БОГОМАТЕРЬ ЖИВОНОСНЫЙ ИСТОЧНИК
1890-е годы
Дерево, темпера. 18 × 14,5 см
КП 5159/11/1
Иконография Богоматери «Живоносный источник» сложилась в византийском искусстве в связи с почитанием расположенного близ Константинополя источника, найденного еще в V веке военачальником Львом Макеллом. Став императором, он выстроил над этим источником храм, где произошли многочисленные исцеления. История источника была изложена в XIV веке в особом Сказании, автором которого был Никифор Каллист, тогда же был установлен день его празднования – пятница Светлой седмицы, и появилась его иконография. Поскольку в храме над самим источником был мозаический образ Богородицы, то на изображениях Живоносного источника представляли сидящую в чаше Богоматерь с Младенцем Христом на руках.
На Руси она получила распространение только после реформ патриарха Никона, когда в состав богослужебных книг (Цветная Триодь) по греческому образцу были включены Служба Живоносному Источнику и Сказание о нем.
Композиция иконы включает, помимо сидящей в чаше Богоматери с Младенцем, изображение двух ангелов по сторонам от нее, а также бассейна, куда истекает вода из чаши, и вокруг которого располагаются толпы больные и страждущие. Пришедшие к источнику люди пьют из него воду, омывают свои лица и наполняют водой сосуды.
На иконе из собрания Музея имени Андрея Рублёва, в силу её небольших размеров, страждущих изображено немного, и все они сосредоточены на переднем плане композиции. Стиль письма ориентирован на традиции конца XVII-XVIII столетий.
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев