БОГОМАТЕРЬ ВЛАДИМИРСКАЯ, СО СВЯТИТЕЛЕМ ВАСИЛИЕМ ВЕЛИКИМ И МУЧЕНИЦЕЙ СОЛОМОНИЕЙ НА ПОЛЯХ
1560–1570-е годы. Москва
Святые на полях – начало XVII века
Дерево, темпера; 34,5 × 30 см
КП 662
23 июня (6 июля) 1480 года чудотворная икона Богоматери Владимирской повторно была перенесена из Владимира в Москву. С ее заступничеством связали последовавшие вскоре события - поход хана Ахмата на Москву после стояния на реке Угре закончился отступлением татарского войска без сражения.
Образ из собрания Музея имени Андрея Рублёва достаточно точно воспроизводит древний чудотворный образ Богоматери Владимирской, что в целом характерно для XVI века.
Изображение на полях иконы святых, соименных великому князю Василию Ивановичу (1479–1533) и его первой супруге Соломонии Сабуровой (ок. 1490–1542), объясняется надписью на обороте, выполненной в XIX веке, которая связывает икону с древним боярским родом Сабуровых:«1508 из рода бояр великой княгини Соломонии перешла в род Денисовых, из рода Денисовых в род Кошутиным. Денисов имел дочь, выдал за Кошутина, а благословил этой иконой. Ал. Кошутин и Анна Денисова 1823, Ив. Кошутин и Екатерина Терентьева 1848, Кошутин и Мария Рыбина 18[...], Дмитрий Кошутин и Елизавета Рубцова»
В 1525 году великая княгиня Соломония Юрьевна Сабурова была насильно пострижена за бездетность в монахини и скончалась в суздальском Покровском монастыре. Вторично Сабуровы породнились с царским родом в 1571 году, когда Иван IV женился на дочери Богдана Сабурова. В течение XVII века представители этого рода неоднократно были воеводами в Суздале и Владимире. Возможно, упоминаемые в надписи Денисовы – представители владимирского купеческого рода, занимавшего в конце XVIII – начале XIX века высокое положение в городе. По-видимому, надпись свидетельствует о переходе реликвии на протяжении четырех столетий из одного рода в другой. В надписи над именами трех последних пар стоят цифры, означающие, по всей вероятности, возраст, в котором они сочетались браком, соответственно – 24 и 20, 32 и 20, 29 и 22 года. 1823 и 1848 – годы женитьбы двух первых пар.
Темный колорит, плотность письма ликов и графичность исполнения прямо связывают памятник с иконописанием Москвы второй половины XVI столетия.
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев