СВЯТИТЕЛЬ ВАСИЛИЙ РЯЗАНСКИЙ
Начало XX века. Ростов
Эмаль на медной основе, латунь, бархат, штамповка, роспись, скань; 8,5 х 7,2 см
КП 3504
Предание о святителе Василии, епископе Рязанском и Муромском, сбивчиво и противоречиво. По летописям и документальным источникам на Рязанской кафедре известны два епископа по имени Василий, которые были вторым и четвертым в списке рязанских архиереев. Первый скончался в 1294 году., второй был рукоположен московским митрополитом Алексием в 1356 году и скончался до 1360 года.Известно, что епископ Василий II получил от рязанского князя Олега Ивановича земельные пожалования и льготы. Современные историки склоняются к тому, что свт. Василий Рязанский жил в первой половине — середине XIV века, тем не менее, нет оснований полностью исключить другую версию.
Время канонизации святого точно не известно. Он не был прославлен вместе с муромскими святыми на Соборах 1547 и 1553 годов, хотя подготовка к канонизации, несомненно, велась. Об установлении местного почитания свидетельствует «Повесть о Рязанском епископе Василии» («О граде Мураме и о епископьи его, како преиде на Рязань»), написанная
известным богословом Ермолаем (в иночестве Еразмом) по заказу митрополита Макария. В этом произведении рассказывается об изгнании епископа из Мурома вследствие дьявольских козней. Чтобы восстановить горожан против святителя, дьявол преобразился в девицу, которая то выглядывала из окошка епископской кельи, то выходила из нее. Жители Мурома обвинили св. Василия в блудодеянии и дали ему лодку, чтобы тот покинул город. Однако святой, взяв икону Богоматери с Младенцем, расстелил на воде свою мантию и отплыл вверх по течению Оки, в Рязань.
Именно так - плывущим на мантии с иконой в руках - его часто изображали на иконах в новое время. Наиболее раннее изображение этого сюжета присутствует на клейме иконы «Благоверные князья Константин, Михаил и Феодор Муромские, с житием» 1714 года письма Александра Казанцева (Муромский музей), а самый известный образ написан в середине XIX в. художником Н.В. Шумовым (Рязанский музей-заповедник). К последнему изображению восходили многочисленные иконописные и эмалевые паломнические образки, массово создавашиеся по заказу Рязанского архиерейского дома.
В простом, но изящном обрамлении эмалевого образка из собрания Музея имени Андрея Рублёва, заметно влияние стиля модерна, что характерно для произведений начала XX века.
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев