Название для такой машины родилось из метафоры. Hayabusa (隼) переводится с японского как «сапсан» – птица, которая считается воплощением скорости. Во время вертикального пикирования её полёт может достигать 325 км/ч. Кроме того, сапсаны охотятся на чёрных дроздов, что в 1990-х стало символическим выражением намерения Hayabusa сместить с лидирующих позиций Honda CBR1100XX Super Blackbird как самого быстрого на тот момент серийного мотоцикла в мире. В итоге Hayabusa удалось превзойти конкурента на целых 16 км/ч – новый лидер показал скорость 312 км/ч, что навсегда закрепило за японским байком статус самого быстрого в XX веке.
Однако достоинства Hayabusa не исчерпываются скоростью. Сразу после его появления на международном рынке в 1999 г., в прессе писали о его высочайшей для своего класса производительности, сбалансированном дизайне кузова с превосходной управляемостью, о надёжности и исключительных аэродинамических характеристиках.
1-ое поколение Hayabusa (1999 – 2007 гг.) - это спортивное «сердце» в японских доспехах. Взяв за основу двигатель объёмом 750 куб.см3, который использовался на гонках супербайков, инженеры Suzuki улучшили его при помощи технологий, используемых в гоночных двигателях. Так у мотора Hayabusa появились цилиндры SCEM с выдающимися показателями рассеивания тепла и износостойкости, двухступенчатый впрыск топлива и система инерционного наддува SRAD.
Созданный в итоге двигатель представлял собой рядный 4-цилиндровый DOHC объёмом 1300 куб.см с боковым расположением цепи ГРМ с жидкостным охлаждением и шестнадцатью клапанами, приводимый в движение двойными верхними распределительными валами. Эта конфигурация обеспечивала рекордную мощность 128,7 кВт (175 л.с.) при 9800 об/мин и максимальный крутящий момент 138,2 Н·м при 7000 об/мин – наивысшие характеристики из всех когда-либо существовавших в спортивном мотоцикле.
Первой флагманской моделью стал GSX-R1100, оснащённый рядным 4-цилиндровым двигателем с водяным охлаждением мощностью 111,8 кВт (152 л.с.) при 10 000 об/мин и крутящим моментом 114,7 Н·м при 9000 об/мин. Для повышения устойчивости как при ускорении, так и при езде на высоких скоростях, соотношение распределения веса мотоцикла спереди и сзади было задано на уровне 51:49, то есть передняя часть мотоцикла была немного тяжелее задней.
Другим нововведением стало использование алюминиевой диагональной рамы, которая позволила добиться выдающихся аэродинамических характеристик за счёт низкого расположения секции трубы рулевой колонки. По сравнению с уже существующими рамами рама Hayabusa была на 15% более жёсткой.
Чтобы до предела уменьшить аэродинамическое сопротивление и максимально защитить водителя от ветра без ущерба для комфортной посадки, инженеры Suzuki взяли за основу конструкцию традиционных японских доспехов. Испытания в аэродинамической трубе и множество других данных позволили довести до совершенства уникальный дизайн байка.
Создатель внешнего вида Hayabusa Кодзи Ёсиура объяснял, что при работе над первым поколением мотоцикла целью было «создать несколько гротескный дизайн, сильное первое впечатление и абсолютно новый стиль, который не устареет в течение долгого времени и в итоге станет «лицом» Suzuki». Задуманное исполнилось. Внушительный и немного агрессивный внешний вид спортивного байка нашёл своих преданных поклонников – мотоциклы Hayabusa стали культовыми.
Для разработки 2-го поколения Hayabusa (2008-2020 гг.) было предпринято масштабное исследование. Выяснилось, что большинство обладателей мотоцикла были настолько очарованы моделью, что не хотели бы менять её слишком сильно. Поэтому инженеры Suzuki сконцентрировались на увеличении мощности двигателя и приведении байка в соответствие с новыми требованиями по шуму и выбросам, проведя лишь небольшой редизайн его внешнего вида.
Изменения в двигателе заключались в увеличении хода поршня на 2 мм и увеличении объёма двигателя до 1340 куб.см. Степень сжатия была увеличена с 11:1 до 12,5:1, а головка блока цилиндров стала более компактной и получила более лёгкие титановые клапаны, которые приводились в движение цепью с новым гидронатяжителем. Поршни были облегчены на 1,4 г, в них использовались кольца с ионным покрытием. Для избежания потери мощности в систему вентиляции картера были добавлены лепестковые клапаны для контроля волн давления во впускной воздушной камере.
Выхлопная система была переработана с использованием системы 4-2-1-2: четыре выхлопных патрубка сливались в две трубы, а затем соединялись в одну трубу, а затем разделялись на два увеличенных, более тихих глушителя. Выхлопная система также включала каталитический нейтрализатор и датчик кислорода, чтобы соответствовать стандартам «Евро-3» по выбросам.
Подвеска была модернизирована с помощью перевёрнутой вилки Kayaba диаметром 43 мм с ползунами, имеющими алмазоподобное углеродное (DLC) покрытие, и стала более жёсткой.
Технические улучшения в шасси включали в себя радиальные тормозные суппорты Tokico, которые позволили использовать диски меньшего размера и, следовательно, снизить неподрессоренную массу, что улучшило управляемость. Увеличение мощности переднего торможения потребовало более прочного нижнего тройного зажима. Задний тормозной суппорт был перенесён на верхнюю часть диска, что придало ему более лаконичный внешний вид.
Дизайн второго поколения Hayabusa был создан по итогам испытаний в аэродинамической трубе. Согласно замыслу всё того же Кодзи Ёсиура рельефные линии и изгибы байка вдохновлены мощью гонщика: «Я хотел создать подчёркнуто мужскую форму, которая бы намекала на развитую мускулатуру владельца Hayabusa».
Эргономические и косметические изменения модели 2008 г. включали в себя более высокое ветровое стекло и приборную панель, совмещённые с цифровым спидометром, а также новый индикатор передачи и переключения передач. Вес модели был уменьшен за счёт отказа от центральной подножки.
3-е поколение Hayabusa (2021 г.) - это полностью обновлённая модификация, воплотившая все новейшие инженерные достижения Suzuki. Сохранив статус самого быстрого в мире, Hayabusa стал ещё и одним из самых комфортных мотоциклов. Модель сохранила концепцию Ultimate Sport от первого поколения, а также получила уникальный дизайн с выдающимися аэродинамическими характеристиками и отличными ходовыми качествами.
Нет комментариев