ПРЕПОДОБНЫЙ ОНУФРИЙ ВЕЛИКИЙ
Последняя четверть XVII века. Центральная Россия
Дерево, темпера. 109 x 44,7 см
КП 3481
Преподобный Онуфрий Великий (ок. 320 – ок. 390) прославился многолетним аскетическим житием в египетской пустыне, в чём он подражал пророку Илие и Иоанну Предтече. Житие святого было записано с его собственных слов преподобным Пафнутием, автором «Лавсаика» - сборника жизнеописаний египетских подвижников.
Почитание преподобного Онуфрия на Руси известно с древности, но его культ не был широко распространенным. Наиболее развитым он был в северо-западных землях, где в первой половине XV века было построено несколько посвященных ему храмов. По крайней мере, с XVI века Онуфрий Великий особо почитался в Соловецком монастыре, где также имелся посвященный ему храм.
В XVI-XVII веках на рост популярности преподобного Онуфрия в России оказало его широкое почитание в западнорусских землях, находившихся в составе Великого княжества Литовского и Речи Посполитой. В 1685 году вышло польское (Вильно), а в 1696 году кириллическое (Супрасль) издание Жития святого, составленное Иосифом Петкевичем.
Отдельные изображения преподобного в русской иконописи очень редки. Обычно он встречается в группе избранных святых или с другими пустынножителями-аскетами. Особенности его иконографии – длинная до земли седая всклокоченная борода и повязка из листьев кактуса на обнаженном теле – зримо обозначали отшельника, презревшего свою плоть. С XVII века известны единоличные образы преподобного, в частности, храмовая икона Онуфриевской церкви Соловецкого монастыря, созданная до 1676 года (Музей "Коломенское").
Икона из собрания Музея имени Андрея Рублёва входила в состав деисусного ряда иконостаса. Помещение изображения преподобного Онуфрия в деисусе – чрезвычайно редкое явление, отражающее его особое местное почитание.
Икона выполнена провинциальным мастером, воспринимавшим в своем творчестве тенденции столичного искусства в смягченном виде. Характерный оранжеватый тон вохрения, мягкая пластика, активная подрумянка и легкие описи черт лика черной краской и белилами чрезвычайно характерны для среднерусских памятников последней четверти XVII века. Круглые, слегка навыкате глаза, несколько наивное выражение лика придают особое обаяние образу святого. Точную стилистическую аналогию иконе представляет образ «Апостол Фома» в собрании банка Интеза в Виченце, происходящий из того же комплекса иконостаса неизвестного нам храма.
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев