БОГОМАТЕРЬ ДОНСКАЯ
Первая половина ХVII века. Москва
(оклад - XVII-начало XVIII века. Москва)
Дерево, темпера; серебро, цветные стекла; басма, чеканка, резьба, канфарение, золочение. 32 × 27 см
КП 2212
Икона восходит к прославленному образу конца XIV века., созданному для Успенского собора в Коломне, перенесенному затем в Благовещенский собор Московского Кремля и ставшему там одной из наиболее чтимых святынь Москвы (ГТГ).
Иконография Донской - один из вариантов типа «Умиления». Ее характерная особенность - опирающиеся на левую руку Богоматери обнаженные до колен ноги Младенца. Образы близкой иконографии нередко встречаются в византийском искусстве с XIV века. Икона музейного собрания воспроизводит образ кремлевского Благовещенского собора в уменьшенном размере и с несколько иным сложением перстов у Младенца. Мастер, видимо, хорошо знал древний образ, так как повторил в своей иконе его колористические особенности – розовую основу каймы мафория и розоватый оттенок хитона Спасителя.
Название иконы Богоматери «Донская» появилось только в середине - второй половине ХVI века и было связано с тем, что князь Дмитрий Иванович получил в царствование Ивана Грозного имя «Донского», которое вскоре было распространено и на основанный им перед битвой с татарами на Куликовом поле (1380) Успенский собор в Коломне, и на икону Богоматери, находившуюся там со времени его постройки. Перед походом на Казань Иван IV молился перед этим образом в Коломне и взял его с собой. После взятия Казани чудотворная икона была перенесена в Благовещенский собор Кремля.
Победа в 1591 году над ханом Казы Гиреем во время его нашествия на Москву связывалась с помощью от Донской иконы. Царь Федор Иванович основал в память этой победы Донской монастырь, для которого был сделан список с образа Благовещенского собора. В конце XVII века было составлено Сказание, согласно которому перед Куликовской битвой икону поднесли князю Дмитрию Ивановичу донские казаки. Эта поздняя версия получила большое распространение в литературе XIX - начала XX века.
Икона написана одним из царских мастеров первой четверти ХVII века и позднее украшена серебряным окладом с венцами.
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев