗНАВАТЬ (а не УЗНАВАТЬ) Мир во всем его многообразии, и радуемся, когда у нас появляются единомышленники.
Спасибо за внимание. с которым Администрация отнеслась к моему отзыву. Я совершенно искренно восхищаюсь позицией создателей Группы, а также приоритетами Группы. Желаю дальнейших успехов и удовлетворения результатами своей деятельности!
Людмила, с большим удовольствием прочла эссе о Прокофьеве - личности незаурядной и сложной. Хорошо знаю его музыку. А вот пьеса "Наваждение" - новое для меня. И сама пьеса и техника исполнения пианистки Гульнары Курамбаевой просто потрясли. Действительно, наваждение. Спасибо огромное !
АРТ - это искусство. Это понятие очень широко: от нарисованных безвестным первобытным мастером животных на стене пещеры до умопомрачительных фантазий Сальвадора Дали, от декора средневековых соборов до современных абстрактных скульптур и авангардных театральных постановок... Часто перед человеком, заинтересовавшимся искусством, встает вопрос: как разобраться в его многочисленных стилях и направлениях. К тому же в "Одноклассниках" и других популярных соцсетях довольно много групп и страниц, посвященных искусству вообще либо отдельным его видам. Мы, в рамках предложенной концепции, предлагаем рассмотреть самые разнообразные и яркие художественные эпохи
К 120-летию выдающегося испанского художника-сюрреалиста, графика, скульптора
Его личность обросла легендами и безмерным количеством всевозможных эпитетов: гениальный, выдающийся, загадочный, фантастический, параноидальный, философский, скандальный, мистический... И любому из них он дал повод своей жизнью и творчеством. А все начиналось, как это часто бывает в подобных случаях, с безвестности и почти маниакального стремления стать самым лучшим и самым знаменитым. Он рано осознал себя гениальным художником, и даже когда его выгнали из Мадридской академии Сан-Фернандо, нисколько не жалел об этом, так как считал себя значительно превосходящим своих учителей.
К 100-летию советского и российского поэта, барда, прозаика БУЛАТА ОКУДЖАВЫ
Мастер поэтического языка, властитель чувств нескольких поколений, подаривший нам удивительное песенное слово большой доверительности и естественности. Он прошел через войну, посвятил ей 28 стихов и ненавидел больше всего на свете. Булат Окуджава – это лицо эпохи, его песни – это неотъемлемая часть московской культурной жизни и послевоенного периода. Булат Окуджава родился 9 мая и впоследствии отмечал два праздника: День Победы и свой день рождения. Будущий московский поэт родился в Москве в 1924 году в семье большевиков, приехавших из Тифлиса для партийной учёбы в Москву. Его отец Шалва Степанович был грузином, а м
Продолжение Уверившись в своих силах, художник мечтает расписать храм единолично. Его приглашают участвовать не только в общих больших проектах, но и для самостоятельной работы. Далеко не все предложения Нестеров принимает: от каких-то он отказывается, какие-то не осуществлены или не завершены по независящим от него причинам. Большой проект по росписи храма Казанской Божией Матери у Калужских ворот в Москве сорвался уже после того, как художником была полностью разработана система росписи и готова смета.
К 150-летию одного из крупнейших парфюмеров "прекрасной эпохи" Франсуа КОТИ
В первой трети ХХ столетия мир парфюмерии принадлежал французу Франсуа Коти, потомку Наполеона Бонапарта, талантливому парфюмеру и ловкому предпринимателю, благодаря которому парфюмерная промышленность стала именно такой, какой мы ее знаем сегодня. Именно ему, рожденному в бедности, не получившему даже формального образования, обладателю одного из наиболее чутких носов своего времени, принадлежало великое множество ноу-хау и великая парфюмерная империя, покорившая весь мир... Это его имя и по сей день остается синонимом роскоши, ставшей доступной миллионам женщин. Каждый, кто интер
К 180-летию со Дня рождения русского архитектора Павла Сюзора
Если бы в Петербурге действовало правило обозначать на всех домах имена их создателей (что, кстати, и на самом деле было бы неплохо), то читатели «каменной летописи», наверное, удивились бы, увидев, насколько часто на ее страницах упоминается архитектор Сюзор. С возведенными или перестроенными им зданиями мы встречаемся в центре города буквально на каждом шагу – на Невском проспекте и набережной канала Грибоедова, на улицах Марата, Пушкинской, Некрасова, Малой Садовой, Салтыкова-Щедрина. Только сохранившихся построек этого плодотворно работавшего мастера насчитывается свыше семидесяти, а если учесть, что всего им было создано зано
460 лет назад родился поэт и драматург УИЛЬЯМ ШЕКСПИР,
который считается величайшим англоязычным писателем и одним из лучших драматургов мира. Мир идей и образов поэта-гуманиста поистине огромен. Шекспир воспроизводил на сцене сложные отношения власти и морали, чести и предательства, поднимая вопросы, актуальные для его современников. Шекспир - один из немногих писателей, который стал авторитетом и гением для многих поколений. О роли Гамлета, созданной еще в XVI веке, мечтают все актеры. Пьесы Шекспира ставят до сих пор, киностудии снимают киноленты по его произведениям, и независимо от того, одеты ли герои в исторические костюмы или современные одежды (как в голливудском фильме "Гамлет" 200
Продолжение Развитие итальянской живописи проходит сложными путями: в XIII столетии она запаздывает в развитии по сравнению с архитектурой и скульптурой; в XIV же веке, напротив, их обгоняет. Задержка в сложении самобытной итальянской живописи была вызвана фактором, который не играл существенной роли ни в архитектуре, ни, особенно, в скульптуре XIII века (т.н. дученто), — а именно византийскими влияниями. Итальянская живопись XIII века находилась всецело в плену у византийской схемы, к которой примешивались отчасти еще не изжитые древнехристианские традиции, а с другой стороны — усиливающиеся влияния северной готики. С точки зрения техники мозаика преоблад
К 300-летию великого немецкого философа ИММАНУИЛА КАНТА
Родоначальник немецкой классической философии, который совершил величайший мировоззренческий переворот. Основатель «критической философии» («Критика чистого разума»,1781; «Критика практического разума», 1788; «Критика способности суждения», 1790). Центральный принцип этики Канта, основанной на понятии долга, — категорический императив. Разработал космогоническую гипотезу происхождения Солнечной системы из первоначальной туманности («Всеобщая естественная история и теория неба», 1755). Создал новую теорию познания и этики. Ни один другой философ так основательно не размышлял о теме, которая находится и должна находиться в центре человече
190 лет назад родился русский живописец ГРИГОРИЙ МЯСОЕДОВ,
один из самых ярких представителей русского реализма второй половины XIX века, основатель Товарищества передвижных художественных выставок. Григорий Мясоедов принадлежал к старшему поколению мастеров идейного реализма. Он был человеком горячего сердца, нелицеприятным и прямым, а порой и резким в своих суждениях. И жизненный, и творческий путь его – это путь честного гражданственного служения. Традиционное представление о Мясоедове, как о художнике жанровой сцены, непременно с крестьянами, их бытом и заботами, сложилось задолго до советского периода с его прочной идейной подкладкой. Но еще раньше Мясоедову была отведена роль мастера
18 апреля исполняется 210 лет со дня рождения графа Евстафия Тышкевича
Белорусский археолог, историк, этнограф, краевед, музеевед; один из основателей белорусской научной археологии. Почетный член Петербургской академии наук, член Датского общества любителей северных древностей, Стокгольмской Королевской академии изобразительного искусства и древностей, Лондонского археологического института. Младший брат Константина Пиевича Тышкевича. Родился в Логойске 18 апреля 1814, умер 13 августа 1873.
Коллекционеры и меценаты — создатели искусства Серебряного века
13 апреля в России празднуют День мецената и благотворителя. Эта дата была выбрана неслучайно. В этот день родился римский аристократ Гай Цильний Меценат (70 г. до н.э. - 8 г. н.э.), который был покровителем искусств при императоре Октавиане Августе. Поэты того времени находили в нем покровителя: так, он помог Вергилию возвратить отнятое у него имение, а Горацию подарил свое поместье. Его имя стало нарицательным потому, что великие поэты из окружения Мецената, Вергилий и Гораций не были неблагодарными, и воспели его в стихах. Серебряный век немыслим без меценатства. Правильные традиции и религиозное воспитание пр
260 лет назад родился русский дипломат, путешественник, предприниматель Николай Резанов,
который вместе со своим тестем Григорием Шелиховым стоял у истоков Российско-американской компании. Один из руководителей первого русского кругосветного плавания. Первый официальный посол России в Японии, составитель одного из первых русско-японских словарей. Бывает так, что весьма достойный, но изрядно забытый исторический персонаж вдруг обретает вторую жизнь на сцене театра, потому что по какой-то поразительной случайности о его малоизвестной истории где-то услышал драматург. Именно так произошло с датским принцем Гамлетом, именно так произошло и с русским путешественником, предпринимателем и дипломат
К 100-летию величайшего американского актера МАРЛОНА БРАНДО
Часть 2 К концу 1950-х гг. в фильмографии Брандо аристократы почти вытеснили плебеев. Злые языки говорили, что актер «изменил идеалам юности», «ушел в коммерцию», что у него развилась звездная болезнь и непомерная мания величия. Насчет последнего, пожалуй, верно: мания величия у него была, и нешуточная. Он ссорился со всеми: партнерами, режиссерами, продюсерами, не говоря уже о журналистах. Сидни Люмет вспоминал, что в ту пору у Брандо была привычка: начиная работать с новым режиссером, он делал два одинаковых дубля. В одном выкладывался «по полной», другой «гнал на технике». И смотрел, какой дубль выберет режиссер. Если тот выбира
К 100-летию величайшего американского актера МАРЛОНА БРАНДО
Часть 1 Сложно сказать, была ли в истории кино более противоречивая и самобытная персона, чем Марлон Брандо. Его загадочную личность всегда окутывал флер небылиц и легенд. Он рвал и метал в ролях грубых смутьянов и темпераментных бунтарей, но в то же время умел обнажать их более ранимую сторону. Одним из первых взяв на вооружение актерский метод, Брандо устроил революцию в лицедейской профессии. Попутно он разбивал женские сердца направо и налево и приближал режиссеров к инфаркту своими самовольными выходками.
