Обсуждаемые темы

Музей имени Андрея Рублева
последний комментарий сегодня в 14:50

Вход Господень в Иерусалим

Вход Господень в Иерусалим – один из двунадесятых праздников, отмечаемый за неделю до Пасхи в шестое воскресенье Великого Поста. Согласно описаниям всех четырех евангелистов, Христос, пришедший в Иерусалим на праздник Пасхи, въехал в город на осле и был встречен жителями как Мессия, о котором говорится в ветхозаветных пророчествах.
Изображение Входа Господня в Иерусалим известны с IV века. Традиционно в центре композиции помещается едущий на осле к вратам Иерусалима Христос. Из города навстречу ему выходят жители, дети залезают на дерево и устилают путь Христа дорогими одеждами. За Иисусом идут ученики. С XIV века в византийском и древнерусском искусстве встречается вариант со сложным разворотом фигуры Христа, повернушегося назад к апостолам, но благословляющего стоящих впереди у врат Иерусалима людей. Такой вариант иконографии присутствует на меднолитом образе, созданном в мастерской известного старообрядческого литейщика и эмальера Родиона Семеновича Хрусталева, чьи инициалы проставлены на этом произведении.
Музей имени Андрея Рублева
последний комментарий сегодня в 00:06

Воскрешение Лазаря

В Евангелии от Иоанна повествуется о том, что сестры заболевшего Лазаря Марфа и Мария обратились к Христу с просьбой прийти и исцелить их брата. Когда Иисус с учениками пришел к ним, Лазарь был уже мертв и четыре дня, как похоронен. Иисус велел убрать камень, закрывавший вход в погребальную пещеру, и приказал Лазарю выйти. Ко всеобщему удивлению погребенный ожил и вышел из могилы. После этого он присутствовал вместе с Иисусом на трапезе в Вифании. Считается, что в дальнейшем Лазарь стал епископом Китии (ныне Ларнака, Кипр). При императоре Льве VI в 901/902 году на месте древнего храма там была обнаружена гробница с надписью: «Лазарь четырехдневный и друг Христов».
Изображения Воскрешения Лазаря известны с раннехристианского времени. В русской иконописи икона на этот сюжет обычно входила в состав праздничного ряда иконостаса. Образ из собрания музея также происходит из иконостаса. Иконографическое решение его традиционно: справа на фоне темной пещеры изображен завернутый в саван восставший из гроба Лазарь, слева - Христос с апостолами. У ног Христа - сестры Лазаря Марфа и Мария.
Икона написана провинциальным поволжским мастером. В XIX столетии образ надставили и дописали фигуры святых воинов Иоанна и Димитрия Солунского.
Музей имени Андрея Рублева
последний комментарий 26 апреля в 23:05
Музей имени Андрея Рублева
последний комментарий 26 апреля в 22:21

Священномученик Антипа Пергамский

Священномученик Антипа (I век) упоминается в Апокалипсисе как верный свидетель Христа (Откр 2, 13). Согласно его житию, проповедовавшего христианство Антипу языческие жрецы обвинили в том, что из-за него боги оставили Пергам. Правитель города потребовал, чтобы Антипа отрекся от своей веры, но безуспешно, после чего святого бросили в раскаленного медного быка, где тот скончался с молитвой на устах. В V веке над могилой священномученика возвели храм. Согласно источникам XI-XII столетий, при императоре Феодосии Великом (IV век) в Константинополь был перенесен медный бык, послуживший орудием казни святого. С IX века там существовал посвященный Антипе Пергамскому храм. Как в Византии, так и на Руси народное почитание Антипы было связано с верой в его помощь при зубной боли.
Традиционно Антипу изображали старцем с длинной заостренной бородой и в епископском облачении - фелони и омофоре с крестами. На иконе священномученик представлен погрудно в своем обычном облике, однако этот образ можно отнести к редкостям в силу техники его изготовления, поскольку это раскрашенный рельеф. Миниатюрный размер иконы свидетельствует о том, что ее брали в дорогу или носили с собой для помощи в зубных болезнях.
Музей имени Андрея Рублева
последний комментарий 26 апреля в 22:17
Музей имени Андрея Рублева
последний комментарий 26 апреля в 20:36

27 апреля в 14:30 - лекция «Иконография Страстной седмицы»

Страстная неделя – завершающий этап подготовки к празднованию Воскресения Христова. Во время этой предпасхальной недели особенным образом вспоминаются последние дни земной жизни. Они наполнены надеждой, скорбью и болью предательства Иуды в Великую среду, таинственным совершением первой Литургии – Тайной вечерей в Великий четверг, Распятием в Великую пятницу, тишиной Великой субботы. Все эти события нашли отражение в памятниках иконографии Византии и Древней Руси, составив законченный цикл повествования о последних днях земной жизни Спасителя.
Читает старший научный сотрудник отдела научно-просветительной работы Музея имени Андрея Рублева Д.Н. Клыков
💳 Бесплатно
Перед лекцией нужно взять бесплатный билет в кассе музея.
📍 Лекторий музея. Андроньевская пл., 8
Музей имени Андрея Рублева
последний комментарий 26 апреля в 12:59

Богоматерь Неувядаемый цвет

Название иконы восходит к тексту Благодарного канона преподобного Иосифа Песнописца (IX век), в котором Неувядаемый Цвет - один из эпитетов Богородицы, отсылающий к ветхозаветным прообразам - Древу Иесееву и процветшему Жезлу Аарона. Празднование иконе совершается накануне и в день памяти преподобного Иосифа. Впервые это название встречается в составе изобразительного свода Богородичных икон в 1722 году. В нем было два разных образа Богоматери с близкими названиями — Неувядаемый Цвет и Благоуханный Цвет. Вскоре первое из них стало единым для всего разнообразия композиционных типов изображения Богоматери с Младенцем, где Мария или Христос держит в руках цветы. Икона из собрания Музея с тронным изображением Богоматери восходит к одной из греческих гравюр и представляет иконографию, популярную в Греции и на Балканах, но в России встречающуюся редко. Произведение было создано в известном старообрядческим художественном центре XIX века — городе Сызрани на Средней Волге.
Музей имени Андрея Рублева
последний комментарий 25 апреля в 20:43
Музей имени Андрея Рублева
последний комментарий 25 апреля в 18:51
Музей имени Андрея Рублева
последний комментарий 25 апреля в 11:24

Экспонат недели из собрания Музея имени Андрея Рублева

СВЯТИТЕЛЬ ВАСИЛИЙ ВЕЛИКИЙ И ВАСИЛИЙ БЛАЖЕННЫЙ
Первая треть XVII века. Москва
Дерево, темпера. 31 × 27 см
КП 87
Показать ещё