полотно Ж.Ф.Шарля
К графу не раз приезжали с просьбой продать ту или иную актрису. Сулили огромные деньги. Но Шереметев воспринимал свой театр как коллекцию драгоценностей, и не собирался расставаться с теми, в кого он основательно вложился. За Анну - его лучшую крепостную - один богач предложили 10 тысяч рублей… Он так мечтал о ней, что не пропускал ни одного представления в Кусково. А потом пытался передать через Шереметева подарки для нее...
Драгоценными стали и фамилии девушек! Чтобы подчеркнуть, насколько они дороги и отличаются от остальных слуг, им придумали звучные псевдонимы. Так, например, крепостная Прасковья стала Жемчуговой, черноглазая Татьяна – Гранатовой, Фёкле, великолепной танцовщице, дали фамилию Бирюзова. А вот Кузьма, крестьянский сын, представлялся гостям графа как Сердоликов. И самой главной драгоценности, Аннушке, блестящей певице и изумительной актрисе, дали фамилию Изумрудова. Считается, что именно она запечатлена в русском народном платье на полотне крепостного художника Ивана Аргунова, тоже принадлежавшего Шереметевым…
Именно Анна стала примой шереметевского театра. У нее были собственные покои и даже прислужница. Конечно, за глаза о ней шептались в поместье. Виданное ли дело! Если граф столь отличает крепостную девушку, значит, не просто так.
После смерти Петра Борисовича, его дело продолжил сын, Николай Шереметев. И снова Анна Изумрудова блистала на сцене! Правда, куда большее предпочтение молодой граф Шереметев отдавал ее младшей коллеге, Прасковье. Когда императрица Екатерина II приехала полюбоваться в Кусково на игру крепостных актрис, то ей поспешили представить именно Жемчугову, а вовсе не самую талантливую Анну Изумрудову. Вот поэтому-то свой дар – бриллиантовый перстень – государыня и отдала ей…
Комментарии 18
На какие только жертвы не идут современные девушки в погоне за стройной фигурой. А вот стройность/худоба девушек на Руси считалась чуть ли не уродством. Идеалом красоты была женщина с пышными бёдрами.