ХАНС ХОЛЛЯЙН: создатель постмодернизма и автор новой концепции архитектуры
К 90-летию крупнейшего архитектора венской школы, прославленного мастера современности
За годы своей творческой жизни Холляйн создал большое количество проектов, которые определили развитие архитектуры прошлого века. Он спроектировал лучшие концептуальные музеи Европы, множество выставочных и концертных залов, крупных универмагов и маленьких бутиков, офисных центров, жилых домов и городских площадей. А еще Ханс Холляйн — теоретик, философ, живописец, дизайнер интерьера, куратор знаменитых выставок и профессор архитектурных академий Европы и Америки. Воздействие идей и концепций Холляйна можно обнаружить в архитекту
В античном мире, как, впрочем, и в современном, ни одно торжество не обходилось без музыки, пения или танцев. Отлично воспринимая эти искусства по отдельности, эллины все же объединяли их в триединую хорею – явление, ставшее основой театральных представлений. Можно поспорить с древними авторами, утверждавшими, что все, не исключая музыки, человеку даровано богами. В действительности вовсе не боги, и даже не служители культа стали первыми сочинять мелодии, а сами люди. Сначала в музыке был задействован только голос, затем кто-то придумал музыкальный инструмент, позже к ним присоединилось кр
190 лет назад родился УИЛЬЯМ МОРРИС – английский художник, писатель и переводчик
Дарования Уильяма Морриса были столь богатыми, что, если бы он лишился части своих талантов, этого никто бы не заметил: художник, писатель, издатель, философ, идеолог движения «Искусства и ремёсла» и основатель собственной компании. Он был неутомим, гениален и изобретателен, этот живой и нервный человек, любящий красоту и ремесла, желающий попробовать все на собственном опыте. Будучи профессиональным искусствоведом, он также пробовал себя в качестве художника, проявил как активный общественный деятель, занимался переводами и издательством книг и одним из первых протаптывал тропы для интерьерного дизайна. Дизайне
К 150-летию американского художника-иллюстратора Джозефа Лейендекера,
работы которого сформировали американскую культуру XX века. Этот художник определил стилистический вектор в американской иллюстрации. Он стал самым востребованным и продуктивным художником США в первой половине XX века. Мир модной иллюстрации прочно ассоциируется с изысканными женскими образами. Однако в 1920-е годы самым высокооплачиваемым американским иллюстратором был Джозеф Кристиан Лейендекер. Он прославился созданием рекламных плакатов с изображением мужчин – и сформировал идеал мужской внешности, господствовавший в американской массовой культуре последующие десятилетия. Культовы
180 лет со дня рождения композитора, педагога Николая Андреевича Римского-Корсакова
Николай Андреевич Римский-Корсаков – один из самых знаменитых и один из самых плодотворных русских композиторов-классиков. Творчество Николая Андреевича Римского-Корсакова – уникальное явление в истории русской музыкальной культуры. В своих произведениях он объединил все виды музыкального жанра, смог создать образы сложнейшего для России исторического периода, предсказать грядущие перемены и сатирически вскрыть тяжелейшие язвы русского общества.
«Это композитор, который осуществил связь времен в русской музыке. Его творческий стиль перекинул мост от заветного глинкинского периода к Русскому Двадцатому век
К 140-летию русского писателя-фантаста АЛЕКСАНДРА БЕЛЯЕВА
Его перу принадлежат более 70 научно-фантастических произведений, в том числе 17 романов. Он использовал разные жанры — от волшебной сказки до романа-памфлета. Мотивы добра, справедливости, гуманизма, ответственности учёного пронизывают романы и повести Беляева («Человек-амфибия», 1928 г.; «Продавец воздуха», «Властелин мира»,1929 г.; «Ариэль», «Человек, нашедший своё лицо», 1941 г., и др.). Все его творчество – попытка приоткрыть завесу времени и заглянуть в завтра. За значительный вклад в русскую фантастику и провидческие идеи Беляева называют «русским Жюлем Верном». Он так же мог п
Комментарии 8
собой цель, что, в группе не будет "просто" картинок, анекдотов, видео
с коротким текстом, цитат, стихов (без истории). Мы стремимся к тому, чтобы дать возможность читателям ПОЗНАВАТЬ (а не УЗНАВАТЬ) Мир во всем его многообразии, и радуемся, когда у нас появляются единомышленники.